ivanstudent

Путь к Файлу: /институт открытого образования / информационные технологии.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   ivanstudent
Добавлен:   26.02.2015
Размер:   52.0 КБ
СКАЧАТЬ

Тема 5. Особенности построения экономических ИС.

 

4.Система безналичных расчетов «Клиент-банк»

1. Теоретические основы электронных платежей.

Практика широкого применения электронных расчетов между банком и его клиентами началась с конца 90-х годов. Согласно Положению ЦБ РФ № 20-П от 12.03.98 «О правилах обмена электронными документами между банком России, кредитными организациями и другими клиентами банка России»:

Электронный платежный документ – электронный документ, являющийся основанием для совершения операций по счету, подписанный электронно-цифровой подписью и имеющий юридическую силу бумажного расчетного документа. В российской практике наиболее распространены электронные платежные поручения.

Электронный информационный документ  - электронный документ, подписанный электронно-цифровой подписью, и обеспечивающий обмен информацией между банком и клиентом (выписки со счета, кредитные документы, отчеты по запросам клиента и т.д.).

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) – электронный аналог собственноручной подписи, подтверждающий подлинность электронного документа и обеспечивающий возможность контроля целостности информации.

С 10.01.2002 г. вступил в силу федеральный закон 1-ФЗ «Об электронно-цифровой подписи». Данный закон полностью легализовал практику использования ЭЦП в России и установил порядок работы с ней. Кроме того, в положении №20-П регламентирован порядок работы с электронными документами, порядок обмена ими, правила хранения и уничтожения электронных документов, порядок контроля электронного документа.

2. Особенности обслуживания клиентов в системе.

Система «Клиент-банк» освобождает клиента от непосредственного посещения банка для передачи расчетных документов и получения выписок по счетам. Данная система позволяет клиенту создать электронный платежный документ на своем рабочем месте и с использованием компьютерной сети передать его в банк. Т.о., клиент экономит собственное время.

Работа с клиентом на основе электронных расчетов выгодна и для банка, т.к. это позволяет разгрузить операционные залы, повысить качество обслуживания клиентов, получать дополнительную плату от них.

Но данная система имеет и ряд недостатков:

Ø Чаще всего в качестве компьютерной сети в российских условиях используются телефонные линии и модем, что повышает риск при передаче платежных документов. Наиболее действенным средством защиты электронных документов является их шифрование.

Ø Необходимость дополнительных затрат как у банка, так и у клиента при внедрении данной системы. 

Основные функции системы «Клиент-банк»

1. Подготовка, подпись и отправка электронных платежных поручений.

2. Получение из банка информационных документов, в т.ч. выписок со счета.

3. Отправка электронной заявки на получение наличных.

4. Отправка  электронных поручений на покупку/продажу валюты.

5. Возможность обмена информацией с другими клиентами банка и др. сервисные функции.

 

В настоящее время в России планируется дальнейшее расширение электронного обслуживания клиентов. Основным направлением Internet-banking, т.е. традиционная система «Клиент-банк», использующая сеть Internet. Internet-banking позволит увеличить круг клиентов, в т.ч. и физических лиц. Но, сеть Internet не обеспечивает высокого уровня безопасности электронных расчетов.

В западных банках актуально развитие «виртуального банка». Данный банк не имеет традиционного офиса и представлен адресом в сети Internet. Все расчеты осуществляются только через компьютер.

3. Программно-техническое обеспечение системы.

В функциональном отношении система «Клиент-банк» представляет собой сетевую программу с централизованным управлением и состоит из 2-х модулей: «клиент» и «банк».

Модуль «банк» - данный модуль является одним из компонентов программного обеспечения банка. Для его размещения необходимо, как минимум 3 ЭВМ.

1-я ЭВМ – клиентская часть – организует взаимодействие с клиентами, принимая/отправляя электронные документы.

2-я ЭВМ – сервер приложений – непосредственно осуществляет операции клиента по счету.

3-я ЭВМ – сервер базы данных – обслуживает 2 предыдущие ЭВМ.

К программному обеспечению модуля «банк» относят сетевую операционную систему банка, программы защиты от несанкционированного доступа, программы шифрования информации, программы ЭЦП, антивирусная защита, контроль целостности.

Т.о., банк при внедрении данного модуля несет значительные затраты.

Модуль «клиент» - данный модуль предоставляется и устанавливается специалистами банка. Данный модуль может быть размещен на любом из рабочих мест организации-клиента, оснащенном средствами модемной связи. Все прочие программные средства: программы шифрования, ЭЦП, антивирусной защиты и т.д. также предоставляются банком.

4. Технология работы в системе «Клиент-банк»

Взаимоотношения банка и клиента по поводу использования системы «Клиент-банк» начинаются с заключения между сторонами «Соглашения об использовании системы обмена электронными документами» -  договора банковского счета, в котором указываются права и обязанности сторон,   

В течении не более 5 дней после оплаты банк устанавливает необходимое программное обеспечение на ЭВМ клиента, производит обучение персонала, кроме того, осуществляется передача по акту дискеты с ЭЦП. Далее начинается регулярное обслуживание клиента в системе «Клиент-банк»:

1. На рабочем месте Клиент (модуль) формируется и подписывается пакет электронных платежных документов.

2. С использованием модемной связи пакет передается в другой банк.

3. Клиентская часть модуля «банк» получает документы и в автоматическом режиме подвергает их предварительному контролю и обработке. В случае обнаружения ошибки клиенту передается отвергающее сообщение (только по данному документу).

4. Прошедшие проверку документы передаются на сервер приложений модуля «Банк». Клиенту передается сообщение о приеме документов.

5. В течение дня операционный работник банка лично просматривает и проверяет документы. В ходе данной проверки могут быть отвергнуты еще некоторые платежные документы. Документы, прошедшие проверку, «проводятся», т.е. совершается операция по счету.

6. Клиент получает сообщение о проведенной банковской операции.

7. Каждый платежный документ распечатывается в 2-х экземплярах. 1-й экземпляр хранится в банке и является обоснованием проведенной операции. 2-й экземпляр прилагается к выписке с лицевого счета. В конце недели клиент предоставляет в банк распечатки всех проведенных платежных документов и осуществляется сверка расчетов за неделю, после чего составляется акт, а документы подшиваются в дело.

8. Проведенные электронные документы архивируются и становятся недоступными для любого редактирования.

 

5. Банковские информационные системы

особенности построения банковских информационных систем

Банковская информационная система (БИС) – информационная система, осуществляющая сбор, регистрацию, обработку, хранение, передачу информации о деятельности объекта.

Современные БИС имеют следующие особенности:

1. высокие требования к системам телекоммуникации вообще и компьютерных сетей в частности. В настоящее время любой банк имеет развитую локальную сеть, которая связана также с локальными сетями крупных клиентов и собственными филиалами. На базе расчетно-кассовых центров функционируют региональные банковские сети, которые позволяют осуществлять электронные межбанковские операции внутри региона. В наст. Время проводится программа по созданию и развитию федеральных расчетно-кассовых центров, которые позволят создать российскую федеральную банковскую сеть. Кроме того, существуют глобальные банковские сети, например, глобальная банковская сеть SWIFT связывает банки Европы, Северной и Южной Америки и Ближнего Востока. Данная сеть используется для осуществления международных банковских расчетов. Несколько российских банков работают в данной сети.

2. В банковских системах практически полностью осуществлен переход на электронный документооборот. Практически все банковские операции автоматизированы. Внедрение новых программ позволяет оказывать банком новые услуги и привлекать новых клиентов.

3. Информационные технологии банковской деятельности используют централизованную методологию обработки данных, т.е. существует главный вычислительный центр банка, в котором осуществляется обработка информации и формирование отчетности. На рядовых рабочих местах операционистов и кассиров размещаются программы, позволяющие собирать первичную информацию и передавать ее в вычислительный центр. Данная методология обеспечивает многоступенчатый контроль информации, повышает контролируемость персонала, снижает количество управленческого персонала.

4. Высокая ориентация на клиента. Современные банковские программы стремятся активно использовать компьютерные сети и сеть Интернет. Такие программы позволяют круглосуточно и персонально обслуживать клиентов.

5. В БИС большое внимание уделяется информационному менеджменту. Сложное программное и техническое построение систем, большой штат обслуживающего ее персонала, необходимость ведения политики информационной безопасности ставят проблему управления информационной системой (информационно менеджмента). Для осуществления управления информационной системой банка создается отдельное подразделение информационного менеджмента, которое решает вопросы внедрения и управления ресурсами ИС, управляет экономическими аспектами ИС (изучает и анализирует затраты на нее, выявляет экономическую целесообразность использования программ), проводит политику информационной безопасности, обеспечивает биологическую безопасность пользователей в системе, решает вопросы дальнейшего развития ИС.

Обеспечение БИС

Информационное обеспечение – в его состав входят:

1. Система банковской документации

2. Система классификации и кодировки.

3. Система документооборота банка.

4. Базы данных банка.

В последнее время в крупных банках активно внедряются хранилища данных – сложный программно-технический комплекс , который позволяет собирать данные из множества источников, организовать их совместное хранение и возможность перевода данных в единый формат, доступный для каждого банковского обеспечения.

Компоненты хранилища данных:

1. Данные – особенностью хранилища данных является хранение данных не по форматному единству, а по предметной области. Кроме того, ХД допускает их избыточность, т.е. документы, полученные из различных источников и в разное время, сохраняются в ХД.

2. Метаданные – специализированные ИТ, переводящие данные в единый формат.

3. Банковское программное обеспечение.

4. Техническая платформа.

5. Обслуживающий персонал.

6. Система информационной защиты.

Программное обеспечение – совокупность банковских программ, для которых характерно большое количество сетевых функций, централизованная технология обработки данных, многоступенчатая система контроля и защиты информации, возможности перенастройки, обновления данных.

Техническое обеспечение – средства вычислительной техники, телекоммуникаций и специализированное банковское оборудование.

Главный программный комплекс банка, осуществляющий обработку информации по рублевым операциям и формирующий отчетность банка, традиционно называется «операционный день банка». Данный комплекс имеет 4 уровня доступа: операционист, руководитель службы, диспетчер, администратор. Каждый уровень имеет соответствующие права для доступа и работы с комплексом. ОДБ взаимодействует с системо1 «К. – б.», с программным комплексом «Филиалы», с модулями депозитного и кредитного обслуживания, а также с региональными РКЦ.

При построении БИС придерживаются принципа разделения рублевой и валютной части документооборота. «Модуль» (валютных операций) является самостоятельной системой в отличие от прочих модулей, но может функционировать совместно с модулем «ОДБ».

Схема «Функциональная модель БИС»

 

информационные технологииинформационные технологииинформационные технологииинформационные технологииК.                    РКЦ    ф.1

информационные технологииинформационные технологииФ.2

информационные технологииинформационные технологииинформационные технологииинформационные технологии

Связной

отдел

 

Операционный день банка

 

Почта банка

 

 
Ф.3

 

информационные технологии информационные технологии
информационные технологии информационные технологии
 

 

 

 


информационные технологииинформационные технологииО.п. 1

информационные технологииинформационные технологииО.п. 2

 

информационные технологии
 


(обменные пункты)


 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика