ivanstudent

Путь к Файлу: /институт открытого образования / Влияние использования межпредметных связей на процесс обучения..doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   ivanstudent
Добавлен:   26.02.2015
Размер:   112.0 КБ
СКАЧАТЬ

Влияние использования межпредметных связей на процесс обучения.

Казанцева Ю.В., Свиридова Н.А.

Актуальность исследования заключается в том, что межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности

Отметим, что под межпредметными связями мы будем понимать педагогическую категорию для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной дествительности, нашедших свое отношение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве.

Для того чтобы узнать, влияет ли систематическое использование разнообразных межпредметных связей на повышение уровня подготовки учащихся, а, следовательно, на уровень знаний в рамках данного предмета, а также на повышение интереса учащихся к работе на уроке, мы провели исследование.

Данное исследование было проведено на базе 9-х классов школы №6. Один из классов 9 г был экспериментальным, с участниками которого непосредственно проводился эксперимент по использованию разнообразных межпредметных связей при обучении экономике, а другой 9 в класс - контрольный, в котором не проводилось никаких изменений. Количество учащихся разнилось на 2 человека: 25 в 9 в и 23 учащихся в 9 г классе. Для формирования положительной мотивации учения в условиях совместной деятельности мы разработали и реализовали экспериментальные развивающие задания. Задания были разнообразны по своему содержанию, форме представления и трудности выполнения.

Основу исследований составили следующие методики: методика изучения самооценки учащихся Т.И. Пашуковой, методика определения мотивации к учению А.Г. Лускановой, исследование уровня притязаний, используя моторную пробу И.А. Шварцландера.

Мы считаем, что когда ученик пользуется межпредметными связями, когда он сам является субъектом этого процесса, он стремится освоить пройденный материал более глубоко и осмысленно. В таком случае можно говорить о высокой внутренней мотивации учебной деятельности, то есть когда для личности деятельность имеет значение сама по себе.

Для того, чтобы выявить и проанализировать, какие мотивы преобладают в учебной деятельности школьников мы использовали методику определения мотивации к учению А.Г. Лускановой. В результате проведенной работы было выявлено следующее: в вначале экспериментальной работы учащиеся контрольного класса имели более высокие показатели по выраженности мотивов к изучению экономики. Что объясняется тем, что учащиеся этого класса считались педагогическим коллективом более сильными и имели лучшую успеваемость по школьным предметам. Большая часть детей начинает заниматься в школе из-за появившегося познавательного интереса. Немаловажным фактором для детей школьного возраста оказываются направленность на получение похвалы от учителя, школьные отметки, способы усвоения экономики, предложенные учителем.

Для взрослеющей, еще только формирующейся личности важно, что по мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своих взглядов, своей жизненной позиции. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

Изучение самооценки учащихся по методике Т.И. Пашуковой нами было проведено с целью формирования представления учащихся о себе, помощи в корректировки самооценки; формирования умения правильно оценивать себя и других, а также с целью выявления влияния использования межпредметных связей на самооценку учащихся. В предложеном варианте исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между "Я" идеальным и "Я" реальным.

Результата исследований влияния использования межпредметных связей на уровень самооценки отражены в диаграмме 3.

Диаграмма 3

Изменения уровня самооценки учащихся экспериментального класса

 

Влияние использования межпредметных связей на процесс обучения.

Из результатов исследования самооценки можно заключить, что использование межпредметных связей позволяет повысить самооценку учащихся, а следственно и влиять на расширение контактов с другими людьми, учебную и социальную активность, инициативу.

Также мы исследовали уровень притязаний личности, используя моторную пробу Шварцландера И.А.

По результатам исследования мы установили, что в экспериментальном классе нереалистично высокий уровень притязаний имеют 5% учащихся, а в контрольном классе 4% (1 ученик). А после проведения серии уроков с использованием межпредметных заданий число учащихся, имеющих нереалистично высокий уровень притязаний незначительно повысилось в экспериментальном классе (6%), что связано с возростающей уверенностью в своих силах, а в контрольном осталось прежним (4%). Если у ученика высокий нереалистичный уровень притязаний, то он сопровождается фрустрированностью, требовательностью к окружающим. Ученики такие ипохондричны и испытывают трудности в реализации собственных жизненных планов.

Высокий уровень притязаний в экспериментальном классе был характерен для 33% учеников, а после проведения эксперимента их число повысилось до 36%. В контрольном классе этот показатель остался неизменным. Высокий реалистичный уровень притязаний ученика может сочетаться у него с уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к самоутверждению, ответственностью, коррекцией неудач за счет собственных усилий, с наличием устойчивых жизненных планов.

Умеренный уровень притязаний был характерен для 42% испытуемых экспериментального класса, а после занятий с ними повысился до 57%. Умеренный уровень притязаний характерен для испытуемых, уверенных в себе, общительных, не ищущих самоутверждения, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил и самоизмеряющих свои усилия с ценностью достигаемого.

Низкий уровень притязаний наблюдался у 20% учащихся экспериментального класса, а после проведения с ними опытно-экспериментальной работы эта тенденция показывала себя в минимальных значениях. В контрольном классе эти показатели остались неизменными. На наш взгляд, низкий уровень притязаний является следствием неуверенности учащихся в своих знаниях по предмету, незнанием терминологии и законов, а также наличием психологических стереотипов и «клеше» двоечников. Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность.

Исходя из полученных результатов, которые наглядно представлены в таблицах, можно сделать вывод, что уровень успеваемости в экспериментальном классе заметно повысился по сравнению с исходным уровнем до проведения эксперимента, а уровень успеваемости в контрольном классе остался неизменным.

Таким образом, сравнив все результаты исследований до и после проведения эксперимента в экспериментальном классе с результатами исследования в контрольном классе, можно сделать вывод, что действительно использование межпредметных связей на уроках экономики привело к значительным изменениям.

В экспериментальном классе по предмету экономика в 1,5 раза увеличилась успеваемость учащихся. Кроме этого у учащихся, изменился учебно-мотивационный комплекс, удалось выяснить, что при использовании различных межпредметных связей при проведении уроков экономике учащиеся осознают учебную деятельность как личную ценность, находят в данной деятельности возможности для самореализации. После проведения эксперимента было отмечено также повышение самооценки учащихся, повысился их уровень притязаний. В результате беседы с учащимися после проведения эксперимента удалось выявить повышение удовлетворенности учебной деятельностью.

Таким образом, для достижения запланированных результатов по повышению уровня успеваемости, мотивации, повышения самооценки и соответственно уровня притязаний учащихся в учебной деятельности и в жизни, а, следовательно и уровня знаний учащихся по предмету экономика, необходимо использовать разнообразные межпредметные связи.

В заключение хотелось бы уточнить, что использование межпредметных связей это не «панацея» для реализации цели образования, и не предлагается нами как единственное и наилучшее средство достижения данной цели. Только лишь разумное комплексное сочетание межпредметных связей в процессе обучения с другими приемами, методиками, средствами и технологиями обучения дает максимальный эффект для реализации современной цели образования – обучение, развитие и воспитание всесторонне развитой гармонической личности, которая сможет себя реализовать как квалифицированный работник, семьянин и ответственный гражданин.

Список литературы:

1. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в связи в современной школе- М.: Педагогика. - 1981. - 195 с.

2. Куликов Л.В. Психологические исследования методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2002. – 183с.

3. Разумный В. А. Драматизм бытия, или обретение смысла философско-педагогические очерки. – М.: Пихта, 2000.- 556 с.

4. Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Челябинск, 1995 - 16 с.

5. Гурьев А.И., Межпредметные связи - теория и практика //Наука и образование - Горно-Алтайск, 1998 - № 2. - 204 с.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика