ivanstudent

Путь к Файлу: /Введение в общую психологию.1 / 83 / PSIX_M.DOC

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   ivanstudent
Добавлен:   24.12.2014
Размер:   54.5 КБ
СКАЧАТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Предисловие .......................................................................................

2. Примерный тематический план лекционного курса:

     «Введение в общую психологию» .....................................................

3. Темы контрольных работ ..................................................................

4. Примерные вопросы к курсу «Введение в общую психологию» ......

4

 

5

8

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Курс «Основы общей психологии» является базовым, состоящим из трех частей: «Введение в общую психологию», « Психология познавательных процессов» и «Психология личности»

В курсе «Введение в общую психологию» студенты знакомятся с предметом, задачами, структурой психологии; развитием и становлением психологии как науки; основными категориями психологии, а так же методологией экспериментального исследования в психологии, характеристиками методов исследования.

Студенту в первом семестре необходимо выполнить две контрольные работы. Первая контрольная работа состоит из реферата и трех задач, вторая – из тестовых задач.

Требования к написанию реферата. В реферате нельзя ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного, необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, обращая внимание не только на результат, но и на методику, применяемую при изучении той или иной проблемы. Поэтому надо стремиться не только усвоить основное содержание, но и способ доказательства, раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемой работы, а так же выразить собственное отношение к идеям и выводам автора, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей).

Реферат, как правило, составляется с подразделением материала на пункты или с выделением глав реферируемого источника. Возможно и такое деление: проблематика, цели и задачи исследования, его методы и результаты, выводы и предложения.

Реферируемая работа, списки использованной литературы, а так же все ссылки на литературные источники должны быть оформлены следующим образом: фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.

Требования к решению задач – показать знание теоретического материала по данной проблеме. Ответ должен быть полным, подтвержденным теми или иными теориями, исследованиями.

Вторая контрольная работа состоит из тестовых задач.

 

ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ

«ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ»

 

1. Ананьев Б.Д. Современная психология и проблемы человекознания. М., 1997. – 486 с.

2. Введение в общую психологию. Под ред. Петровского А.В. – М., 1987.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.

4. Гиппенрейтер Ю.Б.  Введение в общую психологию. – М., 1996.

5. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. – М., 1992. Т.1.

6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 1997.

7. Ждан А.Н. История психологии. –М., 1997. – 442 с.

8. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы методологии психологического и патопсихологического исследования. – Томск, 1988. –234 с.

9. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1995.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на – Дону, 1997. – 736 с.

11. Ярошевский  М.С. История психологии. – М., 1996. – 416 с.

 

 

2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ

ПСИХОЛОГИЮ»

 

ТЕМА 1. Общее представление о психологии как науке. Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Психические явления и психологические факты ( внутренний опыт, внешнее неосознанное поведение, психосоматика, материальная и духовная культура).

 

ТЕМА  2. Структура психологии ( специальные разделы психологии). Место психологии среди других наук.

 

ТЕМА 3. «Душа» в мифологии примитивных народов (анимизм, гилозоизм). Представление древних философов о душе ( Аристотель, Сократ, Демокрит, Гераклит, Анаксогор, Диоген, Эмпедокл). Вопрос о природе души. Душа как особая сущность. Взаимоотношения души и тела.

 

ТЕМА 4. Представление философов о душе и познании в средние века (А. Аврелий, Р. Бекон. Ф. Бекон).

 

ТЕМА 5. Р. Декарт и его представления о душе и теле ( психофизиологическая проблема, сознание, мышление).

 

ТЕМА 6. Монодология Г. Лейбница. Дискуссия Г. Лейбница и      Дж. Локка.

 

ТЕМА 7. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. «Рефлексия» Дж. Локка.

 

ТЕМА 8. Психология сознания. Структуризм Э. Титченера, «аналитическая интроспекция», «ошибка стимула». Функционализм Ф. Брентано. Метод интроспекции ( «преимущества», дополнительные требования, проблемы и трудности, критика). Метод интроспекции и использование данных самонаблюдения, их отличия. Возможность раздвоения сознания, интро-, экстро- и моноспекция. Самонаблюдение и самопознание.

 

ТЕМА 9. Сознание. Факты сознания. Свойства сознания. Элементы сознания. Явления сознания как предмет психологии. Объективные и субъективные элементы сознания. Понятие ассоциации и апперцепции. Объем сознания и объем внимания. Соотношение предмета и метода в психологии сознания.

 

ТЕМА 10. Психология как наука о поведении. Требования объективного метода. Факты поведения.

 

ТЕМА 11. Бихевиоризм и его отношение к сознанию. Основная единица поведения. Теоретические задачи, экспериментальная программа. Проблема мышления и речи в бихевиоризме. Необихевиоризм, «промежуточная переменная», оперантрое обкусловливание Б. Скиннера.

 

ТЕМА 12. Представления И.М. Сеченова о рефлекторной деятельности. Рефлексология В.М. Бехтерева и И.П. Павлова.

 

ТЕМА 13. Неосознаваемые процессы  сознательных действий. Первичные автоматизм и навыки. Навыки и сознание. Явление неосознаваемой установки. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий и психических состояний, их значение для психологии. Неосознаваемые побудители действий. «Надсознательные процессы».

 

ТЕМА 14. Бессознательное. Первые упоминания, позитивное и негативное определения бессознательного. Сознание и неосознаваемое психическое. З. Фрейд и его представления о бессознательном(бессознательные влечения, структура личности). Формы проявления бессознательного, методы психоанализа. Коллективное и индивидуальное бессознательное (К.Г. Юнг), архетипы, структура личности. Бессознательное в индивидуальной психологии А. Адлера, гуманистической психологии (А. Маслоу, Э. Фромм). Неофрейдизм (К. Хорни).

 

ТЕМА 15. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Объективный критерий психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении чувствительности и ее экспериментальная проверка. Адаптивная роль психики в эволюции животных. Развитие психики в филогенезе, стадии и уровни.

 

ТЕМА 16. Основные особенности психики животных. Инстинкты, их механизмы. Соотношение инстинкта и научения. Язык и общение. Орудийная деятельность.

 

ТЕМА 17. Общественно-историческая природа психики человека. Биотропный и социотропный подходы к развитию психики человека. Первобытное и логическое мышление. Истинная память (П. Жане).

 

ТЕМА 18. Гипотеза о происхождении сознания: роль труда и речи. Вопрос о природе психики человека. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (человек и природа, человек и его собственная психика). Роль знака в формировании психики. Строение высших психических функций ( генетические аспекты, превращение интерпсихических отношений в интрапсихические, практические выводы). Формирование психики в онтогенезе. Усвоение общественно-исторического опыта как генеральный  путь онтогенеза человеческого индивида.

 

ТЕМА 19. Психическая теория деятельности. Основные понятия и принципы. Операционно-технические аспекты деятельности (действия и цели, операции, психофизиологические функции), мотивационно-личностные аспекты деятельности (потребности, мотивы, особенности деятельности). Мотивы и сознание, мотивы и личность. Развитие мотивов. Индивидуальный стиль деятельности. Внутренняя деятельность. Деятельность и психические процессы. Теория деятельности и предмет психологии.

 

ТЕМА 20. Психофизиологическая проблема и варианты ее решения (взаимодействие, дуалистический и монистический параллелизм, третье решение).

 

ТЕМА 21. Процесс онтологизации  D- и М-мир. Классические и неклассические представления об объективности и рациональности.

 

ТЕМА 22. Механизмы организации движений по Н.А. Бернштейну (принцип сенсорной коррекции, схема рефлекторного кольца, теория уровней). Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие. И его развитие Н.А. Бернштейном (конкретно-физиологический, общебиологический и философский аспекты).

 

ТЕМА 23. Основные направления в психологии (психология сознания, бихевиоризм, теория деятельности, гуманистическая психология).

 

ТЕМА 24. Методология экспериментального исследования в психологии. Классификации методов, эмпирические и теоретические методы. Номотетический и идеографический подходы в психологическом исследовании. Характеристики методов исследования в психологии. Этапы проведения психологического исследования.

 

 

3. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДРЕВНИХ О ДУШЕ: МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ И

ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ

 

                             Литература

Аристотель. Соч. в 4т., Т.1., М.: 1975

Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии В 2 т., Т.1. Ростов-на Дону, изд. «Феникс»,1996.

Платон. Смерть Сократа. /Психология личности. Тексты. М.:1982

 

Задачи:

1. В чем Вы видите принципиальное отличие навыков и интеллектуального поведения животного от навыков и интеллекта человека?

2. Раскройте сущность и роль всех основных структурных элементов деятельности. Что в этой структуре является главным, определяющим, наиболее стабильным, а что изменчивым, зависящим от конкретных условий?

3. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.

 

 

2. НАУЧНОЕ И ЖИТЕЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

 

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: 1996.

Петухов В.В., Столин В.В. Психология. М.: 1989

Роговин М.С. Введение в психологию. М.: 1969.

 

Задачи:

1. Почему зайца легче научить «бить в барабан» , а барсука «стирать белье», чем наоборот. Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

2. Что такое деятельность? В чем коренное отличие деятельности человека от приспособительного поведения (иногда называемого деятельностью) животных?

3. И.П. Павлов писал о методе так: « Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных. Только ли относительно исследовательских методов справедливо данное высказывание?

 

 

3. ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ

 

                             Литература:

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984

Лурия А.Р. Мозг и психика // Хрестоматия по психологии. – М.:Наука, 1985

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание . М.: Изд-во АН СССР, 1957.

Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985.

 

Задачи:

1. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

2. Что такое лонгитюдный метод. Его цель и каковы его преимущества по сравнению с методом поперченых срезов?

3. Как соотносится внешняя и внутренняя (психическая) деятельность? В чем Вы усматриваете главный смысл интериоризации и экстериоризации действий? Приведите примеры.

 

 

4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПСИХИКИ

 

                             Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Ввведение в общую психологию. Курс лекций.- М.: 1996.

2.Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов.М.: 1968.

3.Лентьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.,1981.

Лурия А.Р. Эволюция психики.//Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М.: 1975.

 

Задачи:

1. Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

2. Что такое умение и навык? Как в общих чертах протекает процесс формирования навыков и от каких прежде всего условий зависит успешность их формирования и сохранения?

3. Дайте  характеристику сравнительного метода. В каких отраслях психологии этот метод получил наибольшее распространение?

 

 

5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ( работы Н.А.Бернштейна и П.К.Анохина)

 

                                                Литература:

1. Анохин П.К.Функциональная система. //Нейцропсихология: Тексты. М.:1984.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.:1996.

3. Бернштейн Н.А. О построении движений. /Нейропсихология:Тексты. М.:1984

4. Бернштейн Н.А. Две функции рецепции. /Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975.

 

Задачи:

1. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему? Что практически дают эксперименты по изучению психики животных для изучения психики человека?

2. Какие объективные и субъективные факторы влияют на формирование и сохранения навыков, как и почему?

3. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите достоинства того и другого метода.

 

 

6. СИСТЕМА ЯВЛЕНИЙ,  ИЗУЧАЕМЫХ В СОВРЕМЕННОЙ

 ПСИХОЛОГИИ

 

                                      Литература:

1. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. – М., 1979.

2. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. – Т.1. – Л, 1974

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введению в общую психологию. Курс лекций. М., 1996.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. –Т.1.-М., 1983.

 

                                      Задачи:

1. Приведите доказательство того, что психика отдельно от материи не существует.

2. Как Вы понимаете мысль А.Н.Леонтьева: “ деятельность – есть условие развития личности и проявления ее качеств”. Проиллюстрируйте это примерами.

3. Какие требования необходимо соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования?

 

 

7. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ

И ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

 

Литература:

1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (об неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). – М., 1968.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т., - Т.1 – М., 1982.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. – Т.1. – М.

4. Никифоров Г.С.  Самоконтроль человека. – Л., 1989

5. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

 

                                      Задачи:

1. В чем проявляется и чем обусловлена взаимосвязь психических процессов, состояний и свойств личности?

2. Какие мотивы человеческой деятельности Вы знаете и в чем их сущность?

3. Чем принципиально отличается подход к исследованиям и объяснению психических явлений  представителями фрейдистского направления , бихевиоризма и психологии теории деятельности?

 

 

8. ПРОБЛЕМА БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО В РАЗВИТИИ

ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

                                      Литература:

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. Изд. Второе, дополнительное. – М.,1989

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т.1. – М., 1983

Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм.- М., 1982

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

 

Задачи:

1. Выразите Ваше отношение к приводимым ниже определениям сознания:

- сознание – есть высшая форма отражения действительности;

- сознание – это знание, переживание и отношение к миру.

Дайте обоснование каждому из приведенных определений «сознания», определите специфику каждого определения

2. Дайте определение понятиям «активность», «деятельность». Проиллюстрируйте отличие деятельности человека от жизнедеятельности животного.

3. Как Вы понимаете генетический принцип исследований?

 

 

9. КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПСИХИКИ  (Л.С.Выготский)

 

                                      Литература:

1. Выготский Л.С. О психологических системах //Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.1. М., 1982.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.3. М, 1983.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л.С. Собрание сочинений .Т.6. М., 1984.

4. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выгосткого в современной психологии: Учебное пособие. М., 1986.

 

Задачи.

1. Выразите Ваше отношение к приведенным ниже определениям сознания:

          - сознание – форма психики, присущая только человеку;

- сознание – качественно особая форма психики, возникшая в процессе становления труда и общественных отношений, предполагающая функционирование языка.

Дайте обоснование каждому из приведенных   определений «созна-ния», определите специфику каждого определения.

2. Составьте сравнительную таблицу привычек и навыков. Укажите на то общее, что характерно и для привычки и для навыка, а затем выделите отличие  навыка от привычки.

3. Разведите понятия «житейское» и «научное» наблюдения. Каков основной недостаток метода наблюдения?

 

 

10. БИХЕРИОРИЗМ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ

 

                                      Литература:

1. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986

2. Уотсон Дж. Бихевиоризм  //Хрестоматия по истории психологии. М., 1980

3. Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980.

4. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии: Учеб. Пособие. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

 

Задачи:

1. В чем заключается рефлекторный принцип психической деятельности?

2. Что объединяет и что отличает труд, учение, игру как основные виды деятельности?

3. На практике исследователи применяют тесты, но область их применения ограничена. Что такое тест? Почему иногда тесты называют «методом стандартизованный испытаний».

 

 

11. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРЕДМЕТ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

                                      Литература:

1. Гиппенрейтор Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996

2. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии. //Вопр. Психологии. 1988. №4.

3. Психология личности. Тексты. М., 1982.

4. Роджерс К. К наук о личности .// История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

 

Задачи:

1. Е.Н. Соколовым и  Ч.А. Измайловым было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги, где выделяют три взаимосвязанных, но относительно автономно действующие системы нейронов: афферентную, эфферентную и моделирующую. Представьте схемы работы этих систем.

2. Какие виды человеческой деятельности Вы знаете? Дайте характеристику этим видам деятельности.

3. Разведите  понятия «лабораторный» и « естественный» эксперимент.

 

 

12. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

 

                                      Литература:

1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

2. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

3. Толмен Э. Когнитивная карта у крыс и у человека. /хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

 

Задачи:

1. С какими аспектами жизнедеятельности живых существ было связано представление древних о душе?

2. Согласно Ч. Дарвину, естественные процессы привели к отбору признаков, наиболее приспособленных к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям. Как называется его теория, ее сущность и гипотеза?

3. Что такое метод изучения продуктов деятельности и где он нашел наибольшее применение?

 

 

13. ПСИХОАНАЛИЗ КАК УЧЕНИЕ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ

 

                                      Литература:

1. Левчук Л.Т. Психоанализ: от бессознательного к « усталости сознания». К.: Выща шк. Изд-во при Киев. Ун-те., 1989.

2. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М., 1983.

3. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений. ? Сост., науч. Ред., авт. вступ. ст. М.Г.Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989.

 

Задачи:

1. В чем состоит различие между психическими явлениями и психологическими фактами?

2. Что такое неосознаваемыемеханизмы сознательных действий? Дайте характеристику этим механизмам.

3. Что является предметом гуманистической психологии?  В чем Вы видите привлекательность этого направления?

 

 

14. ПСИХОАНАЛИТИЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ К.ЮНГА:

ЛИЧНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

 

                                      Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1996.

2. Петровский А.В. . Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – В  2 т.- Ростов –на –Дону, изд-во «Феникс».1996.

3. Юнг К. Аналитическая психология /История зарубежной психологии: 30-60-е годы: Тексты М., 1986.

4. Юнг К. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. – М., Мартис, 1995.

 

Задачи:

1. Сформулируйте основную задачу психологической науки в целом и конкретные задачи ее отраслей.

2. Какие  существенные особенности имеет сознание человека как высшая форма  развития психики? Дайте характеристику этим особенностям.

3. Как  Вы понимаете такое выражение , что потребности человека имеют и общественный, и личный характер?

 

 

15. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В КОНЦЕПЦИИ Э.ФРОММА

 

                                      Литература;

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. –В 2т. Ростов-на-Дону.: Изд-во “Феникс”. 1996.

2. Фромм Э. Человек для себя: исследование психологических проблем этики. Пер. с англ. –Минск.: Коллегиум, 1992.

3. Фромм Э. Человеческая ситуация. Пер. с англ. – М.:  Смысл, 1995.

 

                                      Задачи:

1. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.

2. Как соотносится сознание и деятельность? Подберите примеры, иллюстрирующие их единство и различие.

3. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключаются характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф.Энгельса сказать: «… труд создал самого человека»? Какую роль в процессе развития человеческого сознания сыграла человеческая рука?

 

 

16. ОТЛИЧИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ОТ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ

 

                                      Литература:

1. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. – 4-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

2. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов.- М.: Наука. 1974.

3. Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. –М.: Наука, 1986.

4. Фельдщтейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.

 

Задачи:

1. Известно, что все психические явления делятся на три группы:

 - психические процессы;

 - психические состояния;

 - психические свойства.

Дайте характеристику этим группам.

2. В чем заключается сущность теории происхождения и развития высших психических функций Л.С. Выготского?

3. Вы знаете, что потребности различаются по происхождению и предмету. Дайте характеристику этим видам потребностей.

 

 

17. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ, В ИГРОВОЙ, УЧЕБНОЙ И

 ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

                                      Литература:

1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

2. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981.

3. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г.М. Андрееврй, Я. Яноушека. М., 1987.

4. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологическкй теории. М.,1971.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т.1. – М., 1983.

 

Задачи:

1. Известно, что Э. Фромм  рассматривал самосуществование человека в двух модусах – быть или иметь. Что, по Фромму означает самосуществование в модусе «иметь» и чем обусловлена тенденция «быть»?

2. Какие основные теоретические принципы психологии Вы знаете? Дайте краткую характеристику этим принципам.

3. Говорят, что на голодный желудок философствовать не будешь. Как соотносятся между собой материальные и духовные потребности?

 

 

18. СПЕЦИФИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

                                      Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. –М., 1996.

2. .Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.3. – М., 1983.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

4. Фельдштейн Д.И.  Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.

 

Задачи:

1. В чем состоит заслуга З. Фрейда и какие существенные категории он ввел в психологию?

2. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Дайте характеристику структуры головного и спинного мозга.

3. Какие четыре основные психологические характеристики сознания выделяет А.В. Петровский?

19. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИВЫЧЕК ЛЮДЕЙ

 

                                      Литература:

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966.

2. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. –М., 1986.

3. Миллер  Д. и др. Планы и структура поведения. – М., 1964.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т.1 – М., 1989.

 

Задачи:

1. Первоначальная стадия формирования любого поведенческого акта названа П.К. Анохиным афферентным синтезом. В чем заключается сущность процесса афферентного синтеза?

2. В медицинской практике иногда считают, что если человек рассказывает о своих болезненных ощущениях, то перед врачом раскрываются его субъективные переживания (субъективные данные), а если исследуют соматическое состояние больного, то раскрывается  объективная картина его болезни (объективные данные).  В чем неправильность такого противопоставления.

3. В чем заключается цель современной психологической диагностики? Что такое тест и какие виды тестов Вы знаете?

 

 

20. ПРОБЛЕМА МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

 

                                      Литература:

1. Лурия А.Р. Общая психология. – М., 1986.

2. Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. – М., 1967.

3. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.

4. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

5. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. – Т.2. – М., 1985.

 

Задачи:

1. Одно из направлений американской психологии считает, что при объективном изучении человека не наблюдается ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей и т.п. Поэтому предметом психологической науки, по мнению представителей этого направления, является «совокупность реакций живых существ на биологические и социальные раздражители, исходящие из среды и из самого организма».

В чем Вы видите ошибочность такого определения? Что это за направление?

2. В чем заключается сущность социометрического метода? Назовите достоинства и недостатки этого метода.

3. В чем вы видите отличие деятельности и поведения?

 

 

21. НАБЛЮДЕНИЕ И БЕСЕДА В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

 

                                      Литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М., 1982.

2. Вицлак Г. Основы психодиагностики. //Психодиагностика: Теория и практика. М., 1984.

3. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985.

4. Общая психодиагностика. /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987.

 

Задачи:

1. Русский психолог-идеалист А.И. Введенский писал, что чужой душевной жизни мы не можем воспринимать, сама она навсегда остается вне пределов возможного опыта.  А.И. Введенский считал, что психические явления могут познаваться только непосредственно.

Правильно ли утверждение А.И. Введенского о том, что мы не можем воспринимать чужой душевной жизни.  Какой способ познания психических явлений игнорировал А.И. Введенский?

2. Каковы основные достижения бихевиоризма как одного из основных направлений психологии 20 века?

3. Дайте развернутую характеристику основных этапов психологического исследования.

 

22. КОНСТАТИРУЮЩИЙ И ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 

                                      Литература:

1. Готсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.

2. Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советский авторов периода 1918-1945г.г. М., 1980.

3. О методах психологического исследования. //Б.М.Теплов. Избранные труды. М., 1985.

4. Фресс П. Эксперментальный метод. // Фресс П., Пиаже Ж., Экспериментальная психология. Вып. 1- П. М., 1966.

 

Задачи:

1. Немецкие ученые В.Келлог и Л.Келлог проделали опыт подергивания за волосы шимпанзе и ребенка. Оказалось, что время как один из испытуемых тотчас же начал хныкать, другой даже при более сильном подергивании не издавал звуков, но лишь отстранял своей рукой руку исследователя ( по Я. Дембовскому). Какие проявления относятся к поведению шимпанзе и какие ребенка? Почему?

2. Психологи-идеалисты утверждали, что психические явления могут быть познаваемы только при помощи самонаблюдения.

Докажите, почему принципиально невозможно познание психических явлений только с помощью самонаблюдения?

3. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга осуществляется взаимодействием двух нервных процессов: возбуждения и торможения.  Перечислите и дайте характеристику законам, которым эти процессы подчиняются?

 

 

23. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО

ПСИХОЛОГА

 

                                      Литература:

1. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии: Учебное пособие. М, 1983.                   

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

3. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.

                                      Задачи:

1. «Душа проявляется в различных способностях к деятельности :питающей, чувствующей, движущей, разумной», - утверждал Аристотель. Чем учение Аристотеля противостояло идеалистической трактовке психики, выдвинутой Платоном?

2. На практике исследователи применяют тесты, но область их применения ограничена. Что такое тест/ Почему иногда тесты называют «методом стандартизованных испытаний»?

3. Дайте определение понятиям «активность», «деятельность». Проиллюстрируйте отличие деятельности от жизнедеятельности животного.

 

 

24. НАБЛЮДЕНИЕ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

 

                                      Литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – В 2 кн., - М., 1982.

2. Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. – М., 1967.

3. Теплов  Б.М. Избранные труды: В 2 т. – Т.2. – М., 1985.

 

Задачи:

1. С какими аспектами жизнедеятельности живых существ было связано представление древних о душе?

2. Эта научная школа оформилась в США в середине 60-х годов нашего столетия. Согласно основным идеям этого направления считается, что решающую роль в поведении человека имеют знания. Это направление фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным модулям. Назовите это направление в психологии. Что является предметом изучения этого направления?

3. В чем заключается основная задача психологического эксперимента и что предполагает эта исследовательская деятельность?

 

 

25. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ

 

                                      Литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – В « кн., - М., 1982.

2. Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. – М., 1967.

3. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. – Т. 2. – М., 1985.

4. Фресс П. Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – Вып . 1-П. – М.,1966.

 

Задачи:

1. Закономерно ли на Ваш взгляд, сосуществование многих направлений и школ в психологии? Что является объективным основанием для отдельных течений в психологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы?

2. Какие объективные и субъективные факторы влияют на продуктивность навыков, как и почему?

3. Первым вариантом научной психологии стала физиологическая психология В. Вундта, которая строилась как психология экспериментальная. Для Вундта областью экспериментов были простейшие психические процессы – ощущения, представления, чувства. В то же время он утверждал, что существует и другая психология – психология народов, изучающая продукты человеческого духа: язык, традиции, обычаи, мифы и др., использующая другие – неэкспериментальные методы. В чем Вы видите причину подобной “непоследовательности” В. Вундта?

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ»

 

Объект и предмет психологии.

Особенности психологии как науки. Соотношение научной и житейской психологии.

Междисциплинарные связи в современной науке. Место психологии среди других наук.

Структура современной психологии.

«Душа» в мифологии примитивных народов (анимизм, гилозоизм).

Представление Гераклита о душе, принцип развития.

Представление Демокрита о душе, принцип  причинности.

Представление Анаксагора  о душе, принцип организации.

Представление Платона о душе.

 Представления Аристотеля о душе. Преобразование объяснительных принципов науки.

 Представления Р.Декарта о душе, сознании. Психофизический дуализм.

 Представления Б. Спинозы о душе. Преодоление дуализма Р. Декарта.

 Первые упоминания о бессознательном. Позитивное и негативное определение бессознательного.

 Классический психоанализ и бессознательное. Структура психики по З. Фрейду.

 Бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга.

 Бессознательное в индивидуальной психологии А. Адлера.

 Бессознательное в неофрейдизме К. Хорни.

 Бессознательное в концепции Э. Фромма.

 Неосознаваемые  психические процессы.

 Психология сознания.

 Структурализм и функционализм как направления исследований в психологии сознания.

 Современные представления о сознании. Структура сознания. Состояния сознания.

 Психология как наука о поведении. Бихевиоризм.

 Программа объективной психологии И.М. Сеченова.

 Происхождение и развитие психики в филогенезе.

 Периодизация эволюционного развития психики.

 Основные особенности психики животных и человека.

 Соотношение инстинкта и научения.

 Орудия и орудийная деятельность животных и человека.

 Развитие психики человека в социогенезе. Социотропный и биотропный подходы. Социальная природа произвольности психических функций.

 Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Роль языка и речи в развитии психики.

 Физиология движений а физиология активности Н.А. Бернштейна.

 Механизмы формирования навыка.

 Принцип активности Н.А. Бернштейна.

 Основные школы (направления) психологии (гештальтпсихология, глубинная психология (психоанализ), гуманистическая психология, когнитивная психология, психологическая теория деятельности).

 Психологическая теория деятельности, макроструктура деятельности, уровни деятельности.

 Элементы структуры деятельности (собственно деятельность, действие, операции, психофизиологические функции, мотивы, цели, задачи).

 Психофизиологическая проблема и варианты ее решения.

 Процесс онтологизации и психофизиологическая проблема.

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

    На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

    Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

    Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



    Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

    Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

    Яндекс.Метрика