prepod

Путь к Файлу: /институт / КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделя.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   prepod
Добавлен:   30.12.2015
Размер:   655.5 КБ
СКАЧАТЬ

НЕДЕЛЯ 1, 2

 

Механизм волевой саморегуляции

 

В отечественной психологии в контексте мотивации рассматривается механизм  волевой саморегуляции. Механизм воли актуализируется в ситуациях, связанных с преодолением объективных  (внешние препятствия, сложные обстоятельства, трудные условия) или субъективных (усталость, отсутствие интереса, наличие конкурирующих мотивов, непонимание смысла предстоящего действия и т.п.) препятствий,  преград, затрудняющих реализацию жизненно важных целей и задач.

 

 

Механизм смыслообразования

 

Отечественный ученый В.А.Иванников в своей теории объяснил волевые акты через механизм смыслообразования. Поскольку отсутствие достаточной мотивации делает невозможным осуществление действия, в этих условиях человек придает ему дополнительный личностный смысл, т.е. связывает с другими возможными потребностями и мотивами. Возможны следующие приемы:

· обесценивание конкурирующего мотива,

· апелляция к социальным ролям и позициям,

· представление возможных результатов предстоящего действия,

· соединение предстоящего действия с высшими нравственными ценностями человека,

· обращение к символам и ритуалам,

· обращение к жребию,

· идентификация (отождествление, подражание) со значимым человеком (идолом),

· мысленное изменение ситуации выполнения действии,

· ориентация на мнении и поведение большинства других,

· мысленная ориентация на оценки значимых других и др.

Данные  приемы обеспечивают  волевое действие.

 

 

Задание 3.11.  Можно предположить, что в учебном плане вашей специальности есть дисциплина, которая Вам совершенно не нравится. Но не учить ее Вы не можете, иначе не сдадите экзамен и будете отчислены из вуза.  Напишите,  какой из рассмотренных приемов волевой регуляции Вы считаете наиболее подходящим в данном случае? Иными словами, как Вы будете мотивировать себя в данной ситуации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3.12.  Ответьте на вопросы опросника А.А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи».

 

Вам необходимо выбрать ответ «да» или «нет».

Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да». 

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным.

1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативности.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач. 17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.

20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

 

Подсчитайте результаты: Совпадение с ключом дает 1 балл.

Ключ: Ответы  «Да»: 1,2,3,6,8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19,20.

                     Ответы «Нет»: 4, 5. 7,9, 13, 15, 17. 

 

Если количество набранных баллов от I до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8-9, есть определенная тенденция к мотивации неудачи, а если количество баллов 12-13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

 

 

Какие результаты у вас получились? Как вы их интерпретируйте? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

«Только одно делает исполнение мечты невозможным – это страх неудачи.»

Пауло Коэльо «Алхимик».

__________________________________________________________________

 

На заметку!

 

Мотивация успеха – это устойчивое стремление человека добиваться высоких результатов, независимо от того, чем он занимается. Люди с данным типом мотивации активны, инициативны, при наличии препятствий ищут способы их преодоления, ставят перед собой реальные цели и отличаются настойчивостью в их достижении.

Мотивация избегания неудачи – это устойчивое стремление человека избегать неудачи, порицания, наказания. Люди, имеющие склонность к такому типу мотивации, малоинициативны, избегают ответственных заданий, ставят перед собой неоправданно завышенные  или заниженные цели. Они опасаются, что у них не получится, что они сделают не так, как должно, что допустят ошибки, что их осудят, будут критиковать окружающие. В итоге энергия этих людей направлена не на достижение цели, а на опасения и страхах. И, скорее всего, они действительно не достигают поставленной цели.

 

Для  лидера, управленца

мотивация успеха является ключевой!

 

__________________________________________________________________

 

 

 

Задание 3.13. В книге «Величайший в мире успех» Ог Мандино представляет девять правил успеха:

 

Правило 1. Ты должен трудиться каждый день так, словно жизнь твоя лежит на чаше весов. Знай, что есть только один способ достигнуть успеха – неустанно трудиться. Но если ты не готов заплатить за столь высокую награду – успех – такой ценой, то знай, то приготовься прожить жизнь в серости и бедности.

 

Правило 2. Ты должен запомнить, что своим терпением способен изменить свою судьбу. Никто не может достичь желаемых результатов, если не в силах  терпеливо ждать результатов. Терпение – великая сила. Примени ее, укрепи свой дух и смягчи свой характер, усмири свой гнев и отринь от себя зависть и гордыню.

 

Правило 3. Ты обязан тщательно планировать пути своих достижений. Иначе уже не будешь хозяином своей судьбы. Спланируй свою жизнь сегодня. Спроси себя, чего ты хотел бы достичь, если бы продолжил заниматься тем же, что и сейчас. Затем определи, чего ты хотел бы достичь  в назначенный срок – … то, о чем ты так долго мечтаешь. Затем подробно распланируй свои дела. Запиши, что будешь делать в последующие двенадцать месяцев, чтобы достичь поставленной цели. Воплоти свои мечты в жизнь!

 

Правило 4. Путешествуя при свете солнца, ты всегда должен быть готов к приходу тьмы. Пойми, нет в мире ничего постоянного. Перемены в твоей жизни подобны сменам времен года в природе, и это неизбежно…  Никогда не оставляй попыток, сколь бы бесплодными они тебе поначалу ни казались. Всегда надейся, что любую ситуацию можно изменить.

 

Правило 5. Всегда улыбайся в лицо своим невзгодам, и они отступят. Неудачи и невзгоды могут нарушить твои планы и попытки изменить свою жизнь к  лучшему. Способ борьбы с ними один: ВСТРЕЧАЙ ИХ С РАСПРОСТЕРНЫМИ ОБЪЯТИЯМИ. В трудные дни своей жизни помни, что все неудачи на самом деле лишь еще один шаг на пути к успеху. Каждая дорога, даже та, которая была выбрана тобой ошибочно, приведет тебя к истине, а каждое твое испытание уменьшает твои шансы снова ошибиться. Все беды и несчастья – только ступеньки, ведущие тебя у умиротворению и исполнению желаний.

 

Правило 6. Твердо запомни, что твои планы на всю жизнь могут остаться всего лишь мечтами, если ты будешь бездействовать. Смейся над своими сомнениями и уверенно двигайся вперед. …Чем больше ты делаешь, тем больше ты сможешь сделать,  и чем больше ты занят сегодня, тем больше радости тебя ждет в будущем. Так продолжай же действовать сам, чтобы не стать игрушкой в руках обстоятельств.

 

Правило 7. Ты обязан постоянно очищать свой ум, иначе он превратится в затянутый паутиной чердак. Никогда не позволяй прошлому бросать тень на сегодняшний день. Ожидать зла, прежде чем оно произойдет – безумие! Не думай о том, что, может быть, никогда не произойдет. Заботься лишь о настоящем. Тот, кто тревожится о будущих неудачах, переживает их дважды.

 

Правило 8. Придя к концу пути, облегчи свою ношу. Пойми, величайшие блага жизни находятся в тебе самом или же в том, чего ты можешь достичь. Раскрой глаза свои и увидишь истину  - не ищи себе сокровищ земных. Любовь, умиротворение  и счастье – это драгоценные сокровища, ценность которых, в отличие от стоимости земли и монет, не уменьшится со временем.

 

Правило 9. Всегда помни о том, что ты можешь опоздать. Живи с постоянной мыслью о том, что жизнь твоя не вечна. Такова печальная ирония жизни, но, только понимая это, ты обретешь способность по-настоящему оценить неповторимую красоту каждого наступающего дня.

 

Какие из перечисленных правил имеют отношение к мотивации человеческого поведения? Какие из них соотносятся с вашими представлениями?  С какими правилами вы не согласны? Что вы думаете по этому поводу?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3.14 Прочитайте отрывок из повести Марка Твена «Том Сойер»: 

 

«Тому очень не хотелось красить забор. Но он сумел привлечь к этому занятию много уличных мальчишек, первоначально показав, что это очень сложное и ответственное дело поручено только ему – самому ответственному и талантливому мальчику и никому больше.

Давайте прочтем фрагмент повести.

«Том продолжал работать, не обращая …..никакого внимания. Бен уставился на него и через минуту сказал:

- Ага! Попался!

Ответа не было, Том глазами художника созерцал свой последний мазок, потом  осторожно провел кистью опять и вновь откинулся назад – полюбоваться. Бен подошел и встал рядом. У Тома слюнки текли при виде яблока, но он как ни в чем не бывало упорно продолжал свою работу. Бен сказал:

- Что, брат, заставляют работать?

Том круто повернулся к нему:

- А, это ты, Бен! Я и не заметил.

- Слушай-ка, я иду купаться… да, купаться! Небось и тебе  хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать. Ну. Конечно, еще бы.

Том посмотрел на него и сказал:

- Что ты называешь работой?

- А разве это не работа?

Том снова принялся белить забор и ответил небрежно:

- Может, работа, а может, и  нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе.

- Да что ты? Уж не хочешь ли ты сказать, что для тебя это занятие – приятное?

Кисть продолжала гулять по забору.

- Приятное? А что же в нем такого неприятного? Разве мальчишкам каждый день дается белить заборы?

            Дело представилось в новом свете. Бен перестал грызть яблоко. Том с упоением художника водил кистью взад и вперед, отступал на несколько шагов, чтобы полюбоваться эффектом, там и сям добавлял штришок и снова критически осматривал сделанное, а Бен следил за каждым его движением, увлекаясь все больше и больше. Наконец сказал:

- Слушай, Том, дай и мне побелить немножко!

            Том задумался и, казалось, был готов согласиться, но в последнюю минуту передумал:

- Нет, нет, Бен… Все равно ничего не выйдет. Видишь ли, тетя Поли ужасно привередлива насчет этого забора: он ведь выходит на улицу. Будь это сторона, что во  двор, другое дело, но тут она страшно строга – надо белить очень и очень старательно. Из тысячи… даже из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел побелить его как следует.

- Да что ты? Вот никогда бы не подумал. Дай мне только попробовать… ну хоть немножечко. Будь я на твоем месте, я б тебе дал. А, Том?

- Бен, я бы с радостью, честное слово, но тетя Поли… Вот Джим тоже хотел, да они не позволила. Попросился и Сид – не пустила. Теперь ты понимаешь, как мне трудно доверить эту работу тебе? Если ты начнешь белить, да вдруг что-нибудь не так…

- Вздор! Я буду стараться не хуже тебя. Мне бы только попробовать! Слушай: я дам тебе серединку от этого яблока.

- Ладно! Впрочем, нет, Бен, лучше не надо… боюсь я…

- Я дам тебе все яблоко – все, что осталось.

Том вручил ему кисть с видимой неохотой, но с тайным восторгом в душе.. И пока Бен трудился и потел на припеке, отставной художник сидел рядом в холодке… болтал ногами, грыз яблоко и расставлял сети для других мальчишек. В простаках недостатка не было: мальчишки то и дело подходили к забору – подходили зубоскалить, а оставались белить….

Том приятно и весело провел время в большой компании, ничего не делая, а на заборе оказалось целых три слоя известки! Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех мальчишек этого города».

(Марк Твен. Приключения Тома Сойера. М..: Детская литература, 1991. С.17-19).

 

Какие приемы мотивирования других успешно применил герой? Выпишите их.__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 3.15. Прочтите фрагмент книги Генри Форда «Моя жизнь. Мои достижения» (http://www.improvement.ru). 

 

«Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с этого естественного пути. Я не собираюсь предлагать ничего, что бы выходило за пределы безусловного признания этого естественного принципа. Я исхожу из предположения, что мы должны работать. Достигнутые нами до сих пор успехи представляют из себя, в сущности, результат некоего логического постижения: раз уж нам приходится работать, то лучше работать умно и предусмотрительно; чем лучше мы будем работать, тем лучше нам будет. Вот что предписывает нам, по моему мнению, элементарный, здравый человеческий смысл.

Девиз: «поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации» очень хорош, не только потому, что он полезен и в делах и в управлении государством, но и потому, что он полезен народу. Соединенные Штаты созданы не в силу деловых соображений. Объявление независимости не есть коммерческий документ, а конституция Соединенных Штатов – не каталог товаров. Соединенные Штаты – страна, правительство и хозяйственная жизнь – только средства, чтобы дать ценность жизни народа. Правительство – только слуга его, и всегда должно таковым оставаться. Как только народ становится придатком к правительству, вступает в силу закон возмездия, ибо такое соотношение неестественно, безнравственно и противочеловечно. Без деловой жизни и без правительства обойтись нельзя. То и другое, играя служебную роль, столь же необходимы, как вода и хлеб; но, начиная властвовать, они идут вразрез с природным укладом. Заботиться о благополучии страны – долг каждого из нас. Только при этом условии дело будет поставлено правильно и надежно. Обещания ничего не стоят правительству, но реализовать их оно не в состоянии. Правда, правительства могут жонглировать валютой, как они это делали в Европе (и как и посейчас делают это и будут делать во всем мире финансисты до тех пор, пока чистый доход попадает в их карман); при этом болтается много торжественного вздора. А между тем работа и только работа в состоянии созидать ценности. В глубине души это знает каждый.

По-моему, мы слишком много сделали для того, чтобы спугнуть радость жизни мыслью о противоположности понятий «существование» и «добывание средств к существованию». Мы расточаем столько времени и энергии, что нам мало остается на жизненные утехи. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Они только средство для некоторой цели. Я, например, смотрю на автомобили, носящие мое имя, не только как на автомобили.

Если бы они были только таковыми, я бы предпринял что-нибудь другое. Для меня они – наглядное доказательство некоей деловой теории, которая, как я надеюсь, представляет собою нечто большее, чем деловую теорию, а именно: теорию, цель которой – создать из мира источник радостей. Факт необычайного успеха Общества Автомобилей Форда важен в том отношении, что он неопровержимо свидетельствует, как верна была до сих пор моя теория. Только с этой предпосылкой могу я судить существующие методы производства, финансы и общество с точки зрения человека, ими не порабощенного.

Если бы я преследовал только своекорыстные цели, мне не было бы нужды стремиться к изменению установившихся методов. Если бы я думал только о стяжании, нынешняя система оказалась бы для меня превосходной; она в преизбытке снабжает меня деньгами. Но я помню о долге служения. Нынешняя система не дает высшей меры производительности, ибо способствует расточению во всех его видах; у множества людей она отнимает продукт их труда. Она лишена плана. Все зависит от степени планомерности и целесообразности.

Итак, квинтэссенция моей идеи в том, что расточительность и алчность тормозят истинную продуктивность. Но расточительность и алчность вовсе не неизбежное зло. Расточительность вытекает большей частью из недостаточно сознательного отношения к нашим действиям или из небрежного их выполнения. Алчность есть род близорукости. Цель моя состояла в том, чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, причем в отношении суммарной прибыли, я полагался на размеры сбыта. Равным образом, цель моя в процессе такого производства – уделять максимум заработной платы, иначе говоря, сообщать максимальную покупательную способность. А так как и этот прием ведет к минимальным издержкам, и так как мы продаем с минимумом прибыли, то мы в состоянии привести наш продукт в соответствие с покупательной способностью. Основанное нами предприятие действительно приносит пользу. И потому мне хочется поговорить о нем. Основные принципы нашего производства гласят:

1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна; позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию.

2. Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела – преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы.

3. Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. По существу в прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна получиться в итоге полезной работы, а не лежать в ее основании.

4. Производить не значит дешево покупать и дорого продавать. Это, скорее, значит покупать сырые материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт, распределяемый затем среди потребителей. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно – это значит затруднять только указанный процесс».

 

Какие мотивы побуждали деятельность Генри Форда? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 3.16. Составьте опорную схему «Управление мотивацией других людей». 

 

 

 

 

 

Основные выводы по теме 3

 

1.  Мотивация – это совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность человека

 

2. Причины, (факторы), лежащие в основе  поведения, называют мотивами. Совокупность мотивов называется мотивацией.

 

3. Одной из существенных психологических особенностей человека является то, что поведение, как правило, побуждается не какой-то одной причиной,  мотивом, а чаще всего несколькими.

 

4. Мотивация успеха – это устойчивое стремление человека добиваться высокого результата, независимо от того, чем он занимается. Личности с этим типом мотивации активны, инициативны, при наличии препятствий ищут способы их преодоления, ставят перед собой реальные цели и отличаются настойчивость в их достижении.

 

5. Мотивация избегания неудачи – это устойчивое стремление человека избегать неудачи, порицания, наказания. Личности, имеющие склонность к такому типу мотивации, малоинициативны, избегают ответственных заданий, ставят перед собой неоправданно завышенные  или заниженные цели.

 

5. Механизм воли актуализируется в ситуациях, связанных с преодолением объективных  (внешние препятствия, сложные обстоятельства, трудные условия) или субъективных (усталость, отсутствие интереса, наличие конкурирующих мотивов, непонимание смысла предстоящего действия и т.п.) препятствий,  преград, затрудняющих реализацию жизненно важных целей и задач.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания для итоговой работы

 

Вы изучили тему «Мотивация человеческого поведения». Постарайтесь систематизировать полученные знания и написать эссе, реферат или доклад на одну из тем:

1) Бегство от свободы (Почему люди вступают в тоталитарные религиозные секты, фашистские группировки, бандитские группы).

2) Возможно ли достижение позитивной свободы  в  молодежном движении «НАШИ»?

3) Мотивация достижения: возможности и условия развития.

4) Мотивы деятельности политиков России XXI века.

 

 

Примечание: Список тем не закрыт, Вы можете сами выбрать любую другую тему в рамках данной проблематики, если она поможет Вам ответить на Ваши вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы  для самопроверки

1. Укажите автора  теории, согласно которой основным мотивом поведения человека являются сексуальные потребности:

а) Аткинсон;

б) Адлер;

в) Фрейд,

г) Юнг.

 

2. Человек, у которого выражен мотив достижения:

а) целеустремлен;

б) активен;

в) инициативен;

г) все ответы верны.

 

3.  Мотивация не включает:

а) интересы;

б) желания;

в) ценности;

г) ни один ответ не верен.

 

4. Когнитивный диссонанс характеризуется:

а) стремлением человека восстановить внутреннюю гармонию;

б) состоянием дискомфорта;

в) поиском убедительных аргументов в пользу принимаемого варианта решения;

г) все ответы верны.

 

5.  Волевые действия:

а) относятся к мотивации;

б) осуществляются бессознательно;

в) характеризуются легкостью выполнения;

г) ни один ответ не верен.

 

6. В пирамиде А.Маслоу  потребностью высшего уровня является:

а) физиологические потребности;

б) потребность в безопасности;

в) потребность в самоактуализации;

г) потребность в социальном статусе.

 

7. Люди, в мотивации которых преобладают внутренние мотивы:

а) интерналы,

б) экстерналы;

в) экстраверты;

г) интроверты.

 

Тема 4.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

или

КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ МИР

 

«Красота природы, растений, животных – пока мы их видим и слышим – погружает нас в мир впечатлений, служит источником образования новых идей»

К.Э.Циолковский «Ум и страсти»

 

Психические процессы – внимание, восприятие, память, мышление, воображение – обеспечивают познание человеком окружающего мира и себя. Поэтому эти процессы называются познавательными, или когнитивными (от лат. сognitio – познание). Однако их функции выходят за рамки познания: без них невозможно управление поведением и деятельностью, общением между людьми. Поэтому другая функция, не менее значимая функция  психических процессов – управляющая.

В реальной психической деятельности познавательные  процессы тесно взаимодействуют друг с другом. Все они представляют собой  целостную систему, где каждое звено – единственное в своем роде, без участия которого нормальная работа всей системы невозможна.

Рассмотрение психических процессов порознь дает возможность упростить описание  и понимание специфики каждого из них.

 

 

1.Внимание

 

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

 

Внимание обусловливает избирательность, сознательный, целенаправленный отбор информации, поступающей через органы чувств.

Особенностью внимания является то, что оно включено во все другие психические познавательные процессы и выступает как их необходимый момент. Психолог Э.Титчинер отмечал, что «особенностью нашей духовной жизни является то, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую  и ничтожную их часть. Эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием».

 

 

 

Задание 4.1. Какие свойства внимания необходимы:

 

1) При управлении автомобилем в условиях интенсивного движения, когда  любое  отвлечение чревато серьезными последствиями?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Продавцу магазина, обслуживающему один за одним многих клиентов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Руководителю компании, когда ему одновременно приходится слушать вопросы и отчеты работников, принимать решения по нескольким вопросам?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) В работе авиадиспетчера, который наблюдает за движением самолетов в воздушных коридорах?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Каллиграфу, заполняющему дипломы выпускников вуза?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4.2. О каких свойствах внимания пишет Л.Н.Тостой в Романе «Война и мир»?

 

«Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлений остановить свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям…»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

 

КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделя
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 «За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознанию: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым»

 

 Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» СПб, 2005. С. 417.

 

 

Задание 4.3. Заполните следующую  таблицу. Ознакомьтесь с указанными характеристиками внимания. Приведите примеры.

 

Виды внимания и их сравнительная характеристика

 

Вид

внимания

Условия

возникновения

Основные

характеристики

Примеры

Непроизвольное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произвольное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Послепроизвольное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4.4. Чем можно объяснить «Феномен вечеринки»,  когда среди обилия звуков веселой компании мы с легкостью можем услышать свое имя, произнесенное кем-либо в другой группе, расположенной на некотором расстоянии от  нас. ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4.5. О каком виде внимания идет речь в каждом из примеров? Чем обусловлено его проявление?

 

1. В произведении «Суламифь» А.И.Куприн пишет: «Утренний ветер дует с востока и разносит аромат резеды… Темные кипарисы важно раскачивают тонкими верхушками и льют свое смолистое дыхание. Торопливо переговариваются серебряно-зеленые листы олив. Но вот Соломон встает и прислушивается. Милый женский голос, ясный и чистый, как это росистое утро, поет где-то невдалеке, за деревьями…» 

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.Начало задерживалось; нетерпение овладело публикой...  Но вот звякнул и затрепетал третий звонок. Бухнуло глухое серебро литавр,  взвыл тромбон, выстрелил барабан… и представление началось (А.Грин «Алые паруса»)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вторая  классификация внимания построена в соответствии с его  направленностью. В зависимости от этого можно выделить  внешнее и внутреннее внимание.

КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделя
 

 

 

 

 

 

 


Задание 4.6.  На чем сосредоточено внимание лирического героя? Какие виды внимания мы обнаруживаем в данном примере?

:

И скучно и грустно, и не кому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят– все лучшие годы!

 

Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь?– там прошлого нет и следа..

И радость, и муки, и все так ничтожно…

 

                            Лермонтов М.Ю. И скучно, и грустно.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4.7. Какой вид  внимания проявляется во время занятий аутотренингом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4.8. На какие свойства  внимания  ориентируются разработчики телевизионной рекламы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4.9. Объясните, почему привлекается внимание в следующих ситуациях?

 

1. Водитель за рулем обращает внимание на знаки дорожного движения, а пассажир нет.

__________________________________________________________________

 

2. Глядя на звездное небо, человек вдруг видит мерцающий свет и начинает следить за движущимся спутником?

__________________________________________________________________

 

3. Придя в книжный магазин, человек, интересующийся психологией, в первую, очередь направляется к полкам с литературой по психологии,  а интересующийся экономикой – к стеллажам с экономической литературой.  __________________________________________________________________

 

 

Задание 4.10. Каково значение  внимания для деятельности специалистов по управлению и специалистов по связям с общественностью? Что вы думаете по этому поводу?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

_________________________________________________________________

 

На заметку!

Для тренировки концентрации и переключения внимания полезно использовать таблицу. Ежедневные тренировки  в течение  трех недель приведут к тому, что вы сможете существенно сократить время поиска цифр от 1 до 99 . Проверьте.

КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделя

Для тренировки устойчивости внимания можно использовать таблицу «Путаница». Прослеживание взглядом каждой из линий от начала до конца требует устойчивости внимания.

КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделя

 

__________________________________________________________________

 

 

 

 

2. Восприятие

 

«Горит звезда, дрожит эфир,

Таится ночь в пролеты арок,

Как не любить весь этот мир,

Невероятный твой подарок.

Ты дал мне пять неверных чувств,

Ты дал мне время и пространство,

Играет в мареве искусств

Моей души непостоянство»

                                   В.Ходасевич

 

Органы чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) отражают отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира. Отражение отдельных изолированных друг от друга свойств объектов называется ощущением. Однако для здорового взрослого человека мир  предстает не виде изолированных, отдельных свойств, а целостным, в виде конкретных предметов и явлений. Это становится возможным благодаря восприятию - познавательному психическому процессу.

 

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств; это отражение комплексного раздражителя; это результат деятельности систем анализаторов.

          

 

Восприятие

 

свойства

восприятия

виды

восприятия

способы

восприятия

целостность

восприятие пространства

зрительные

предметность

восприятие времени

вкусовые

константность

восприятие времени

слуховые

осмысленность

 

болевые

апперцепция

 

 

 

                                                                                             

Задание 4.11. Какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях?

 

1. Идущий в конце апреля снег два взрослых человека воспринимают совершенно по-разному:

- Какой ужасный снег!  Холодно,  – говорит один человек, приходя на работу.

- Какая чудная погода! Снежинки в воздухе кружатся, такие красивые, нежные, одно загляденье, - восклицает другой.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Если впервые смотреть с большой высоты вниз, то все будет казаться уменьшенным по размеру. Но со временем все нормализуется.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Обычно мы смотрим на стоящие на столе тарелки сбоку, а не сверху. Однако они нам кажутся не овальными, а круглыми? __________________________________________________________________

 

4. Мы впервые пробуем экзотический плод  и  пытаемся его соотнести с другими, знакомыми нам фруктами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4.12. На основе текста учебника Годфруа Ж. «Что такое психология» ответьте на вопросы:

 

1. К какому возрасту зрительное восприятие ребенка достигает  такого же уровня, как и у взрослого? ___________________________________________

 

2. С какого возраста младенец способен различать синий, красный, желтый, зеленый цвета? ____________________________________________________

 

3. Что такое физиологический порог восприятия?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Какие принципы, описанные и проанализированные школой гештальтпсихологией,  организуют  наше восприятие? В чем их сущность?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4.13. Каково значение процесса восприятия в деятельности специалистов по управлению и специалистов по связям с общественностью?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

3. Память

 

 

«У человеческой  памяти есть два компонента: кратковременный и долговременный. В переносе информации из кратковременного хранилища в долговременное существенную роль играют процессы управления памятью – такие как «повторение».

Р.Аткинсон

 

 

Память – это психический процесс, заключающийся в отражении прошлого опыта путем его организации и сохранения; это основа психической деятельности; она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

 

В основе памяти лежат ассоциации или связи. Запомнить что-то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, то есть образовать ассоциацию.

 

 

 

 

 

 

Память связана со всеми другими познавательными процессами.

КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделя

 

 

 

На протяжении всей своей жизни человек усваивает огромное количество знаний, умений и навыков, т.е. то, что составляет жизненный опыт. При необходимости они используются для выполнения разнообразных действий, решения самых разных жизненных, профессиональных и пр. задач. Все это становится возможным благодаря психическому процессу  - памяти.

 

Память – это процесс, который заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта человека.

 

 

 

Память

 

Процессы памяти

Особенности памяти

Виды воспроизведения

Запоминание

Скорость запоминания

Узнавание

Созранение

Точность запоминания

Воспоминание

Воспроизведение

Прочность запоминания

Припоминание

Забывание

 

 

 

 

 

 

 

Виды памяти

 

По запомннанию

По продолжительности

По содержанию

Произвольная

Мгновенная

Образная

Непроизвольная

Кратковременная

Двигательная

 

Долговременная

Эмоциональная

 

 

Словестно-логическая

 

Задание 4.13. Охарактеризуйте виды памяти:

 

Двигательная память – это____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Эмоциональная память - _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Образная память  - _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Словесно-логическая память  -  _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Выделенные виды памяти не существуют отдельно, изолированно друг от друга. Они представляют лишь стороны и измерения целостной психологической системы, обеспечивающей накопление жизненного опыта, постоянное пользование им и при необходимости избавление от него.

 

__________________________________________________________________

 

На заметку!

 

Прием эффективного запоминания

 

Разновидность метода ассоциации - метод мест.

Этот метод  использовал выдающийся римский политик и оратор – Цицерон. Современники поражались его феноменальной памяти. Перед выступлениями в римском сенате он тренировался в произнесении речи у себя дома, переходя из одной комнаты в другую. Всякий раз, когда при обдумывании речь он  переходил к следующей мысли, он делал паузу и мысленно соединял соответствующий раздел своей речи с определенным уголком своего дома. Затем при произнесении речи в сенате Цицерон мысленно повторял свой путь по дому и, таким образом, мог произнести всю речь не прибегая ни к каким  записям. Метод Цицерона предполагает наличие в сознании некоторой условной, прочно запечатленной в памяти схемы, с элементами которой ассоциируются сведения, подлежащие запоминанию.

 

__________________________________________________________________

 

На заметку!

 

Феномен памяти

 

«Эффект края» – феномен памяти, состоящий в том, что лучше запоминается то, что было в начале и в конце. Используя данный  феномен, Штирлиц построил объяснение, каким образом отпечатки его пальцев смогли появиться  на чемодане русской радистки.

Данный феномен  важно учитывать, осознанно влияя на запоминание информации других (подчиненных). Например,  выстраивая выступление вначале следует  четко представить основные идеи, которые будут освещаться, а в конце выступления следует подводить краткие итоги, того, что обсуждалось в выступлении.  Тогда можно иметь больше оснований на то, что эта информация запомнится слушателями.

 

__________________________________________________________________

 

 

 

 

Задание 4.14. Приведите пример из вашего опыта, демонстрирующие действенность «эффекта края».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________

 

На заметку!

 

Забывание

 

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после неё.

Влияние деятельности может быть как положительным, так и отрицательным. Например, после похода на мелодраму в кинотеатр, человек находится под сильным эмоциональным впечатлением от просмотренной картины и не способен что-либо учить, поэтому заучивание материала в данном случае будет неэффективным. Это явление носит название проактивной интерференции.

Проактивная интерференция – отрицательное  влияние деятельности, предшествующей запоминанию.

 

КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделя
КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделя
 

 

 

 

 

 

 

 


КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделяРетроактивная интерференция – отрицательное влияние деятельности, следующей за запоминанием.

КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделяКЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделя

 

__________________________________________________________________

 

 

Задание 4.15. Приведите примеры, демонстрирующие действие проактивной и ретроактивной интерференцию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4.16. Люди часто забывают то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Часто это является защитным механизмом. Например, бывают случаи, когда после тяжелой аварии человек не помнит, как они произошла. Какой защитный механизм при этом проявляется? __________________________________________________________________

 

 

Задание 4.17.  Продолжите:

Развитию памяти способствуют:

· обучение, освоение образовательных программ;

· изучение иностранных  языков;

· заучивание стихов;

· разгадывание кроссвордов;

·                                                

·                            

·                                            

·

 

 

__________________________________________________________________

 

На заметку!

 

Индивидуальные различия памяти обнаруживаются:

· в различной скорости запоминания;

· в прочности сохранения;

· в легкости воспроизведения

· в преобладающем типе памяти (двигательная память, образная).

 

По типу ведущей памяти людей разделяют на типы:

визуалы – люди, у которых зрительный канал является ведущим при запоминании и восприятии внешнего мира;

аудиалы – люди с ведущим слуховым каналом;

кинестетики.- люди с преобладающим осязательным каналом.

 

__________________________________________________________________

Задание 4.18.  Каковы индивидуальные особенности вашей памяти? Опишите их.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4.19. Почему примеры, самостоятельно придуманные студентами к тем или иным информационным блокам материала, лучше запоминаются?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4.20. Какими особенностями памяти можно объяснить большие расхождения в свидетельских показаниях, даваемых следователю очевидцами по какому-либо делу?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4.21. О каких видах памяти идет речь в следующих примерах?

 

1) Есть память, признаком хорошего развития которой является физическая ловкость, сноровка в труде, «золотые руки»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Выдающийся шахматист А.Алешин в 1938 году в Чикаго провел сеанс одновременной игры «вслепую» на 32 шахматных досках

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Некоторые студенты говорят, что когда они готовятся к экзаменам, то они вспоминают,  на какой части страницы изложена та или иная мысль

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4) В стремлении хорошо запомнить изучаемый материал студент разбивает текст на части, выделяет опорные смысловые единицы, особое внимание уделяет выявлению причинно-следственных связей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Пианист блестяще исполнил очень сложный этюд Черни.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6) Вы только что прослушали произведение П.И.Чайковского «Времена года». Какие картины природы возникали у вас в ходе прослушивания?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4.22. Какие виды памяти наиболее важны для представителей следующих профессий?

 

Учитель математики ________________________________________________

Врач _____________________________________________________________

Артист  театра _____________________________________________________

Парфюмер ________________________________________________________

Водитель машины __________________________________________________

Фигурист _________________________________________________________

Публичный политик ________________________________________________

Кулинар __________________________________________________________

 

 

Задание 4.23. Проверьте свою зрительную память. Запомните, что здесь нарисовано:

 

КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделя

А теперь закройте эту картинку и переходите к следующей.

Скажите, чего не достает и что лишнее на второй картинке по сравнению с предыдущей.

 

КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделя

 

 

 

 

Задание 4.24. Каково значение  памяти для деятельности специалистов по управлению и специалистов по связям с общественностью?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

4. Мышление

 

Во всем мне хочется дойти до самой сути

В  работе, поисках пути, в сердечной смуте.

До сущности протекших дней, до их причины,

До оснований,  до корне, до сердцевины.

                                                           В.Пастернак

 

Мышление -  высшая форма познавательной деятельности человека,  познавательный процесс, который позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и  устанавливать  связи и отношения между предметами и явлениями.

 

Благодаря опосредованности мышления человек оказывается в состоянии познать то, что непосредственно в восприятии не дано. Однако весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. И через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром.

 

Материальной основой мышления является речь.

 

Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном состоянии, а затем предложить испытуемому начать придумывать любую задачу, то в речевом анализаторе начинается сложная деятельность, которую можно зарегистрировать. Следовательно, каждая мысль связана с внутренним речевым процессом (исследование А. Н. Соколова).

 

По своей функции регулятора мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека.

 

Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Проблемная ситуация — это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть.

 

Мышление – это, прежде всего, решение проблем. Под проблемой обычно понимают особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики:

· цель (ориентировочную основу для решения задач);

· условия, в которых задается данная цель;

· потребность в достижении цели;

· недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий.

Нет проблемы там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. От осознания проблемы человек переходит к поиску и принятию решения.

 

Мышление включает ряд операций, таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция и конкретизация. С их помощью осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

 

КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделя

КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделя
 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 4.25.  Какие существуют виды понятий? Перечислите их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Выделение видов мышления производят по различным основаниям. Например, по способу познания объекта.

 

КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделя
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

 

Для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и  критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым, что в значительной мере обеспечивает продуктивность умственной деятельности.

 

 

Задание 4.26.  В своей работе «Ум полководца» Б.М.Теплов пишет:

 

«Для интеллектуальной работы полководца типичны чрезвычайная сложность исходного материала и большая простота и ясность конечного результата. Вначале - анализ сложного материла, в итоге синтез, дающий простые и определенные положения. Превращение сложного в простое – этой краткой формулой можно обозначить одну из самых важных сторон в работе ума полководца…

Успешное разрешение в труднейших условиях войны той задачи, которую я условно назвал превращение сложного в простое, предполагает высокое развитие целого ряда качеств ума.

Оно предполагает, прежде всего, очень сильную способность к анализу, дающую возможность разбираться в самых запутанных данных, обращать внимание на мельчайшие детали, выделять из них такие, которые остаются не замеченными для более поверхностного взгляда, но могут при данных условиях иметь решающее значение.

Оно предполагает, далее умение видеть сразу и целое, и все детали. Иначе говоря, оно предполагает мощную синтетическую силу ума (одним взглядом охватывать целое), соединенную, однако с конкретностью мышления.»

(Теплов Б.М. Ум полководца. Избранные труды. Т.1, с. 244)

 

В чем выражаются аналитико-синтетическая характеристика мышления полководца?  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В каких других видах деятельности, по-вашему,  также необходим высокий уровень развития этих качеств ума?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Задание 4.27. Определите психологическое содержание заданных воздействий. На актуализацию каких мыслительных операций и видов мышления оно направлено?

 

1. Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.

__________________________________________________________________

 

2. Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.

__________________________________________________________________

 

3. Юный пианист разбирает по нотам заданную ему новую пьесу.

__________________________________________________________________

 

4. Определите, о каком животном идет речь, если известны следующие признаки …

__________________________________________________________________

 

5. Установить закономерности в предложенных числовых рядах. __________________________________________________________________

 

6.  Сформулируйте основную идею романа Ф.М.Достоевского.

_________________________________________________________________

 

7. Напишите реферат на заданную тему.

 ________________________________________________________________

 

 

8. На доске даны три схемы предложения.  Придумайте предложения, отвечающие им.

__________________________________________________________________

 

9. Назовите существенные характеристики человека  как социального существа? __________________________________________________________________

 

10. Ребенок, разломав игрушку, рассматривает, что у нее внутри. __________________________________________________________________

 

11.Человек в уме выполняет сложение трехзначных чисел, выполняет деление суммы на однозначное число.

__________________________________________________________________

 

12. Портной, раскладывая детали выкройки на ткани, определяет оптимальное их расположение для выкраивания  модели.

__________________________________________________________________

 

Задание 4.28. Почему при решении задач (например, по физике, математике и др.) рекомендуется, прежде всего, продумать и нарисовать  схему, отражающую данные  величины и искомые?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4.29. Опишите индивидуальные особенности Вашего мышления.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4.30.  Используя результаты, полученные с помощью теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра, опишите структуру Вашего интеллекта.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.31.  Каково значение  мышления  в деятельности специалистов по управлению и специалистов по связям с общественностью?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

5. Воображение

 

«…самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально».

                                                  К.Маркс

 

 

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

 

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно.

 

Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие.

 

Воображение связано со всей психической жизнью человека:  с эмоциональной и познавательной  сферами  личности, памятью, восприятием, мышлением.

 

 

 

 

 

 

КЛ Общая психология 1 курс 2 сем 1-2 неделя
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Воображение осуществляется в различных формах:

· агглютинация — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

· гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей;

· схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

· типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

· заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

 

Задание 4.32. Укажите, какие приемы создания образов использованы в следующих случаях:

1. Человек-амфибия. ________________________________________________

2.Ковер-самолет ____________________________________________________

3. Дружеский шарж._________________________________________________

4. Подводная лодка. _________________________________________________

5. Шапка-невидимка.________________________________________________

6.Русалка.__________________________________________________________

7. Скатерть – самобранка ____________________________________________

8. Гулливер ________________________________________________________

 

 

 

Задание 4.32. В чем сходство и в чем отличие воображение и мышления?_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.33. В каких условиях актуализируется воображение?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4.34. Актуализируется ли воображение в следующих ситуациях?

 

1. Художник пишет картину в мастерской.______________________________

2. Студент мечтает на каникулах отдохнуть в молодежном лагере.__________

3. Продавец обслуживает покупателей._________________________________

4. Дизайнер обсуждает с клиентом проект предстоящего оформления квартиры._______________________________________________________________

5. Управленческая команда разрабатывает стратегию развития компании на предстоящий период. _______________________________________________

6. Подросток учится играть на гитаре __________________________________

7. В ближайшие 40 минут я предлагаю вам побыть в роли архитекторов, которые проектируют «Город  будущего». _______________________________

8. Вспомните, как вы вчера вечером добирались домой __________________

 

 

Задание 4.36. Какой психологический смысл вы усматриваете в следующих пословицах?

Обдумай цель, прежде чем начать.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

С началом считается глупец, а о конце думает мудрец. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4.37.  Каково значение  воображения в деятельности специалистов по управлению и специалистов по связям с общественностью?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Основные выводы по теме 4

 

1.  Психические процессы обеспечивают познание человеком окружающего мира и себя. В реальной психической деятельности все они представляют собой целостную систему, где каждое звено – единственное в своем роде, без участия которого нормальная работа всей системы невозможна.

 

 

2. Процессы восприятия, внимания и памяти способствуют непосредственному отражению окружающей действительности

 

 

3. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

 

 

4. Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств; это отражение комплексного раздражителя; это результат деятельности систем анализаторов.

 

5. Память – это психический процесс, заключающийся в отражении прошлого опыта путем его организации и сохранения; это основа психической деятельности; она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

 

6. Высшие познавательные процессы – мышление и воображение - обеспечивают человеку возможность изменения и преобразования окружающего мира.

 

7. Мышление -  высшая форма познавательной деятельности человека,  познавательный процесс, который позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и  устанавливать  связи и отношения между предметами и явлениями.

 

8. Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

 

9. Развитие познавательных процессов человека осуществляется в деятельности.

Задания для итоговой работы

 

Вы изучили тему «Познавательные процессы или как человек познает мир».

Постарайтесь систематизировать полученные знания и написать эссе, реферат или доклад на одну из тем:

1) Как развить внимание (восприятие, память, мышление, воображение)?

2) Какие особенности познавательных процессов учитываются создателями рекламы?

3) Какие индивидуальные особенности психических процессов необходимо учитывать при управлении людьми?

 

Примечание: Список тем не закрыт, Вы можете сами выбрать любую другую тему в рамках данной проблематики, если она поможет Вам ответить на Ваши вопросы.

 

 

Вопросы  для самопроверки

 

1. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений - это:

а) внимание;

б) восприятие;

в) память;

г) мышление.

 

2. Отражение предметов в их совокупности и целостности при непосредственном их воздействии на наши органы чувств – это:

а) внимание;

б) восприятие;

в) память;

г) мышление.

 

3. Обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений в их взаимосвязи - это:

а) внимание;

б) восприятие;

в) память;

г) мышление.

 

4. Создание новых образов путем переработки того, что прежде было воспринято и было в опыте:

а) воображение;

б) восприятие;

в) память;

г) мышление.

 

5. Какой вид внимания лишний:

а) непроизвольное;

б) послепроизвольное;

в) надпроизвольное;

г) произвольное.

 

6. Сосредоточенность на объекте – это

а) объем внимания;

б) распределение внимания;

в) переключение внимания;

г) апперцепция

 

7. Одновременное выполнение нескольких действий обеспечивается благодаря:

а) объему внимания;

б) распределению внимания;

в) переключению внимания;

г) апперцепции.

 

8.  Материал лучше запоминается, если:

а) глубоко осмыслен;

б) имеет отношение к  его профессиональной деятельности;

в) интересен для человека;

г) все ответы верны.

 

9. Скорее всего, может быть совершенно забыта человеком  та информация,  которая:

а) интересна;

б) важна и значима;

в) имеет травмирующий характер;

г) глубоко проанализирована и осмыслена.

 

10. Какая мыслительная операция состоит в мысленном выделении свойств предмета или явления?

а) синтез;

б) анализ;

в) обобщение;

г) абстрагирование

 

11.О каком познавательном процесс идет речь

«Все мечтания Пьера теперь стремились к тому времени, когда он будет свободен». (Толстой Л.Н. «Война и мир»):

а) внимании;

б) памяти;

в) мышлении;

г) воображении.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика