урок роланд. ОbmenDoc.ru - Сервис, где делятся учебой.

Скачиваний:   0
Пользователь:   prepod
Добавлен:   30.12.2015
Размер:   43.5 КБ
СКАЧАТЬ

ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО ЭПОСА

Уроки    41 —42

«ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ»

«Разумен Оливье, Роланд отважен,

И доблестью один другому равен».

Из «Песни о Роланде»

Вопросы для письменной проверки домашнего чтения: 1. В чем суть спора Роланда и Оливье? (Перед битвой Оливье предлагает об-ратиться к помощи короля, а Роланд отказывается — «Ив рог не затрублю,

 на срам себе».) Когда же становится ясно, что все погибнут, Роланд предлагает дать знать королю об этом, но теперь уже отказывается Оливье. («Вы род наш осрамите навсегда».)

2.            Кто и как помогает решить спор? (Спор разрешает архиепископ: «Никто уже не может нас спасти, /Но все-таки должны вы затрубить. / Услышит Карл, неверным отомстит...»)

3.            На чьей стороне симпатии рассказчика? («Разумен Оливье, Роланд отважен». Ганелона считает предателем.)

4.            Считаете ли вы и почему Ганелона предателем?

5.            К какому роду литературы относится «Песнь...»? (К эпосу.)

У. Дома вы должны были прочитать фрагменты «Песни о Роланде» в переводе со старофранцузского Ю. Корнеева. Вам понравился французский эпос? Почему?

Д....

У. Два ближайших урока мы посвятим чтению этого памятника французского героического эпоса. «Песнь о Роланде» дошла до нас в списке середины XII века. В том, что эта народная поэма была записана уже в XII веке, заключается одно из ее существенных отличий от русского эпоса: эпические песни франков, испанцев, германцев, англов, саксов и других народов Западной Европы были записаны еще во времена Средневековья, а русские былины, как вы уже знаете, вплоть до XIX века существовали только в устном виде. Значит, западный эпос более полно сохранил в себе средневековое мировоззрение, которое в русском эпосе могло быть частично искажено под влиянием более поздних эпох.

Что вы узнали из предваряющей текст «Песни...» статьи?

Дети пересказывают вступительную статью учебника к «Песни...».

У. Тема Роланда взволновала не только франков, но и испанцев, боровшихся против мавров, ей посвящены многочисленные эпические песни-романсы, пришедшие на смену эпосу.

Нас же будет интересовать только «Песнь о Роланде». Хотя она была записана в середине XII века и несет в себе черты средневекового мировоззрения, но сам список сделан все же много позже событий 778 года, и ученые находят в нем вставки, сделанные в разные времена, а это отражает изменение мировоззрения внутри самого Средневековья. Что было основой мировоззрения той эпохи?

Д. Христианство.

У. Когда оно было принято на Руси?

Д. В 988 году.

У. А в Европе?

Д. Уже в I веке, когда начало распространяться христианство.

У. Значит, франки уже были «устоявшимися» христианами.

Теперь прочитаем вместе «Песнь о Роланде» и попытаемся понять позицию автора: о чем нам  рассказывает рассказчик,  каково

мировоззрение и характеры главных героев, как их оценивает рассказчик?

«Песнь о Роланде» очень большая, поэтому вы знакомитесь с ней в отрывках. Конечно, ваше понимание будет неполным. Но когда вы обращаетесь к памятникам прошлого, вам часто приходится так делать. Нельзя объять необъятное, но важно понять главное — как развивалась литература от эпохи к эпохе.

Текст переведен со старофранцузского языка известным переводчиком Юрием Борисовичем Корнеевым и легко читается, хотя, конечно, вы опять столкнетесь с главными трудностями. Какими?

Д. Другой язык, другая картина мира, другие оценки.

У. Кое в чем вам помогут комментарии. А кое в чем вам надо попытаться разобраться самим.

Дети читают вслух фрагменты текста и с помощью комментариев учебника отвечают на вопросы учителя.

Фрагмент  1, строфы I—XXVI

У. Между кем завязывается конфликт? В чем его суть?

Д. Между Роландом и его отчимом графом Ганелоном. Роланд предлагает назначить Ганелона послом, а тот обещает за это отомстить Роланду, Оливье и тем пэрам, которые любят и поддерживают Роланда.

У. Какие черты героев позволяет выявить этот конфликт? Каков Роланд? Он действительно хочет смерти отчима?

Д. Нет. Он сам вызывается быть послом, но Карл этого не хочет. Тогда Роланд предлагает отправить послом отчима, потому что «Кто всех мудрей, тот быть послом и должен». И он готов заменить отчима, «коль Карл позволит».

У. А каков Ганелон?

Д. Ему страшно, он злится и готов мстить, причем не только Роланду, но и всем любящим его.

У. И как это оценивает рассказчик? На чьей стороне его симпатии?

Д. На стороне Роланда: он смелый, храбрый, а Ганелон трусливый и злобный.

У. Но рассказчик в то же время подчеркивает, что Ганелон красив, горд. Когда он прибыл к Марсилию, то сначала повел себя умно, выказал смелость. О чем это говорит?

Д. Рассказчик справедлив в отношении к своим героям.

Фрагмент 2, строфы ХIII—III

У. Что вы узнаете о Ганелоне? Д. Он клянется предать Роланда. У. И как это его характеризует?

Д. Он предатель, готов погубить не только Роланда, но и многих французов, которые перед ним ничем не виноваты.

Фрагмент 3, строфы ПН—1.ХУ1

У. Какие события происходят дальше? Как они характеризуют Ганелона?

Д. Ганелон советует оставить Роланда в арьергарде: «Мой пасынок            

храбрейший из вассалов». Но мы-то знаем, что он на самом деле договорился с Марсилием предать Роланда.

У. Как это оценивает рассказчик?

Д. Он называет Ганелона «предателем», коварным.

У. И Карла мучает страх, «что Ганелоном предан граф Роланд». Так и есть: Марсилий приближается к оставленным в арьергарде франкам.

Фрагмент 4, строфы 1.ХХХ—СХХХ/

У. Почему перед битвой Роланд отказывается от совета Оливье трубить в рог?

Д. Он не хочет трубить «на срам себе», не хочет выглядеть слабым, трусом.

У. Как это характеризует героев? Как это оценивает Р?

Д. «Разумен Оливье, Роланд отважен, / И доблестью один другому равен». И все же Оливье — разумен, а Роланд — безрассуден.

У. А во второй раз герои поступают наоборот: Роланд хочет звать Карла на помощь, но теперь отказывается Оливье. Почему?

Д. Он боится позора: «По мне погибель лучше, чем бесчестье». «Вы род наш осрамите навсегда».

У. Почему же он не боялся позора до битвы, как Роланд?

Д. Тогда они еще не вступили в бой и не были побежденными. Оливье стыдится звать на помощь в минуту поражения.

У. Кто же и как помогает решить спор?

Д. Архиепископ. Он считает, что спасти их уже нельзя, но Карл может успеть отомстить. И Роланд говорит: «Умней не рассудить».

У. Перечитайте строфу СХ. Чему она посвящена?

Д. Природа бушует, а люди ее не понимают: «...не дано им знать, / Что это по Роланду скорбь и плач».

У. То есть люди уже стали глухи к знакам природы, они не понимают «языка» стихий.

Фрагмент 5, строфы СХХХН—СХХХУ1

У. Что вы узнали из этого отрывка?

Д. Ганелон продолжает вредить Роланду: он не хочет, чтобы франки пришли ему на помощь. Король приказывает арестовать Ганелона как изменника, а сам отправляется к Роланду на помощь.

Фрагмент 6, строфы СХиУ—С1-ХХ1У

У. В этих строфах мы узнаём о героической гибели Оливье и Роланда. Их подвиг ясен — они спасали франков. Но соблюдают ли рыцари заповедь Христа «возлюби врага своего»?

Д. Нет, не соблюдают.

У. А могут ли воины соблюдать эту заповедь?

Д. Нет, конечно. Если не убить врага, то он тебя убьет.

У. Все войны Карла и позднейшие походы рыцарей на Восток — это кровавые битвы. А почему Роланд пытается разбить меч?

Д. Чтобы он не достался врагу.

У. А почему он с ним разговаривает? Это сделано для большей поэтичности или есть другие причины?

Д....

У. Вы заметили, что мечи героев «Песни о Роланде» имеют имена. Есть имя и у рога. Перед нами — другая картина жизни, другое сознание. Жизненно важные для воина вещи — живые, у них и сила сверхъестественная. Меч Дюрандаль Карлу вручил ангел. В него Роланд заложил святыни — мощи. И меч помогает действовать как бы от имени высших сил. С точки зрения неверующих людей, все это — поэтический вымысел, заставка, замедляющая действие. А с точки зрения Роланда и рассказчика, это реальность. Более того, получается, что сам Бог благословляет войну.

Фрагмент 7, строфы С1ХХУ1—ССХС

У. И вот Карл мстит за Роланда, за погибших франков. Кто ему помогает? Какое чудо свершается?

Д. «Бог ради Карла чудо совершил / И солнце в небесах остановил». В комментариях сказано, что такое чудо совершил Бог для Иисуса Навина.

У. То есть Бог помогает свершению мести.

Роланд погиб, а Ганелон был арестован как предатель. И вот король возвращается в Ахен и собирает суд над Ганелоном. Что же решили судьи? Какова развязка? Прочитайте последний фрагмент.

Фрагмент 8, строфы СС1ХУП—ССХС

У. Итак, как вы оцениваете поступок Ганелона с современной точки зрения?

Д. Он предатель.

У. Так же полагает и рассказчик, который уже давно окрестил Ганелона предателем. Так же думает и Карл, называя Ганелона изменником. А как считает сам Ганелон?

Д. «Я только мстил, и нет измены в том».

У. А что решил суд, рыцари?

Д. Они считают, что Ганелона надо простить.

У. Какова точка зрения Тьери?

Д. Он осуждает Ганелона за то, что он «Нарушил клятву и презрел свой долг», но полагает, что Роланд, возможно, виноват: «Да, отчима Роланд обидеть мог».

У. А какова точка зрения Пинабеля?

Д. Он защищает Ганелона.

У. (ЗК) И все они достойные рыцари. Но кто же из них прав? Здесь мы сталкиваемся с одной из трудностей понимания прошлых эпох. «Песнь о Роланде» отражает время, когда существуют одновременно два понимания справедливости, две «правды» — старая и новая. Старая правда — вассал может сводить счеты с другим вассалом, он должен быть верен только своему сеньору. Новая правда — общие интересы, интересы единого государства выше интересов отдельного человека. Эта новая правда звала к единению всех сил вокруг короля. Таким образом, Ганелон — носитель старой идеи справедливости: он мстит пасынку, которого подозревает в коварстве. Карл — носитель новой идеи справедливости. А мнения баронов разделились: кто защищает старую идею, тот не видит ничего предосудительного в поступке Ганелона, а кто за новую идею — тот осуждает Ганелона, тем более что погиб не только Роланд, но и все войско франков. Ганелон хотел гибели всех, кто любил Роланда. И как же разрешается это столкновение мнений?

Д. На поединке. Кто победил, тот и прав, и на его стороне Бог. У. То есть справедливый Божий суд осуществляется через убийство неправого! Ведь оба поединщика — христиане. И казнят не только Ганелона, но и заложников. Справедливо ли это с вашей точки зрения? Д. Нет, конечно.

У. А с точки зрения рассказчика? Д. Все справедливо.

У. Рассказчик считает поведение своих героев верхом рыцарской доблести, он оправдывает жестокую расправу и над Ганелоном, и над заложниками.

Итак, взяв за основу не очень значительное историческое событие, причем закончившееся поражением франков, народные певцы-сказители превратили его в картину грандиозной борьбы франков с маврами, «верных» с «неверными». А на фоне этой борьбы разворачивается сложный конфликт между Роландом и Ганелоном, между «старой» и «новой» правдами. И побеждает...

Д. ...«новая правда» — необходимость объединения всех рыцарей вокруг короля Карла.

Урок заканчивается мини-отзывом о произведении.

Задание на дом.

У. На следующем уроке вы начнете читать величайший памятник русской письменной средневековой литературы — «Слово о полку Игореве». «Слово...» было создано в XII веке, и современный читатель сталкивается с известными трудностями при понимании языка, картины жизни, взгляда на мир людей той эпохи. Усугубляются трудности и тем, что «Слово...» было написано на древнерусском языке. С тех пор язык

очень изменился, и приходится читать «Слово...» в переводах на современный русский язык. Вы познакомитесь с ним в переводе крупного знатока древней русской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачева. Мы прочитаем этот перевод все вместе, послушаем, как это произведение звучит на древнерусском языке. Но сначала попробуйте прочитать текст сами.

Читаем «Песнь о Роланде»

«Песнь о Роланде» (Chanson de Roland) в 8-м классе по программе МИРОСа1 — мостик между блоками «Античная литература» и «Средневековый эпос», где основное внимание, конечно же, будет уделено «Слову о полку Игореве». Два урока для знакомства с произведением древнефранцузского эпоса — всё, что могу себе позволить2

урок роланд

Лист из оксфордской рукописи «Песни о Роланде». XII век

Урок первый. На доске запись: «Героический эпос Средневековья». Прошу в формулировке темы выделить уже известное понятие (с жанром героического эпоса познакомились в начале года, изучая «Илиаду» Гомера) и составить кластер. После двух-трёх минут индивидуальной работы в тетрадях составляем коллективный вариант кластера на доске, вспоминая и поясняя такие понятия, как эпическое время (славное историческое прошлое какого-либо народа);эпическое событие (реальное историческое событие, но изображённое так, чтобы создать образ подлинного величия);эпический фон (обычно борьба двух племён или народностей);эпический герой (богатырь, воин, в котором воплощаются лучшие черты народного характера); эпический стиль(торжественный, величественный, высокий; отражающий широкий охват событий во времени и пространстве, отличающийся вниманием к многочисленным подробностям и деталям, а также объективностью авторского взгляда).

После этого на доске открывается скрытая до поры информация.

Героические поэмы Средневековья:

«Беовульф» — англо-саксонский героический эпос. Х век. Действие происходит в Дании.

«Песнь о Роланде» — французский героический эпос. XI век. Действие в основном происходит на границе Франции и Испании. 

«Песнь о Нибелунгах» — немецкий героический эпос (около 1200 г.). Действие происходит в Бургундском королевстве. 

«Песнь о моём Сиде» — испанский героический эпос (рукопись 1207 г. о событиях 1094 г.). Действие происходит на Пиренейском полуострове. 

Ребята получают задание рассмотреть записи и сформулировать вопросы, которые побудили бы к размышлениям по теме нашего занятия. Выбираем наиболее часто повторяющиеся варианты формулировок и записываем в тетради:

• Почему в Средневековье так популярен жанр героического эпоса? • Претерпевает ли изменения этот жанр со времён античности?

Предлагаю искать ответы в ходе обсуждения древнефранцузской героической поэмы. На развороте тетради вверху посередине записываем «Песнь о Роланде» (оксфордский текст — приблизительно 1170 г.), левую часть разворота озаглавливаем «Сюжет героической поэмы», и ребята переносят в тетрадь схему сюжета, изображённую на доске.

урок роланд

В течение 5–7 минут им предстоит заполнить эту схему, выделив события, описанные в героической поэме, их участников и обстоятельства, при которых они происходили. Учитель в это время получает возможность, пройдя по рядам, увидеть уровень домашней подготовки (кто и как читал). 

Далее следует обсуждение, в процессе которого восстанавливается общая схема сюжета и корректируются записи в тетрадях. 

Завязка (предательство Ганелона) Карл, Марсилий, Бланкандрин, Роланд, Ганелон

а) посольство Бланкандрина

б) посольство Ганелона

Кульминация (сражения в Ронсевальском ущелье) Роланд, Оливер, архи епископ Турпин, 12 пэров, сарацины

а) первая рать Марсилия (гибель сарацин)

б) вторая рать Марсилия (гибель франков)

Развязка (возмездие) Карл, Ганелон, Пинабель, Тьери

а) наказание сарацин (изгнание их из Испании)

б) наказание Ганелона (суд и казнь)

Потом делим на две колонки правую часть разворота тетради, название первой — «Исторические реалии», а второй — «Авторская позиция». На этом этапе урока восьмиклассники слушают сообщение учителя — историческую справку о событиях, которые легли в основу сюжета героической поэмы «Песнь о Роланде», — и вносят записи в колонку «Исторические реалии».

Вот как звучит описание исторического события, положенного в основу «Песни о Роланде», в биографии императора Карла Великого, написанной его младшим современником Эйнгардом: “Не прекращая почти непрерывной и упорной войны против саксов, Карл оставил прикрытие в тех местах границы, где было нужно, а сам сколь возможно тщательнее снарядился к походу и вторгся в Испанию. Преодолев Пиренейский хребет и приняв изъявление покорности от всех городов и крепостей, к каким он подступал, Карл двинулся в обратный путь с войском целым и невредимым. Однако, возвращаясь и переваливая через горы, он испытал на себе вероломство васконов. Когда большое войско Карла сильно растянулось, как это всегда бывает в горных теснинах, васконы устроили засаду на высокой вершине, а для засады тамошние края, густо поросшие лесом, весьма удобны. Напав сверху, васконы стали сбрасывать в лежащую под горой долину последнюю часть обоза и воинов, которые шли в арьергарде, чтобы охранять передних с тыла. Завязалось сражение, и васконы перебили всех этих воинов поголовно, разграбили обоз и рассеялись под покровом уже наступившей ночи. Взять верх в этом деле им помогли как лёгкость оружия, так и условия местности, где происходила битва; напротив, франков тяжёлые доспехи и неблагоприятная местность ставили в невыгодное положение. В этом бою пали Эгихард, королевский стольник, пфальц граф Ансельм и Хруодланд, префект Бретонской марки. Злодеяние же васконов доныне осталось ненаказанным, ибо, свершив его, они рассеялись так быстро, что их и след простыл, и никто не знает, где их искать”.

Теперь есть возможность обменяться мнениями и выяснить, какие исторические факты претерпели изменения (как и с какой целью была деформирована историческая реальность), при этом интересные наблюдения и выводы записываются в колонку «Авторская позиция»:

· поход, начавшийся и закончившийся в 778 году, превращён в семилетнюю войну;

· баски (васконы-христиане) заменены на сарацин (мусульман, неверных). 

Первый вывод: борьба за веру, сокрушение неверных выражает идею средневековых крестовых походов: героическая поэма «Песнь о Роланде» — это эпос христианской идеи.

· Бесславный военный эпизод превращён в героическую борьбу немногих против многих, с блестящими подвигами и поединками;

· исчезли самые видные и именитые участники события, Эгихард и Ансельм, но введён целый ряд лиц: Турпин, Оливьер, Ганелон;

· никому не известный Хруоланд, превратясь в Роланда, возведён на вершину общепризнанной славы, стал племянником императора и покорителем всей Западной Европы;

· в исторической реальности (в отличие от поэмы) поражение франков осталось неотомщённым.

Второй вывод: эпическое событие должно быть ярким и запоминающимся (пусть даже вопреки реальным фактам) — таковым становится бой арьергардного отряда в мрачном горном ущелье, когда немногочисленный отряд франков, возглавляемый отчаянным храбрецом и патриотом, до последнего сражается против тьмы неверных “за милую Францию”. Таким образом, «Песнь о Роланде» — это эпос нарождающейся государственности, в основе которого лежит национальная идея. 

Здесь уместно предъявить вторую часть исторической справки о трёх исторических датах, соответствующих эпическому времени, отражённому в сюжете поэмы:

732 год — битва при Пуатье, дед Карла Великого — Карл Мартелл — положил предел экспансии арабов в Европу.

778 год — в Ронсельвальском ущелье васконы унич тожили арьергардный отряд войска Карла Великого.

859 год — в этом году королём Карлом Лысым (внуком Карла Великого) был предан смертной казни за предательство архиепископ Санский Ванило. Принято считать, что он послужил прототипом для предателя Ганелона.

Отвечая на вопрос: “Почему в одном сюжете совмещены три реальных исторических события?”, восьмиклассники тем самым подводят итог урока.

Для домашней подготовки предлагается тезисно записать в тетради ответы на вопросы: “Как в героической поэме «Песнь о Роланде» обрисованы её основные герои? Какие черты характера определяют поведение каждого из них?” Подобрать цитаты. Индивидуальное задание: сравнить заглавного героя средневековой эпической поэмы с античным эпическим героем Ахиллом из «Илиады» Гомера (сопоставить характеры, поступки, авторское отношение к героям). 

Ко второму уроку доска оформлена следующим образом: на ней написана тема «Образы эпических героев в героической поэме “Песнь о Роланде”» и нарисованы два овала. Предлагаю вспомнить содержание прошлого урока и вписать в овалы два основных вывода, к которым мы пришли в ходе первого занятия по теме. Затем прошу расположить имена основных героев «Песни о Роланде» между двумя овалами так, чтобы было очевидно, в какой степени они воплощают христианскую и национальную идеи героической средневековой поэмы. 

В центре учащиеся единодушно помещают Карла Великого. Опорными точками для обсуждения становятся:

· портрет в 8-й тираде: “Сидит на троне золота литого // Прекрасной нашей Франции король. // Волной седые кудри ниспадают, // А борода его белее снега. // Прекрасен Карл, горда его осанка…” и его сопоставление с реальными фактами испанского похода 778 года, согласно которым Карлу было всего тридцать восемь лет и императором он ещё не был. Ребята приходят к выводу, что автору важно было создать образ идеального правителя, седобородого патриарха, сочетающего в себе государственную мудрость и христианское благонравие, являющегося собирателем как национальных, так и христианских сил;

· сюжетная роль (объединяет вокруг себя весь цвет нации; а в развязке осуществляет справедливое возмездие);

· сны, чудеса (незаходящее солнце) и видения (явления архангела Гавриила), доказывающие богоизбранность короля Карла и побуждающие его к постоянной борьбе за христианскую веру.

Вывод. В этом образе, несомненно, воплощаются как христианская, так и национальная идеи. Напомним ребятам, что в исторической реальности государственность формировалась при поддержке Церкви: политическое собирание Европы происходило под знаменем Христа, и свою имперскую корону в 800 году Карл получил из рук римского первосвященника.

Образ архиепископа Турпина — отважного воина — всё же, по мнению восьмиклассников, оказывается ближе к идее христианской: его молитва вдохновляет франков перед битвой, и уже тяжело раненный, он исполняет свой последний христианский долг — благословляет погибших в сражении.

Интересным оказывается разговор о Роланде. Каков этот герой?

Читаем ответ Роланда Оливьеру на сообщение о наступлении бесчисленного войска мавров в тираде 79: “Ну, что же, слава Богу (сначала обращение к Творцу — добрый христианин); // За короля должны мы храбро биться (верный вассал короля): // …Товарищи! Сплеча рубите мавров, // Чтоб песнь о нас позорную сложить // Не мог никто” (рыцарь, отстаивающий свою честь, храбрый воин). Не забываем упомянуть многократно повторяемые им слова: “За милую Францию!” (патриот). Круг вопросов для дальнейшей беседы: “Чем объяснить первоначальный отказ Роланда трубить в рог Олифан, чтобы вернуть ещё недалеко ушедшего Карла с основными силами? Средневековый рыцарь Роланд и античный герой Ахилл: в чём их сходство и различие? Как соотносятся героическое неистовство и гордыня в желании добыть славу с такими христианскими добродетелями, как благоразумие и смирение? Какова роль Оливьера, зачем понадобился этот образ рядом с Роландом? В чём символичность описания смерти Роланда (прижимает к груди меч и рог, поворачивается лицом к Испании, протягивает перчатку к небу)?”

Вывод. Трагическая ошибка, которую совершил жаждущий славы и страшащийся бесчестья Роланд, не отменяет его героизма и свидетельствует о его самоотречении во имя Франции. Пылкость Роланда, напоминающая античное неистовство Ахилла, противопоставлена благоразумию и осторожности Оливьера как более соответствующим христианским нормам поведения, но значим последний жест Роланда, освобождённого смертью от служения Карлу, — он протягивает свою перчатку в знак вассальной преданности Богу. Поэтому для понимания образа Роланда значимы как патриотическая, так и христианская идеи. 

Нельзя обойти вниманием и образ эпического злодея — Ганелона. Восьмиклассники подмечают неоднозначность этого героя. Так, в 20-й тираде автор рисует чрезвычайно привлекательный портрет будущего предателя: “Прекрасен был могучий Ганелон: // Широкобёдр и статен, — ярким светом // Его глаза лучистые горели, // И весь гроза, величествен и горд // стоял он там, и взоров восхищённых // С него свести бароны не могли”, а в 34-й — говорит о его храбрости, когда он, находясь в стане мавров, готов сражаться один против окружающих его неверных (да и феодальный суд его первоначально оправдывает). Пытаясь понять причины его поступка, анализируем феодальные и родственные отношения между Ганелоном, Карлом и Роландом. Ганелон — вассал короля Франции, и формально он не нарушил своей вассальной верности, что и подтвердил суд баронов, состоявшийся по повелению Карла. Роланд — племянник Карла, а Ганелону пасынок, то есть согласно родовым законам должен подчиняться именно Ганелону, Роланд же выбирает службу Карлу. За это, полагая себя оскорблённым, и мстит Ганелон Роланду. Спор о том, что есть месть, а что предательство, какое — родовое или феодальное — право приоритетней, разрешается на Божьем суде — поединке между Пинабелем и Тьедри, где победу одерживает Тьедри, что даёт право королю франков покарать предателя. 

Так, помимо внешнего конфликта между христианской и мусульманской религиями, в средневековом эпосе ощутим внутренний конфликт, в основе которого лежит идея вассальной преданности как основной доблести феодального общества. 

В заключение предлагаю вернуться к вопросам, сформулированным в начале изучения темы, и письменно дать на них дома аргументированные ответы.

Марина Цветаева

Роландов Рог

Как нежный шут о злом своём уродстве, Я повествую о своём сиротстве...

За князем — род, за серафимом — сонм, За каждым — тысячи таких, как он,

Чтоб, пошатнувшись, — на живую стену Упал и знал, что — тысячи на смену!

Солдат — полком, бес — легионом горд, За вором — сброд, а за шутом — всё горб.

Так, наконец, усталая держаться Сознаньем: перст и назначеньем: драться,

Под свист глупца и мещанина смех —Одна из всех — за всех — противу всех! —

Стою и шлю, закаменев от взлёту, Сей громкий зов в небесные пустоты.

И сей пожар в груди тому залог, Что некий Карл тебя услышит, Рог!

Исторические прототипы некоторых персонажей

Турпен

архиепископ Турпин

Жоффруа Анжуйский

герцог Жоффруа I Гризгонель (у. 987)

Ришар Нормандский

герцог Нормандии Ришар I Старый (у. 996)

Жирар Руссильонский

Жирар, регент Прованса при Карле Лысом

Тибо из Реймса

Тибо I Шампанский

Гвенелон

Ванилон, архиепископ Санский, живший во времена Карла Лысого

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика