Скачиваний:   0
Пользователь:   ivanstudent
Добавлен:   26.02.2015
Размер:   51.5 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция № 1                                                2 часа

 

Тема: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

          “ЭКОНОМИКА ПРМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ”.

 

  План лекции

 

1.Отраслевая экономика как наука и как экономическая дисциплина.

2.Роль и содержание экономической и инженерно-экономической

   деятельности в судостроении.

 

1.Отраслевая экономика как наука и как

экономическая дисциплина.

 

Термин “экономика” происходит от греческого oikonomike – буквально  искусство ведения домашнего хозяйства.

По современным понятиям этот термин имеет несколько смысловых значений. Экономика – это совокупность производственных отношений, экономический базис общества.

Экономика – обобщающая характеристика состояния хозяйства отдельной страны в целом или её части, экономика России (национальная экономика), экономика Сибири и т.д.

Экономика – отрасль науки, изучающая производственные отношения в границах государства, территории, а также в определённой сфере общественного производства и обмена.

Особенность прикладных экономических наук являетсято, что они, используя результаты разработок, теорию и методологию фундаментальных наук, ориентированы  на решение конкретных экономических проблем и задач в их приложении к отдельным территориям, отраслям народного хозяйства, видам производственной  и другой деятельности  человека. Например: выделяется экономика промышленности в целом и экономика машиностроения, экономика чёрной и цветной металлургии, экономика транспорта, экономика торговли и т. д.

Экономика промышленности — отрасль экономической науки, изучающая промышленность как комплексную систему взаимосвязанных отраслей, производств, объединений и предприятий. Эта наука изучает формы проявления объективных экономических законов социализма в промышленности, разрабатывает систему, общие принципы и методы хозяйственного руководства промышленным производством в целом.

Каждая отрасль промышленности имеет свои особенности, отличающие её от других отраслей. Отрасли промышленности могут существенно отличаться друг от друга, прежде всего, производимой продукцией, потребляемым сырьем и материалами, технологией, характером внешних и внутренних производственных связей. Так, налример^сновной продукцией судостроительной промышленности являются суда - сложные инженерные сооружения, состоящие из многих тысяч узлов и деталей самых разнообразных конструкций и назначения, изготовляемые из различных .материалов: стали, сплавов, пластмасс, древесины и т. д. То обстоятельство, что суда — это плавучие средства, предназначенные для перевозки различных грузов по воде или для производства каких-либо операций в водной среде или на ее поверхности, требует особых методов их проектирования, основанных на теории корабля, достижениях гидродинамики, гидромеханики и многих других естественных наук. Это же обстоятельство обусловило применение в судостроении таких специфических технологических процессов, как стапельная сборка, спуск судна на воду, его швартовные испытания и др. Поскольку в настоящее время преобладает металлическое судостроение, когда корпуса судов строятся главным образом из стали и стального проката, в судостроении широко применяются технологические процессы, присущие в целом металлообработке и машиностроению. Наряду с этим, в связи со сложностью судов и часто индивидуальным характером и уникальностью постройки крупных судов, судостроение сохраняет некоторые черты технологии и организации, свойственные строительной индустрии.^

Отмеченные, а также другие особенности судостроения накладывают свой отпечаток на экономику этой отрасли промышленности, на методы планирования, учета и управления, на систему ценообразования, систему показателей, используемых для оценки и экономического стимулирования производственно-хозяйственной деятельности судостроительных предприятий и объединений, отрасли в целом и отдельных ее подотраслей.

Если экономика судостроительной промышленности как отрасль науки призвана обеспечить глубокое изучение экономических процессов, протекающих в отрасли, вырабатывать методы научного руководства развитием отрасли, решать постоянно возникающие экономические проблемы и задачи, то экономика отрасли как учебная дисциплина призвана дать студентам и специалистам определенный объем теоретических знаний, представлений и практических навыков, достаточный для успешного и творческого выполнения многообразных функций, объединяемых понятиями инженерно-экономической и экономической деятельности в области судостроения.

Таким образом, отраслевая экономика, а к ней относятся  и экономика судостроительной промышленности, — отрасль научных знаний, основанная на достижениях фундаментальных экономических наук в их конкретном приложении к проблемам, задачам и методам хозяйственного руководства отдельной отраслью промышленности с учётом организационно-технических и социально-экономических особенностей ее функционирования и развития.

Предметом изучения отраслевой экономики является экономика отрасли в целом, т. е. изучается экономика отрасли как единого объекта, состоящего из подотраслей, объединений различного типа, специализированных предприятий, научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций, соответствующих органов управления. В этом заключается отличие экономики судостроительной промышленности от экономики, например, судостроительного предприятия, где объектом изучения служат отдельно взятые предприятия, включающие набор специализированных цехов и производственных участков, комплекс заводских и цеховых функциональных и административных органов управления.

 

2.Роль и содержание экономической и инженерно-

   экономической    деятельности в судостроении.

 

Одним из законов развития общественного производства является закон разделения труда. Проявление этого закона многогранно. Он проявляется в обособлении, в выделении отраслей и предприятий, выпускающих однородную продукцию или перерабатывающих однородное сырье, однородные материалы. Отрасли и предприятия выделяются по признаку однородности технологических процессов, назначению продукции и др.

Внутри отраслей промышленности и предприятий происходит постоянное обособление отдельных функций и работ, выполняемых специально выделенными и подготовленными для этого группами и категориями работников. Появляются новые профессии и специальности, требующие специальной подготовки работников, специальных знаний и навыков. Это относится ко всем категориям работников, начиная от рабочих и кончая работниками центральных органов управления. В полной мере это относится и ко всем видам деятельности, включая инженерную.

Инженерная деятельность в современном промышленном производстве — особый вид деятельности людей, связанный главным образом с решением технических задач производства, с его техническим обеспечением. К ней относятся: конструирование намечаемых к производству изделий и их составных частей, разработка технологических процессов, конструирование технологического оборудования, проектирование предприятий и цехов и др. Часто, особенно в недалеком прошлом, разнообразные инженерные функции выполнялись одним специалистом и совмещались с административными, управленческими функциями, с функциями по планированию, нормированию, учету, анализу и др. Инженер был своего рода универсальным административно-техническим руководителем, специалистом широкого профиля.

По мере усложнения и расширения номенклатуры продукции, появления многочисленных средств и способов ее изготовления, по мере усложнения производственных связей, развития и совершенствования систем и методов управления производством, а также в связи с повышением требований к эффективности производства и качеству работы, универсализм инженерно-технических и управленческих работников перестал себя оправдывать. Появилась потребность в специалистах более узкого профиля, обладающих глубокими знаниями и навыками в специальной области. Так, из числа инженеров-кораблестроителей выделились инженеры-механики, инженеры-электрики, инженеры-технологи, инженеры-экономисты, инженеры других специальностей. В настоящее время кораблестроительные вузы страны готовят инженеров примерно двадцати различных специальностей и специализаций.

Общественное разделение труда в области инженерной и управленческой деятельности нашло отражение и в том, что на судостроительных и других предприятиях стали создаваться специализированные функциональные службы и подразделения в виде отделов главного конструктора, главного технолога, главного механика, планово-экономического и планово-производственного отделов, отдела материально-технического снабжения и сбыта, бухгалтерии и др. Каждая служба обеспечивает определенную сторону производства, определенный участок работы, отвечает за их состояние и совершенствование.

Из многочисленных инженерных и управленческих функций, осуществляемых в современном промышленном производстве, к экономическим и инженерно-экономическим функциям относится прежде всего планирование производственно-хозяйственной деятельности во всех ее аспектах, на всех иерархических уровнях управления, начиная с рабочего места и кончая отраслью в целом, в различных масштабах времени — от рабочей смены, суток, декады, месяца до долговременной перспективы на период 10—15 и более лет.

Важной функцией экономической деятельности является учет и контроль выполнения плановых заданий, учет и контроль всех видов и элементов производственных затрат, связанных с изготовлением продукции. К экономическим относятся все функции и работы, связанные с учетом и контролем движения материальных ценностей, с организацией материально-технического снабжения и сбыта, с обеспечением взаимных расчетов с поставщиками материалов и заказчиками продукции.

Очень важной и в известной мере новой функцией инженерно-экономической деятельности в промышленности является проектирование систем организации труда и производства на научной основе, проектирование и эксплуатация автоматизированных систем управления производством

(АСУП) с использованием экономико-математических методов, технических средств получения, передачи и хранения информации, современной вычислительной техники.

Но самой важной функцией экономических, инженерно-экономических служб и работников в них занятых является постоянное выявление и реализация всех видов резервов повышения экономической эффективности производства. Это достигается путем разработки и внедрения рациональных систем организации производства и схем управления применением систем экономического и материального стимулирования производственных коллективов и отдельных работников, побуждающих последних к экономному расходованию всех видов ресурсов, к повышению производительности труда. Затраты на производство продукции могут быть существенно снижены за счет широкого применения технически и научно обоснованных норм затрат труда, расходования сырья, материалов, топлива, энергии; за счет строгого контроля за их соблюдением.

Особенностью промышленного производства в период научно-технической революции является появление все большего числа образцов новой техники, новых способов изготовления продукции. Это расширяет возможности производства, позволяет полнее удовлетворять требования и запросы потребителей промышленной продукции. Научно-технический прогресс — главный фактор ускорения развития производства, повышения его эффективности. Но в конкретных условиях равнозначные технические, социальные и другие эффекты (например, увеличение скорости судна, повышение мощности станка, улучшение условий обитаемости экипажа судна и др.) могут достигаться различными путями за счет осуществления различных вариантов технических решений.

Задача экономистов в подобных случаях — выбрать с позиций экономических интересов всего общества и обосновать такой вариант новой техники, который,  обеспечивая максимальный технический, организационный, социальный  или какой-либо другой эффект, в то же время был бы наиболее экономичным.

Необходимость подобного рода обоснований постоянно возникает в практике экономической и инженерной деятельности в промышленности. Для успешного выполнения перечисленных выше и многих других функций, относящихся к экономической и инженерно-экономической деятельности в конкретной отрасли промышленности, требуется глубокая и всесторонняя профессиональная подготовка специалистов. Экономист-судостроитель должен в совершенстве владеть всем комплексом теоретических знаний в области экономики, организации и управления промышленным производством с учетом особенностей и практики экономической работы на предприятиях и в организациях судостроения. Он должен владеть современными методами планирования, учета и анализа, методами проектирования систем организации труда, производства и управления, методами технико-экономических обоснований и нахождения оптимальных решений.

Поскольку вся деятельность инженера-экономиста будет проходить на предприятиях и в организациях судостроительной промышленности, он должен хорошо знать структуру отрасли, технологию судостроения.

 

 

Контрольные вопросы:

1 Что такое экономика?

2.Назовиет основные Инженерно-экономические функции.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика