prepod

Путь к Файлу: /институт / Социальная политика России 2030.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   prepod
Добавлен:   30.12.2015
Размер:   1.3 МБ
СКАЧАТЬ

ТОЛЬЯТТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ О ПРОЕКТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СЕССИИ

со студентами НИ «Высшая школа управления» на тему:

«Социальная политика России 2030»

(6 – 8 ноября 2007 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2007


Содержание

1.         Организационный отчет  3

1.1.     Цели и задачи проектно-аналитической сессии   3

1.2.     Устройство проектно-аналитической сессии   4

1.3.     Устройство линии рефлексии в рамках ПАС   6

1.4.     Устройство линии диагностики в рамках ПАС   9

1.4.     Устройство линии сборки в рамках ПАС   10

2.         Сборочный отчет  11

2.1.     Анализ ситуации с позиции общества, требования к государству  11

2.1.1.   Образование  11

2.1.2.   Трудовая деятельность (дело) 12

2.1.3.   Семья  12

2.1.4.   Старость  13

2.2.     Принципы формирования социальной политики   14

 

1. 
Организационный отчет

1.1. Цели и задачи проектно-аналитической сессии

Цели и задачи данной проектно-аналитической сессии были поставлены в рамках содержательных и технических целей коллектива студентов ВШУ, обозначенных на нижеследующей схеме:

Социальная политика России 2030

Схема №1. Устройство коллектива студентов ВШУ

 

В качестве рамочной, включающей в себя цели (личностные, профессиональные) коллектива участников ПАС, была обозначена тема сессии - социальная политика России, с горизонтом до 2030 года.

Социальная политика России 2030

Схема №2. Принципиальное устройство ПАС «Социальная политика России 2030»

В контексте данной темы были развернуты следующие направления работ:

1. Прорисовка и фиксация позиций общества и государства в рамках проработки принципов социальной политики по аспектам: образование, дело, семья, «обеспеченная старость»;

2. Постановка и тренировка техник самоорганизации, организации коммуникации, понимания, схематизации, рефлексии, диагностики коллектива, наставничества, проектирования, сборки.

 

1.2.      Устройство проектно-аналитической сессии

Проектно-аналитическая сессия состояла из трех тактов работ:

1. На первом такте участники, распределенные по направлениям: «Образование», «Дело», «Семья», «Обеспеченная старость» обозначали разрывы и фиксировали требования к программе социальной политики России из позиции «Общество».

2. Во втором такте участники формировали принципы социальной политики РФ, обозначали приоритетные направления разработки по направлениям «Образование», «Дело», «Семья», «Обеспеченная старость».

При этом каждое направление состояло из 2-х рабочих групп. В каждой группе была представлена позиция менеджеров группы(2,3 человека), в функции которых входило: организовывать коммуникацию участников группы, диагностировать участников, производить сборку наработанных группой конструктивов.

3. На третьем такте участники, распределенные по 3-м категориям: «группа прорыва», «конструкторы понятия», зрители осуществляли сборку принципов социальной политики РФ. В качестве центрового, для работы «группы прорыва», было выделено направление «Семья».

 

Социальная политика России 2030

Схема № 3. Устройство проектно-аналитической сессии

«Социальная политика России 2030»

 

 

 

 


Социальная политика России 2030

 

 

 

 

 


1.3.      Устройство линии рефлексии в рамках ПАС

Линия рефлексии в данной проектно-аналитической сессии включала в себя четыре уровня работ.

Социальная политика России 2030

 

Схема № 4. Устройство линии рефлексии в рамках ПАС

 

1. «Разбор полетов» (After Action Review, AAR)

В течение многих лет в американской армии использовалась методика «Разбора полетов». Ее изобрели для того, чтобы помочь команде и каждому человеку учиться во время рабочего процесса, после любого заметного события. Событием может быть либо небольшое завершенное действие, либо выраженный отрезок большого действия (например, в ПАСе это может быть «большой» или «малый» пленум).

Организация «разбора полетов» - была одной из основных функций тренера в работе с группой. Назначение данного способа работ:

· сформировать в команде понимание ситуации (что произошло?);

· выявить ошибки в проделанной работе (почему не получилось?);

· продумать дальнейший план действий (что делать дальше и как?).

 

2. Организация коммуникации

Проектные и аналитические работы требуют постоянного напряжения от участников, как во время работы в группе, так и на пленарном обсуждении, рамки которого задает «ведущий». Он выполняет функции организатора коммуникации, всегда держит в голове перечень продуктов ПАСа, ориентирует обсуждение на получение этих продуктов и результатов.

Поэтому в его функции входило:

(до начала пленарного обсуждения)

· спрогнозировать появление смыслов в той или иной группе;

· продумать разворот обсуждения (например, ход, когда центровым стало направление «семья» - сделать  для всех базовым их тезис);

· продумать порядок выступлений – логично выстроить доклады;

· подготовить пустую сборочную конструкцию, в которую можно будет упаковать конструктивы докладов и обсуждения;

(во время пленума)

· задавать норму обсуждения (устанавливать временные рамки, обозначать допустимые форматы высказываний, например - вопросы на понимание, замечания, дополнения);

· разворачивать или прекращать дискуссию докладчика и зала;

· работать по ситуации (менять порядок докладов, вводить новые нормы, лишать «деструкторов» слова и т.д.);

· по необходимости самостоятельно задавать вопросы («Правильно ли я вас понял?» - перефразирование тезиса и усиление смысла);

· давать оценку докладу: «Вы не справились, подумайте над замечаниями!».

Организация коммуникации способствует содержательному продвижению обсуждения, т.к. в коммуникации рождаются новые смыслы.

 

3. Индивидуальная рефлексия участников ПАС

ПАС включает в себя как коллективные мыслительные работы, так и индивидуальные, поскольку очень важно для каждого участника понимать: «Что из того, что было обсуждено ценно для меня?». Участники должны понимать: зачем они участвуют в мероприятии, а так же постоянно контролировать: работают ли они на достижение цели или нет.

Организаторы ПАСа закладывали три цели участников:

· сформировать репутацию, наладить связи (причем этот пункт целиком зависит от самого участника);

· разобраться в теме сессии (в данном случае «социальная политика»);

· потренироваться во владении профессиональными инструментами работы и выделить новые способы работы.

Для обеспечения последних двух в ПАСе была предусмотрена линия индивидуальной рефлексии, в рамках которой каждый участник должен был научиться анализировать собственные действия (см. схему №5).

 

4. Рефлексия по итогам сессии

В организационном проекте ПАС было отведено специальное место для выхода из мероприятия и обсуждения инструментов и способов работы.

Нормой для этого действия является:

· переход из состояния «действующего» в состояние «анализирующего»;

· необходимо оставить в мероприятии эмоции, персоналии, конфликты;

· на обсуждение выносится только то, что можно отложить в опыт участников;

· в обсуждении фиксируются точки зрения, спор недопустим;

· в обсуждении каждый высказывается сам за себя, выносит личное видение;

· порядок обсуждения устанавливается по заявкам, назначение докладчиков запрещено;

· организатор рефлексии задает и удерживает норму обсуждения.

Организаторы рефлексии зачастую используют это место, чтобы ликвидировать эмоциональное поле (ход на «раскрытие карт», объясняющий, зачем было организовано то или иное действие).

 

В рефлексии проектно-аналитической сессии «Социальная политика РФ 2030» участники зафиксировали следующие конструктивы:

1) «Первый» - «второй».

В некоторых ситуациях выгодно быть «вторым», чтобы не «ударить лицом в грязь», но чтобы получить лучшее место или завоевать авторитет придется научиться быть «первым».

2) «Диагностика коллектива».

Два способа проведения диагностики коллектива:

· четко выполнять свою функцию, не вмешиваясь в работу группы, что позволяет быть более объективным;

· выполнить свою функцию через другую (организовать коммуникацию и в ней понять про людей – заполнить форму диагностики).

 


Социальная политика России 2030

Схема № 5. Устройство уровня индивидуальной рефлексии


3) «Занять «нужное место»».

Чтобы занять «нужное место» необходимо:

· понимать требования места (функции);

· проанализировать ситуацию (кто на этом месте сейчас, с чем он не справляется);

· выполнять функции места, официально не занимая его, причем делать упор на выявленные изъяны конкурента;

· когда конкурент или руководитель поймет, что вы лучше справляетесь, то конкурент уйдет или его снимут с места официальным распоряжением.

4) «Коммуникация, сборка и диагностика в жизни».

В мероприятии функции диагностики коллектива, организации коммуникации в группе и сборка были разделены на трех людей, а в жизни все три выполняет один человек, заинтересованный в получении результата.

5) «Организация ПАСов».

В технологию работы в режиме проектно-аналитической сессии необходимо включить организацию как входа в сессию (дать участникам возможность ставить и объявлять собственные цели на предстоящее мероприятие), так и выхода из нее (дальнейшее взаимодействие участников в дистанте).

 

1.4.      Устройство линии диагностики в рамках ПАС

Линия диагностики в ПАСе включала в себя два уровня работ.

Социальная политика России 2030

 

Схема № 6. Устройство линии диагностики в рамках ПАС

 

На первом уровне диагностика осуществлялась менеджером группы, взявшим на себя позицию диагноста.

В процессе работы в группе менеджер заполнял диагностическую форму, отвечая на вопросы:

· Способен ли участник сработать по ТЗ (такта)?

· Способен ли участник занять позицию (направления, группы)?

· Срабатывает ли участник как лидер/как конструктивщик/как критик или не включается в работу группы?

На пленуме диагност анализировал работу докладчиков, определяя:

· Способен ли докладчик продемонстрировать работу по ТЗ (такта)?

· Способен ли докладчик удержать позицию (направления, группы)?

· Демонстрирует ли докладчик понимание по ходу обсуждения («сечет»/«не сечет»).

Так же отслеживались действия участников, задающих вопросы на предмет - способен ли вопрошающий задать конструктивный вопрос, сделать осмысленное замечание либо дополнение.

После каждого игрового дня, менеджер группы сдавал диагностические формы организатору направления диагностики.

На втором уровне диагностика осуществлялась организатором направления диагностики. Анализ строился на материале работы «заметных» участников во время больших пленумов, по следующим критериям:

· Занимает ли участник позицию лидера (стремиться быть первым)?;

· Держит ли «целое» (стремиться ухватить «целое» и учесть в своей деятельности все существенное из происходящего)?

Продуктами линии диагностики являются рейтинг и стратификация участников.

Рейтинг позволяет ранжировать (расставить на места) весь коллектив по определенным параметрам. При этом эго ценность в том, что будучи доступным всем участникам, он позволяет на них влиять посредством целенаправленного занижения места/ размещением на реально заработанной позиции/ завышением места. Рейтинг позволяет осуществлять действие - «обидеть»/«вдохновить»/»проверить» нужного человека.

Стратификация позволяет увидеть коллектив в раскладке по стратам, группам участников распределенных в соответствии с той или иной целевой характеристикой.

 

1.4.      Устройство линии сборки в рамках ПАС

Линия сборки в проектно-аналитической сессии включала в себя четыре уровня работ.

 

Социальная политика России 2030

 

Схема № 7. Устройство линии сборки в рамках ПАС

 

В первую очередь в работе менеджеров групп было предусмотрено место менеджера-сборщика. В его задачи входило – собрать все существенное, все конструктивные предложения, наработанные за время работы в группе, включая материал публичного доклада. После чего - предоставить сборочный документ ведущему пленума в качестве заявки на вступление группы.

Во-вторых, работа сборки производилась организаторами непосредственно в течение пленумов. Все вопросы, возражения, вставки осуществлялись исходя из удерживаемой группой организаторов конструкции «целого».

В-третьих, задания на работу сборки были включены в структуру рефлексивного дневника, заполняемого индивидуально по итогам каждого игрового дня.

И на четвертом уровне находится работа ответственного за сборку, удерживающего проектно-аналитическую сессию и весь ее конструктивный материал (наработанный как в процессе, так и поверх него), как «целое». Задача ответственного за сборку – логически упаковать содержание сессии в сборочный отчет.


2.      Сборочный отчет

 

2.1.      Анализ ситуации с позиции общества, требования к государству

Позиция общества была представлена следующими группами общественных интересов:

· Образование

· Трудовая деятельность (дело)

· Семья

· Старость

Социальная политика России 2030

Схема № 8. Цикл жизни человека

 

2.1.1.   Образование

Образование – подготовка к жизни.

Социальная политика России 2030

Схема № 9. Образование, как подготовка к жизни

 

Основные принципы образования:

· Образование должно создавать среду и условия для роста;

· Образование должно предоставлять человеку возможность подготовки к самостоятельной жизни (за счет формирования жизненных навыков самообразования и саморазвития);

· Дошкольное образование должно транслировать нормы общественной жизни и обеспечивать выявление и развитие индивидуальных способностей детей;

· Основная задача среднего образования – формирование личности индивида, «привитие» индивиду самостоятельности, позиционирование личности в социуме (развитие коммуникативных способностей), «прививание» здорового образа жизни;

· В ВУЗе основной акцент должен ставиться на развитие способностей  индивидуальной самореализации личности.

 

2.1.2.   Трудовая деятельность (дело)

Проблемные (непроработанные) места:

· Трудоустройство студентов с неполным высшим образованием;

· Разработка новых механизмов поддержки малого и среднего бизнеса;

· Защита прав работающих беременных женщин и женщин, имеющих детей;

· Защита прав «фрилансеров»;

· Создание условий для «насыщения» конкурентной среды бизнеса (с целью появления прорывных, инновационных разработок и продуктов);

· Контроль нелегальной трудовой эмиграции (и качества построенного жилья);

· Высокий уровень безработицы в сельской местности и труднодоступных районах (необходимо создание дополнительных рабочих мест, обеспечение занятости и условий для жизни);

· Низкий уровень заработной платы, разрозненный механизм социального обеспечения работников бюджетной сферы;

· Соорганизация действий органов исполнительной государственной власти (МЭРТ, Минздравсоцразвития РФ…), отвечающих за регулирование данной сферы, и представителей общественных организаций, защищающих интересы граждан РФ.

Требования (целевые показатели):

· Доля ВВП должна составлять не менее 50% от доходов малого и среднего бизнеса,

· Доля среднего класса в РФ должна составлять не менее 60% от общего числа населения,

· Показатель вынужденной безработицы в стране не должен превышать 4%,

· Россия должна занимать лидирующие позиции в рейтинге стран с низким показателем коррупции.

2.1.3.   Семья

Семья – официально оформленная ячейка общества, наиболее мощный социальный институт.

Проблемы семьи, как социального института:

· Материальная неустойчивость;

· Негативное влияние западных ценностей (отсутствие моды на официальное заключение брака и многодетность);

· Отсутствие единой кампании развития института семьи и «политики» воспитания детей;

· Неудовлетворительное состояние репродуктивного здоровья молодых граждан РФ (необходима профилактика здоровья молодежи, здравостроительство).

Социальная политика России 2030

 

Схема № 10. Семья, как социальный институт

 

Требования:

· Повышение доступности и качества медицинского обслуживания (развитие медицинской инфраструктуры);

· Развитие инструмента государственного медицинского страхования на всех этапах (диагностика, профилактика, лечение);

· Повышение социальной ответственности бизнеса и государственных органов,

· Создание «моды» на семью;

· Единая государственная политика в регионах (особое внимание: социальная защита многодетных, малоимущих и неполных семей);

· Создание достойных условий труда, предоставление рабочих мест для молодежи (в том числе женщинам, имеющим детей);

· Повышение детских пособий и уровня заработной платы матерей, развитие образовательной инфраструктуры (качество и доступность дошкольного и среднего образования);

· Подготовка квалифицированных кадров (из числа работников бюджетной сферы), задействованных в обеспечении инфраструктуры жизни семьи,

· Гарантированное предоставление жилья молодым семьям на выгодных условиях (программы приобретения жилья);

· Снижение процентных ставок по ипотечному кредитованию в зависимости от уровня вклада семьи в улучшение демографической ситуации.

2.1.4.   Старость

Основные задачи государства:

· Обеспечение прожиточного минимума, предоставление доступных медицинских услуг «социально незащищенным пенсионерам»;

· Обеспечение формирования и прироста «инвестиционно и финансово-активных» (в течение трудовой деятельности) пенсионеров.

Социальная политика России 2030

Схема № 11. Старость, как время проявления результатов

инвестиционной активности

 

· Материальное благосостояние пожилого человека должно напрямую зависеть от его инвестиционной активности в течение трудовой деятельности;

· Инвестиции в старость необходимо осуществлять в течение всей жизни (для этого необходимо формировать общественную финансовую грамотность, начиная с дошкольного возраста).

 

2.2.      Принципы формирования социальной политики

Социальная политика России 2030

Схема № 12. Принципы формирования социальной политики

 

1.         Центр ответственности за формирование социальной политики России должен быть многофокусным (государство – общество - индивид);

2.         Основная задача государства в области социальной политики – обеспечить условия «для старта и развития» (организовать жизнь общества за счет развития инфраструктур, прописать правила использования инфраструктур жизни и схемы взаимодействия участников);

3.         Общество (в лице представителей общественных организаций, профсоюзов и т.д.) должно возлагать на себя инициативы по разработке отдельных проектов и программ социального развития («Жилье», «Здоровье», «Образование», «Семья»), которые впоследствии могут быть встроены в социальную политику государства (за счет единой рамки – социальной политики, будет осуществлено системное связывание проектов);

4.         Индивид, как единица общества, должен стремиться к саморазвитию и нести ответственность за собственную жизнь (для этого необходимо выстраивать особую воспитательно-образовательную среду и условия конкуренции).

Социальная политика России 2030

 

Схема № 13. Системный подход к программированию социального развития России до 2030 года (как нужно мыслить)

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика