prepod

Путь к Файлу: /институт / Тема 8. Выразительность речи.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   prepod
Добавлен:   30.12.2015
Размер:   84.5 КБ
СКАЧАТЬ

7. Выразительность речи

Выразительность как феномен культуры речи

 

Выразительной называется такая речь, в которой выражение своего отношения к предмету и/или форме речи соответствует коммуникативной ситуации, а речь в целом оценивается как удачная и эффективная. Главное условие выразительности - наличие у автора речи своих чувств, мыслей, своей позиции, своего стиля. Выразительность обычно подразумевает оригинальность, неповторимость, неожиданность. В этом плане выразительная речь - речь всегда новая, "свежая", творческая. Именно этим она способна вызвать интерес и одобрение у тех, кому она предназначается.

Степень выразительности, средства для достижения нужного эффекта зависят не только от индивидуальности автора и особенностей адресата речи, но и от ситуации общения, которая диктует выбор стиля и жанра высказывания.

            Отличие выразительности от других достоинств речи состоит прежде всего в том, что оно - единственное качество, обладать которым может только текст целиком. При этом выразительность всегда является достоинством речи, а не только ее качеством.

Кроме того, выразительность – достоинство речи прежде всего в коммуникативном аспекте, поскольку оно оценивает впечатление, оказанное текстом на конкретных слушателей или читателей в конкретных условиях общения. Следовательно, вывод о выразительности/невыразительности текста делает только адресат.

Выразительность осуществляет и специфическую относительно других качеств роль – эстетическую. И богатство, точность, логичность, доступность, правильность речи как ее коммуникативные качества являются вспомогательными средствами выразительности в этом отношении.

Выразительность речи, как правило, следствие осознанного стремления ее автора говорить (писать, читать, слушать) выразительно. Не случайно Б.Н. Головин выделил это качество в системе других качеств по соотношению «речь-сознание», не случайно эта высокая степень осознанности речевой деятельности проявляется во всех ее видах, в том числе и в чтении, и в слушании.

Выразительность более всех других качеств отвечает сути культуры. И культуры в целом, и культуры общения и культуры речи в частности. В этом отношении выразительность – это прежде всего то, что культивируется, что приближается к искусству речи – риторике.        

Выразительность возникает тогда, когда автор осознает себя как индивидуальность, поэтому выразительность тесно связана с ее проявлением в речи. Выразительность удовлетворяет креативные потребности человека, личности, то есть потребности в творчестве. Причем как говорящего (пишущего), так и слушателя (читателя). И каждый это делает в силу своих способностей и возможностей.

Кроме того, выразительность предполагает желание что-то выразить, потребность в этом. А это влечет за собой неизбежную повышенную потребность в общении. Чем эта потребность сильнее, тем интенсивнее должно протекать общение. Следовательно, выразительность – это всегда и активный поиск отклика. В этом отношении важно, что коммуникативным ответом выразительности (экспрессии) становится впечатление (импрессия). Импрессия, ее интенсивность и есть главный критерий оценки выразительности, потому что как таковое расценивается только то, что производит благоприятное, положительное впечатление (или способно его произвести).

«Каждый человек есть как бы центр воображаемой окружности. Он мыслит или от себя, или по отношению к себе. Он сам – отправная точка всех своих проявлений и конечная точка всех своих восприятий. Или от центра к окружности, или от окружности к центру, - другого направления нет ни в физической, ни в душевной, ни в умственной деятельности человека. Между этих двух деятельных состояний есть третье, - спокойное равновесие, сосредоточие центра в самом себе». (С.М. Волконский). Процесс общения в этом аспекте – это встречное движение каждого ее участника друг к другу. При этом каждый проделывает этот путь из центра своей окружности для обязательного прикосновения и или пересечения окружности другого.

В этом заключен и большой культурный смысл, поскольку это соответствует основным культурным процессам: граница этой окружности – это та граница, которая ограждает индивидуальность каждого и которая предполагает, что у индивидуальности есть некий центр, некое ядро, которое нетождественно другим и тем самым представляет интерес для других. Кроме того, структура культуры означает, что, помимо центра у этой окружности есть периферия, которой свойственны процессы обмена. И это представляет собой основу и стимул для диалога с другими, подобными, но не равными, не тождественными индивидуальностями. Диалог, как мы помним, имеет смысл только тогда, когда у каждого ее участника есть что-то свое, неповторимое. Результат этого диалога в плане выразительность оценивается как положительный-нейтральный-отрицательный. В случае положительного впечатления  эти воображаемые окружности сближаются или пересекаются, в случае нейтрального – остаются безучастными друг к другу, в случае отрицательного – отталкиваются.

Таким образом, выразительность – это истинно культурный феномен.

Выразительность базируется на экспрессивности, то есть выделенности, повышенной интенсивности того или иного средства, той или иной речи в целом на фоне нейтральных средств или текстов. Выделенность, экспрессивность проявляется как стремление подчеркнуть свою оригинальность и как выражение степени интенсивности речи.

Следовательно, все, что воспринимается как неожиданное, нестандартное, выбивающееся из привычных представлений, из обычных рамок, - все это классифицируется как экспрессивное. Противоположностью экспрессии является привычное, норма, стандарт, шаблон, клише, штамп и т.п.

Кроме функции самовыражения выразительность выполняет и другую, не менее важную функцию, связанную с общением, восприятием и кодированием речи, а именно: выразительность – это способ переработки и освоения полученной информации путем эквивалентных замен «чужих» слов своими словами. Но для создания выразительности автор речи этими «своими» словами должен не только перекодировать информацию, но и «присваивать» ее. Поэтому выразительность – это не только психологический механизм, помогающий выразить себя, это не только способ выделить себя как индивидуальность, но это и способ усвоения информации и адекватного ее перекодирования.

Выразительность привлекает внимание, «переводит» информацию, а главное - создает новые коды – личностные -  для ее переработки и передачи. В результате выразительность обеспечивает приращение смысла (очень часто эмоционального) за счет переструктурирования, введения какого-то знака (понятия) в другие структуры, раздвигания рамок привычного и стандартного (слом их) и т.п. Новое, оригинальное, неожиданное всегда построено на этом.

На этом принципе структурной организации при создании и восприятии речи построены приемы и средства выразительности, когда благодаря явным связям с известным всем смысловым ядром или всем известным текстом (такие тексты называют прецедентными) то или иное слово воспринимается не-нейтрально. Двуплановый заголовок - когда слушателю или читателю становятся ясны основы, на которых был сделан тот или иной выбор языкового средства. Например, на основе многозначности. В этом тоже проявляется диалогизм речи – сотрудничество говорящего и слушающего. Эти операции сочетаются с логикой и с логическими операциями включения-выключения из ряда, а также с рядами перечислений, которые построены на градации. Парадоксальные мысли и высказывания мы ценим как выделенные, как выразительные именно потому, что они нестандартны и очень многое говорят о человеке и способе его восприятия мира.

Именно поэтому выразительность так тесно связана с образностью. Образность не только отражает индивидуальность мировосприятия ее автора, но она обладает особой выделенностью даже среди средств выразительности в силу того, что она всегда воздействует не только на ум, но и на органы чувств, поэтому средства создания образности называются изобразительно-выразительными средствами. Изобразительность тропа одной стороной воздействует на слух, другой – на зрение.

Вместе с тем использование или отказ от использования образных средств в речи не дает оснований делать вывод о выразительности или невыразительности текста. С точки зрения культуры речи важнее определить, на каком уровне: стихийном, интуитивном или сознательном используются те или иные средства. При этом для создания выразительного текста обязательно соблюдение коммуникативных и этических норм, вкус, чувство меры

Необходимо учитывать, что нестандартность, оригинальность не всегда бывают удачны, и, следовательно, не каждое проявление экспрессии можно оценить как выразительное. Другими словами, выразительность - это непременно достоинство высказывания, и употребляется этот термин только в качестве положительной оценки. Именно поэтому для оценки выразительности/невыразительности необходим текст, поскольку во фрагменте высказывания мы, чаще всего, можем констатировать наличие или отсутствие экспрессии, выделенности, но не удачность/неудачность использования конкретного средства выразительности относительно всего контекста.

Общий вывод о выразительности/невыразительности текста складывается и из оценки удачности/неудачности использованных автором средств повышения экспрессивности, соответствия их коммуникативной задаче автора, стилю и жанру высказывания. Но и в этом выразительность подчиняется уместности, поскольку неуместно употребленное выделенное на общем нейтральном фоне средство еще заметнее в своей неуместности и потому еще строже оценивается как неудачное. В то же время несоответствие текста, например, требованию доступности оценивается как неудачное не всегда, ибо мы можем получать эмоциональное удовольствие и от того, что нам не вполне доступно – выразительность предполагает «доращивание» слушателя или читателя до более высокого уровня в процессе восприятия.

Выразительность достигается на всех этапах создания текста. Прежде всего – путем постановки соответствующей цели – установки на выразительность, на эстетичность речи, на создание такой речи, которая бы понравилась и самому автору (в первую очередь, поскольку выразительность – это стремление выразить себя) и адресату (потому что адресант стремится к выразительности для него), то есть на положительную оценку речи.

Для этого в процессе создания речи ее автор использует комплекс средств, которые в наибольшей мере соответствуют замыслу его речи, его представлениям о выразительности речи и его представлениям о том, что именно сочтет выразительным адресат речи. Таким образом, отбор средств выразительности в процессе речетворчества подчиняется в первую очередь принципам целесообразности и гармоничности речи.

Результат речи с точки зрения ее выразительности оценивается прежде всего по тому впечатлению, которое она произвела на адресата. Если речь произвела положительное впечатление, то она признается выразительной, если речь произвела смешанное впечатление или отрицательное, то, значит, она не обладает этим достоинством. При этом важно еще раз подчеркнуть, что с точки зрения выразительности оценивается только вся речь целиком. Отдельные средства выразительности могут сыграть ту или иную роль в оценке всей речи, но они не означают автоматического распространения этой оценки на речь в целом.

Оценка выразительности речи, таким образом, складывается из оценки отдельных средств выразительности, использованных в ней, а по завершении речи – оценки всех средств выразительности в комплексе.

 

Выразительность и творчество в речи

Речь представляет собой одновременно форму индивидуального поведения и форму общечеловеческой культуры. Это то самое противоречие, которое является общим для любой формы культуры и которое обеспечивает ее развитие, поэтому в речи обязательно сочетаются и переплетаются стереотипное речевое поведение и различные проявления творчества, оригинальности, индивидуальности автора.

Стереотип аккумулирует некий стандартизированный коллективный опыт, который помогает индивиду ориентироваться в различных ситуациях общения и реагировать на них адекватно ожиданиям других участников общения. Закрепленность тех или иных речевых проявлений за определенным речевым поведением позволяет создать тот или иной речевой образ всем участникам общения. Стереотипность построения и речевых конструкций свойственны каждому жанру и стилю, но особенно – официально-деловому. Однако если человек строит свое речевое поведение только стереотипно, он тем самым нивелирует себя как индивидуальность, не моделирует общение в соответствии со своими целями, не проявляет себя как творческая личность.

            Речь в ситуациях развернутого общения (не ритуального) обязательно должна включать в себя творческий компонент: ради творчества, ради того, чтобы вместе создавать что-то новое, люди и вступают в общение, поэтому общение (не коммуникация), будучи процессом взаимодействия индивидуальностей, всегда импровизационно. Только в результате такого общения происходит обогащение личности: появляются новые впечатления, активизируется мыслительная деятельность, возникает диалог (даже если выразительная речь была монологична).

В психологии и психолингвистике в настоящее время выдвинут постулат о диалогической природе сознания и всех ментальных процессов, о диалектическом характере их взаимодействия и т.д. Концепция множественности личности также существенно изменила и расширила границы анализа речевого взаимодействия (в этой концепции исследуются разные ипостаси Я-говорящего (Я социальное, Я телесное, Я интеллектуальное, Я психологическое, Я речемыслительное)). В соответствии с этой концепцией смысл высказывания определяется правильно, если правильно «угадан» личностный компонент говорящего и слушающего, актуализированный в данном случае: «Смысл предложения – высказывания, будучи порождаем человеком говорящим, связан с различными ипостасями его Я. Имея адресатный характер, смысл нацеливается говорящим, вольно или невольно, на различные стороны Я адресата». (Е.М. Лазуткина).

Субъект в коммуникации обладает сложной структурой. По мнению Е. Гоффмана,  говорящий выступает одновременно в трех ролях: аниматора – того, кто произносит высказывание; автора – того, чья позиция порождает высказывание; принсипала – того, чья позиция выражена в высказывании (С.И. Виноградов). Следовательно, для достижения выразительности речи все эти три роли говорящего должны быть гармонизированы, должны совпадать.

Выразительность удовлетворяет потребность в творчестве не только автора речи, но и ее адресата. «Потребность «другого» есть потребность в своей самобытности, так как «другой» нужен именно потому, что он дает иную модель той же реальности, и иной язык моделирования, и иную трансформацию того же текста. Следовательно, индивидуализация кодирующих устройств входит в ту же систему повышения внутреннего разнообразия, без которого устройство не может быть думающим. Из этого вытекает, что феномен сознания связан с фактором индивидуализации. Для того чтобы система была «интеллектуальной», ей надо быть индивидуальностью и состоять из индивидуальностей. Такая индивидуальность, заключающаяся в обладании набором кодирующих структур и памяти, которые, будучи общими с другими аналогичными устройствами (условие общения), индивидуальны (условие, одновременно затрудняющее общение и делающее его интеллектуально плодотворным), определяется нами как семиотическая личность. Думающее устройство само должно быть семиотической личностью и нуждается в другой семиотической личности». (Ю.М. Лотман).

Значит, основное предназначение общения – не только передать или принять информацию, но и создать, поддержать, перевести на новый, более высокий уровень взаимоотношения между людьми, а в этом отношении выразительность особенно необходима.

Выразительность проявляется в первую очередь в ситуациях, когда целью общения является выработка новой информации. «Здесь ценность системы определяется нетривиальным сдвигом значения в процессе движения текста от передающего к принимающему. Нетривиальным мы называем такой сдвиг значения, который однозначно не предсказуем и не задан определенным алгоритмом трансформации текста. Текст, получаемый в результате такого сдвига, будет новым не только для адресата, но и для его автора. Возможность образования новых текстов определяется как случайностями и ошибками, так и различием и непереводимостью кода исходного текста и того, в направлении которого совершается перекодировка». (Ю.М. Лотман).

Этот нетривиальный сдвиг значения происходит в значительной степени благодаря нарушению привычного, предсказуемого, стандартного, но нарушения оправданного и целесообразного, то есть выразительного.

Таким образом, выразительность как достоинство речи предполагает прежде всего творческое целесообразное проявление автором речи своей индивидуальности, что порождает неожиданность, оригинальность речи. Эта оригинальность создается не только за счет наиболее полного владения всеми средствами языка и речи, но и за счет оправданных отступлений от этих норм, которые положительно оцениваются адресатом.

В то же время для достижения выразительности важно, чтобы те речевые сигналы, которые создаются благодаря речевому творчеству, не только положительно оценивались адресатом, но и рождали адекватный задуманному отклик.

В этом отношении необходимо учитывать, что в общении любая информация, прежде чем стать достоянием получателя,  проходит через своеобразные «фильтры» восприятия (по теории основоположника кибернетики Норберта Винера). И только та информация, которая «проникла» сквозь избирательное восприятие человека (через «фильтры» восприятия) и способна воздействовать на его ответную реакцию, была названа Т.М. Дридзе семантически значимой. Сам Н. Винер понимал подобного рода «фильтры» весьма широко, например, он привел аналогию с эстетическим фильтром, затрудняющим понимание некоторых музыкальных произведений.

Свойство речи, способной не только проникнуть через избирательное восприятие адресата, но и получить активный отклик, А.Е. Войскунский назвал «фасцинацией» (волшебством, обаянием, чарами). Фасцинация – это некие «позывные», которые несет сообщение и которые заставляют адресата настроиться на прием информации. При этом «перечисление фасцинативных приемов – дело безнадежное. Фасцинативность не закреплена намертво за какими-то темами разговоров или способами поведения. Удалось или нет воздействие на фильтры – об этом можно судить лишь по реакции партнера». (А.Е. Войскунский). И далее он приводит результаты психологических экспериментов, которые показали: «Во-первых, нет «суперфасцинативного» приема, который бы обеспечил внимание слушателя всегда и повсюду. Во-вторых, обычные носители языка пользуются широким набором средств «очарования» партнера».

Таким образом, выразительность достигается тогда, когда в процессе речетворчества целесообразно выражена индивидуальность автора речи, тогда, когда это проявление личности автора направлено на получение нужного отклика от адресата, тогда, когда угаданы средства, проникающие через его избирательное восприятие.

 

Средства выразительности

Речь, как и любое проявление культуры, предполагает стремление к совершенствованию, а значит, и к поискам наилучшего варианта из всех возможных в плане использования языковых или речевых средств. Осознанный выбор – это та творческая задача, которая и служит средством привнесения культуры в пользование речью. При этом важно, что выразительность достигается только благодаря комплексу использованных в тексте средств и приемов, который весьма различается в зависимости от сферы общения, особенностей участников и условий общения, его целей, содержания и т.д. Эти комплексы формируются из разных средств, относящихся к разным граням выразительности.

Средства выразительности часто ассоциируются только с образными средствами и с эмоциональностью. На самом деле средством выразительности может стать любое речевое средство. При этом для оценки высказывания как выразительного важно, чтобы все эти средства подчинялись прежде всего этическим и коммуникативным нормам, которые, в свою очередь, диктуют требование отбора средств с учетом жанра и стиля высказывания, его устной или письменной формы и т.д.

С позиций выразительности чаще всего оценивается эстетическая сторона высказывания и качество его произнесения (исполнения). Основные грани выразительности – это ее оценочность, эмоциональность, образность и эстетичность в целом. Все эти грани в совокупности и создают общее впечатление от речи, воплощаются в средствах, которые способствуют созданию выразительного эффекта.

На первое место по значимости в создании выразительного эффекта выходит индивидуальность автора речи (при условии, что ему есть что выражать). На этом базируется и один из самых распространенных советов ораторам: «пропустить информацию через себя», т. е. выработать субъективно-оценочное отношение к предмету речи. Средствами выразительности могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства выразительности используются экспрессивные средства, поскольку экспрессивность основывается на выражении субъективно-оценочного отношения к предмету речи. Субъективно-оценочное отношение может иметь в своей основе как рациональную, так и эмоциональную оценку. Оно может иметь открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы выражения.

Важно подчеркнуть, что экспрессивность, то есть интенсивность, выделенность средства может проявиться только на фоне нейтральных средств. Точно так же и экспрессивно насыщенный текст выделяется только на фоне высказываний иного характера. Вы можете в этом убедиться по рекламе, идущей на телевидении: если в нескольких рекламных роликах  используются те же самые средства выразительности, то эти рекламы иногда легко перепутать, и наоборот, новый, свежий рекламный ход воспринимается как более выразительный. В этом плане в учебниках по рекламе приводят пример, когда на фоне агрессивных и громких реклам одна из фирм-производителей «дарила минуту тишины» телезрителям и, соответственно, всем запомнилась.

В качестве средства выразительности (как мы уже говорили применительно к другим коммуникативным качествам речи и приводили соответствующие примеры) может выступать даже нарушение тех или иных речевых и языковых норм. Главное при этом – это отклонение от норм  должно быть осознанным и оправданным, а также должно осознаваться адресатом как значимое и удачное.

Таким образом, в качестве экспрессивного может выступить любое речевое средство. Следовательно, основу выразительности речи составляет столкновение экспрессии и стандарта. Особенно ярко это проявляется в публицистической, художественной и разговорной речи. И именно эти стили считаются наиболее выразительными. В то же время выразительность может быть свойственна текстам всех функциональных стилей, но средства выразительности при этом будут различаться. Например, выразительность научной речи базируется на открытой логичности и точности словоупотребления, что в то же время не исключает воздействия на эмоциональную сферу сознания слушателя или читателя в целях усиления убедительности речи. В газетно-публицистической речи используются как информационные средства выразительности (вынесение существа официального сообщения в заголовок), так и эмоциональные, образные (метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.), как скрытые (размещение материала на газетной полосе, отбор фактов, их компоновка и т. д.), так и открытые (экспрессивные заголовки) (А.Н. Васильева).

Вместе с тем можно выделить стили и жанры, которые в большей или в меньшей степени благоприятны для достижения выразительности. «Наиболее благоприятны жанры художественной литературы: здесь индивидуальный стиль прямо входит в само задание высказывания, является одной из ведущих целей его (но и в пределах художественной литературы разные жанры представляют разные возможности для выражения индивидуальности в языке и разным сторонам индивидуальности). Наименее благоприятные условия для отражения индивидуальности в языке наличны в тех речевых жанрах, которые требуют стандартной формы, например, во многих видах деловых документов, в военных командах, в словесных сигналах на производстве и др. Здесь могут найти отражение только самые поверхностные, почти биологические стороны индивидуальности (и то преимущественно в устном осуществлении высказываний этих стандартных типов). В огромном большинстве речевых жанров (кроме литературно-художественных) индивидуальный стиль не входит в замысел высказывания». (Е.Н. Ширяев).

Главная проблема выразительности – это проблема оценки уместности и удачности решения всех речевых задач текста. И особенно важно при этом – соблюдение этических и коммуникативных норм.

Например, в жанрах газеты публицистического стиля стремление к броскости и узнаваемости заголовка иногда подводит журналистов, приводя к противоположному эффекту, как, например, в этом: "Осень королевы". Подзаголовок: Дай Бог нынешним мисс красоты в 93 года выглядеть на все сто!" ("Труд"). Дай Бог, чтобы героиня этой публикации приняла ее как похвалу, а не как то, что она в 93 года выглядит на все сто лет. Очевидно, что двусмысленность заголовка в этом случае нарушает этические нормы, поскольку проявляет явное неуважение к женщине, и коммуникативные, в силу того, что эта двусмысленность создает коммуникативную помеху: мы не знаем, каковы истинные цели автора публикации и как его нужно понимать.

Таким образом, экспрессивность в тексте есть, но назвать ее проявление удачным вряд ли кто-то решится. Иногда неэтичность не носит такого демонстративного характера, проявляется только при внимательном чтении. Например, в «Комсомольской правде» в большой статье, посвященной одному из известных актеров, где даны факты из его биографии, в том числе и о его бывших женах, помещена фотография его жены с подписью: «Сегодняшняя жена М. (этого актера)». Естественно, авторы статьи и подписи под фотографией не ставили себе задачу подчеркнуть непостоянство этого актера в любви, но в общем контексте статьи получилось, что эта жена – только на сегодня.  Следовательно, подпись носит оскорбительный смысл.

Наиболее насыщенными разнообразными средствами выразительности являются заголовки сегодняшних публикаций в газетах. Так, одним из наиболее популярных выразительных средств в публицистическом стиле является использование явных и скрытых цитат. Например, в одном номере газеты  "Метро" встретились такие заголовки: "Великие комбинаторы" - так можно сказать о домостроительных предприятиях столицы, которые на месте панельной безликости создают разнообразие и комфорт". В этом случае авторы не учли, что это словосочетание у читателей ассоциируется с деятельностью известного персонажа И.Ильфа и Е.Петрова, и поэтому не может употребляться как однозначная похвала. Двусмысленность другого заголовка в этом же номере "Детки за бабки" весьма оправдано, ибо активизируют ассоциации не только с жаргонным обозначением денег, но и со сказкой про репку. Удачно озаглавлена и статья "Отходное место" ("Мы с приятелем вдвоем отберем металлолом") - "Вечерняя Москва". - Это и "доходное место", и ассоциации с "отходами" не теряются.

Встречаются и бесспорно выразительные, удачные тексты. Например, опубликованная в газете "Труд" заметка-отзыв на выставку художника Диодорова "Снежная королева и Русалочка":

            "На его юбилейной выставке, проходящей в эти дни в галерее Дома-музея Шаляпина, представлена только книжная графика, но зато - какая! Вот, скажем, иллюстрации к сказкам Андерсена. Сколько леденящего сердце безразличия в прекрасных глазах Снежной Королевы, как беззащитна хрупкая Русалочка!..

            Слава о замечательном мастере уже давно разнеслась по свету. Издательства Японии, Франции, США (всех и не перечислить) выпускают оформленные им книги. А пришел к нему успех 20 лет назад вместе с выходом книги Сельмы Лагерлеф "Путешествие Нильса с дикими гусями". Новое российское издание "Путешествия Нильса" - книга дорогая и роскошная, для нее художник изобрел свое "ноу-хау": каждый лист иллюстраций - это еще и подробная карта той или другой области Швеции. Изданная недавно тиражом 1 000 экземпляров, книга попадет лишь в ревнивые руки коллекционеров. А жаль!" ("Труд").

            Эту публикацию отличает открытое недвусмысленное отношение автора к предмету речи. Выразительность усиливается изобразительностью: журналистом использованы точные скрытые цитаты из произведений Андерсена, "показывающие" читателям искусство художника. Бережно и ненавязчиво включен материал о широком мировом признании его таланта. Эпитеты "замечательный" (мастер), (книга) "дорогая и роскошная", "ревнивые" (руки коллекционеров) точны, уместны. Коммуникативная задача - привлечь внимание, пригласить читателей на выставку полюбоваться книжной графикой - достигнута (кратко и емко). Этому способствует и эмоциональное заключение-сожаление о том, что, кроме как на выставке, лучшие работы художника мало кому удастся увидеть. В результате ненавязчиво, интеллигентно автор продемонстрировал не только свое отношение к выставке, художнику, его работам и т.д., но и свой интерес к искусству, тонкий художнический вкус и мастерское владение словом. Риторические восклицания, разнообразный синтаксис, имитирующий разговорный характер речи и многое другое не воспринимаются как украшения речи - они уместны и естественны в ней.

Таким образом, средства выразительности весьма разнообразны. Важно, чтобы они употреблялись без нарушения этических и коммуникативных норм, были уместны и удачны.

            Выбор средств выразительности зависит также от формы речи - устной или письменной, каждая из которых располагает не только общими средствами выразительности (характерными для всех текстов), но и специфическими. В устной речи это прежде всего исполнительские средства, средства установления обратной связи, большая направленность на адресата.  В письменной речи иные выразительные возможности текста связаны с вариантами его оформления (шрифтового, цветового и пр.). Кроме того, устная речь в силу своей однократности и, часто, импровизационности, ограничена в отборе языковых и неязыковых средств для выражения определенного смысла, тогда как письменная обычно предполагает полное и законченное выражение замысла. Но и в устном, и в письменном тексте задача автора - пробудить интерес к своей речи, задержать внимание слушателя (читателя) на ней и удержать это внимание в продолжение всего чтения текста.

Выразительность – это такое коммуникативное качество речи, в котором соединяются возможности абсолютно всех средств языка и речи. И умение создавать выразительный текст находится на границе умений, связанных с уровнем культуры речи и риторики (искусства  нехудожественной речи). Поэтому относительно выразительности нет и не может быть готовых рецептов, конкретных советов – выбор того или иного средства выразительности зависит в первую очередь от индивидуальности каждого участника общения. Важно только, чтобы эта индивидуальность проявлялась уместно и удачно, с учетом всех норм и правил общения.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика