prepod

Путь к Файлу: /ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / МПВ - Пыханов / Глава 6.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   prepod
Добавлен:   16.04.2015
Размер:   87.0 КБ
СКАЧАТЬ

Глава 6. Военный оратор и аудитория

 

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления – это контакт с аудиторией. Еще в трудах теоретиков античности указывалось на необходимость учета аудитории, установления с нею контакта, управления вниманием слушателей. В этом плане пристальное внимание и исследователей, и практиков привлекают психолого-педагогические основы ораторского искусства. Всякая публичная речь имеет свою социально-психологическую сторону, поэтому для успешной ораторской деятельности необходимо учитывать психологию масс, знать закономерности воздействия слова на настроения, чувства, поступки людей.

Любое публичное выступление является целенаправленным речевым воздействием оратора на психику слушателя. Круг проблем, которые при этом возникают и которые помогает решить психология, таков: как организовать и поддержать внимание слушателей; как устанавливается контакт между оратором и аудиторией; в чем состоят социально-психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать.

Психологическая культура оратора заключается в выполнении требований, предъявляемых психологией и к содержанию, и к форме выступления, и к личности оратора, и к особенностям аудитории. Оратор должен обладать определенными знаниями по психологии, а также уметь на практике их использовать. Психологическая культура оратора – это единство знаний, отражающих закономерности психической деятельности человека, и умений применять эти знания в конкретных условиях работы с людьми.

 

Основные требования к качествам личности военного оратора

 

Психологические и этические аспекты мастерства публичного выступления так же, как и другие стороны ораторского искусства, как в фокусе, сходятся в личности оратора. В конечном итоге именно его качества определяют эффективность речевого общения. Поскольку оратор одновременно является и автором, и режиссером, и исполнителем своей речи, требования к нему чрезвычайно высоки. Какими же качествами должен обладать хороший оратор? Важнейшие необходимые качества можно объединить в несколько групп:

· интеллектуальные качества

-высокая эрудиция                          - профессиональная компетентность

-нестандартность мышления          -гибкость, критичность ума

-глубокое знание предмета речи   -гармоничность развития личности

· волевые качества

-настойчивость                           -решительность         -самообладание

-умение контролировать себя  -умение убеждать      -собственная убежденность

· эмоциональные качества

-жизнерадостность        -доверие и тяга к людям        -импульсивность

-способность устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт

· особые психические качества

-подвижность характера   -устойчивость внимания

-наблюдательность            -уравновешенность

· коммуникативные качества

-доброжелательность            -общительность       -открытость

-естественность в общении   -непринужденность  в  общении

· профессионально-деловые качества

-организованность          -целеустремленность       -деловитость

-энергичность                   -работоспособность       -самостоятельность

-творческая самоотдача  -развитая интуиция        -умение импровизировать

-постоянная работа над собой

· нравственные качества

-тактичность         -чуткость           -скромность

-высокая нравственная культура  -аккуратность

Чтобы успешно выступать перед аудиторией, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. К основным навыкам ( навык – способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом) военного оратора относятся следующие: навык отбора и изучения литературы, навык составления плана выступления, навык подготовки текста выступления, навык управления аудиторией, навык ориентации во времени. Из приобретенных навыков складываются умения оратора: умение самостоятельной подготовки выступления, доходчивого и убедительного изложения материала, установления и поддержания контактов с различными видами аудитории, применения технических средств, наглядных пособий и т.д.

Все необходимые для оратора качества, навыки и умения у каждого выступающего развиты неодинаково. Еще во времена античности теоретики риторики выделяли типы ораторов в зависимости от их индивидуальных особенностей. Так, Цицерон в труде «Об ораторе»[1] называл такие типы:

-велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений, решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, готовые трогать и обращать сердца;

-сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, отточенные в своей сжатой речи;

-средний и умеренный тип, не применяющий ни тонкой предусмотрительности, ни бурного натиска.

В современной литературе по ораторскому искусству в зависимости от двух крайних типов высшей нервной деятельности (художественного и мыслительного) выделяются ораторы, для которых основное средство убеждения – логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на аудиторию своей эмоциональностью. Так, С.Ф. Иванова[2] характеризует следующие индивидуальные речевые типы ораторов:

· рационально-логический тип, склонный к анализу явлений, к рассуждениям; отличающийся строгой аргументированностью выступления, четкой систематизацией материала, всесторонним обдумыванием и подробной разработкой плана речи; решающий главную для себя задачу – сделать речь более яркой, эмоциональной, подобрать эффектные примеры;

эмоционально-интуитивный тип, выступающий страстно, увлеченно; пересыпающий свою речь остротами и шутками; не всегда выдерживающий логическую последовательность речи и в силу этого иногда теряющий главную мысль;

философский тип, стремящийся к исследованию, глубокому осмыслению проблем и явлений; пытающийся вовлечь в мыслительный процесс аудиторию; проявляющий определенную эмоциональность и склонность к анализу;

художественно-образный (лирический) тип, мыслящий образами, а не логическими категориями; глубоко эмоциональный, лиричный, остро впечатлительный, проникновенный.

Таким образом, все стороны личности оратора направлены на то, чтобы он умел понять аудиторию, предвидеть ход взаимодействия с ней и его результаты, организовать познавательную деятельность слушателей, управлять их вниманием и поведением в процессе речевого общения. Эти качества выражены у разных ораторов в разной степени, их сочетание с природным темпераментом, особенностями характера, опытом дает нам многообразие индивидуальных стилей, определяет успех любого выступления.

«Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивою грациею изложения; третий – преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения и т. д. Каждый из них говорит, соображаясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты»[3].

 

Виды аудиторий и некоторые особенности  выступления перед ними

 

Аудитория – это некоторое количество людей, собравшихся (или собранных) для того, чтобы выслушать публичную речь, и сосредоточивших свое внимание на ораторе и его выступлении. Аудитория – не просто «сумма личностей», ее составляющих. В группе человек ведет себя и чувствует по-иному, по-иному в этом случае протекают процессы восприятия, запоминания, мышления. Это хорошо видно, например, в реакциях слушателей на массовом митинге, когда смех, возмущение или восторг мгновенно охватывают большинство участников и выражаются довольно бурно.

Как перед выступлением, так и в процессе речевого воздействия военному оратору важно учитывать признаки, объединяющие аудиторию:

-общие условия, в которых происходит речевое общение;

-общая деятельность (слушание),

-общий субъект воздействия (оратор).

Еще важнее для оратора учитывать те признаки, которые разделяют аудиторию на различные группы:

-различные мотивы прихода на выступление;

-различные мотивы слушания;

-различный уровень понимания затрагиваемых в выступлении проблем;

-различное отношение к оратору.

Военному оратору в процессе своей деятельности приходится встречаться с различными видами аудиторий. Их можно классифицировать по нескольким основаниям:

по количественному составу – малые и большие аудитории

Малая аудитория обычно не превышает 30 человек. К ней может относиться отделение, взвод, учебная группа. Отличительными признаками малой аудитории являются:

-постоянный и достаточно однородный состав,

-продолжительный срок взаимных контактов и совместной деятельности,

-единая программа обучения (для учебных групп) или подготовки,

-сходные формы деятельности.

Социально-психологическими свойствами такой малой общности можно назвать: сплоченность, коллективизм, установившийся микроклимат, наличие лидера общественного мнения, единые нормы поведения и традиции, сходные потребности, интересы, мотивы и установки, повышенная степень ответственности, заразительность подражанием, подверженность индивида давлению общего мнения и другие. В военном учебном заведении любая учебная группа может называться малой аудиторией. Учебная аудитория – это специфическая общность людей, характеризующихся относительным сходством познавательных мотивов, интересов и включенных в один и тот же вид деятельности в условиях непосредственно слухового контакта.

Практические советы оратору, готовящемуся выступать перед малой аудиторией, таковы:

-использовать любую возможность для тренировки выступлений перед подобной аудиторией, начиная с малых речей при информировании, проведении различных занятий, на собрании, инструктаже и в других случаях;

-выявить лидера общественного мнения, познакомиться и запомнить его, заметить его достоинства, пообщаться с этим человеком и узнать как можно больше об интересах и запросах коллектива;

-иметь безупречный внешний вид и сдержанные манеры;

-располагаться как можно ближе к слушателям;

-чаще использовать разговорный стиль, начинать выступление без показного пафоса, спокойно, без форсирования голоса;

-смотреть на аудиторию открыто, не стесняться внимательных, пристальных взглядов;

-в первые минуты ни в коем случае не читать с листа;

-не рассчитывать на бурные аплодисменты – их в малой аудитории часто не бывает, так как в такой близости люди ведут себя более сдержанно;

-завоевывать признание постепенно, не добиваться его немедленно, так как удивить небольшую аудиторию труднее, чем всякую другую, и добиться этого можно прежде всего блеском ума.

Большой аудиторией считается аудитория, насчитывающая более 30-40 человек. Ее основные признаки:

-большая степень разнородности;

-непродолжительный срок контактов;

-интенсивное переживание эмоциональных состояний;

-сильное проявление феноменов подражания, психологического заражения, внушаемости.

Ориентируясь на выступление в большой аудитории, оратор должен предусмотреть специальные приемы и способы, помогающие захватить, увлечь разнородную аудиторию темой, содержанием речи, способствующие преобразованию различных мотивов слушателей в интеллектуально-познавательные мотивы.

по степени однородности – однородные и неоднородные аудитории

В условиях Вооруженных сил встречаются аудитории как с высокой, так и с низкой степенью однородности. Степень однородности аудитории зависит от таких характеристик слушателей, как пол, возраст, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.д. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче оратору выступать, управлять, добиваться желаемого результата. В случае с разнородной аудиторией военному оратору приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять слушателями.

по степени подготовленности – малоподготовленные и высокообразованные аудитории

Высокообразованная аудитория отличается устойчивостью и сосредоточенностью внимания с преобладанием позитивной направленности восприятия мыслей, глубокой системностью, организованностью, независимостью мышления, творческим подходом к решению проблем, определенной независимостью от общего мнения, мнения авторитетов. Поэтому при выступлении перед аудиторией, имеющей высокий уровень научной и профессиональной подготовки, следует учитывать следующие рекомендации:

Чем добиваться внимания аудитории

От чего следует воздерживаться

-оригинальным вступлением, ярким началом выступления

-преимущественно диалоговым характером выступления

-профессиональной компетентностью

-четкой формулировкой проблем, убедительным обоснованием значимости их решения

-ссылками на крупные научные авторитеты, их мнения, достижения

-строгой логикой рассуждений с преобладанием абстрактного над конкретным

-убедительностью аргументации, научной эрудицией

-свободным изложением в сочетании с тщательно продуманным планом выступления

-проблемным или проблемно-крити-ческим стилем выступления

-от поспешных, неаргументированных  выводов и решений

- попыток демонстрации своего превосходства

- злоупотребления цитированием

- тривиальных рассуждений, в которых отсутствует новизна, оригинальность

- поучительного, самоуверенного, назидательного тона

- увлечения критиканством, негативными фактами, примерами, данными, оценками

- нарушения установленного регламента выступления

- уклонения от принципиальных, животрепещущих вопросов, спорных проблем

- чрезмерного использования цифрового материала

Для неподготовленной аудитории, когда у нее нет необходимых теоретических знаний по затронутой тематике и навыков абстрактного мышления, предпочтительнее использовать методы индукции: от изложения типичных, конкретных, известных явлений к выявлению закономерностей и выработке выводов с помощью разных обобщений. При этом оратор должен стремиться к разнообразию своего выступления, его наполнению элементами разговорной речи, обеспечивающими общедоступность предлагаемой информации. Сильные эмоциональные реакции являются нормой выступления в подобной аудитории, поэтому лучше всего применять иррациональные средства, яркой выразительностью, экспрессивностью, риторическими приемами доводить мысли до сознания людей. Как можно больше должно быть примеров из жизни, поучительных историй, интересных случаев.

по социально-демографическим характеристикам – молодежные и зрелые; преимущественно женские или мужские аудитории

Особенности молодежных аудиторий(а к ним относятся аудитории, состоящие из военнослужащих срочной службы, курсантов военных учебных заведений, молодых офицеров) вытекают из возрастных особенностей молодого человека, его энергичности, целеустремленности, любознательности, активной познавательной потребности, бескомпромиссности, которые сочетаются с отсутствием систематизированных знаний, с определенной беззаботностью, неясностью перспектив личной жизни, необремененностью проблемами. Поэтому молодежная аудитория и сложнее, а в некоторых отношениях и требовательнее, чем взрослая. Ее отличает известный максимализм в суждениях и оценках, неприязнь к наставлениям, менторскому тону,  повышенная реактивность и эмоциональность, болезненная чувствительность к противоречиям и расхождениям между теорией и практикой, между словами и делами.

В подобной аудитории необходимо учитывать также обстоятельство, что молодежь мыслит несколько иначе, чем люди зрелые. А именно: непроизвольное запоминание информации преобладает над преднамеренным, что означает преимущество ассоциативной, образной памяти и чувственного восприятия над логикой; прочность запоминания повышается, когда процесс усвоения информации сопровождается повышенным эмоциональным подкреплением; эмоциональный фон способствует устойчивой связи между идеями и ценностными, оценочными образцами их представления.

Следовательно, для молодежной аудитории главными способами убеждения нужно считать воздействия на чувства и веру. Самые сложные идеи, полученные логическим путем, лучше преподносить с помощью простых аналогий и приемов, возбуждающих ассоциации, яркие эмоциональные образы.

Таким образом, практические советы оратору, готовящемуся выступать перед молодежной аудиторией, заключаются в следующем:

Чем добиваться убедительности выступления

От чего следует воздерживаться

-сочетанием популярности, научности  и доступности изложения

-усиленным воздействием на эмоционально-чувственную сферу

-смелостью мышления, принципиальностью в анализе, оценках

-откровенностью, уважительным отношением к аудитории

-широким использованием технических средств обучения и воспитания

-широким использованием различных лексических средств, юмора, шуток

-поддержкой разумных начинаний, творческой инициативы

-от чрезмерного применения логики абстрактных рассуждений

- попыток заигрывать и льстить аудитории

- менторского, поучительного тона, излишней категоричности

- упреков в незнании, профессиональной некомпетентности

- подчеркивания своего профессионального превосходства

- попыток уклониться от острых вопросов, нерешенных проблем

- противопоставления молодежи стар-шим поколениям

Свои психофизиологические, познавательные особенности имеет и зрелая аудитория. Такая аудитория проявляет большее внимание к информации, связанной с профессиональными интересами, с условиями жизни и служебной деятельности, с вопросами материального обеспечения. Подобная направленность интересов объясняется тем, что зрелые люди в большей мере несут ответственность за благосостояние детей, семьи, за свою страну.

Для преимущественно женской аудитории большое значение имеет эмоциональная сторона выступления, проявление человеческих качеств, отношения между людьми. Женщин привлекает яркое, образное изложение, интересные факты, детали, примеры, касающиеся семьи, детей, быта. Женская аудитория в большинстве случаев является более внимательной и благодарной по сравнению с мужской.

Мужская аудитория предпочитает эмоциональности стройность, логичность, аргументированность изложения. Ее внимание привлекают примеры из истории, политики, информация о женской психологии, о карьерном росте. Для мужчин большое значение имеет компетентность оратора.

по частоте коммуникации – постоянно действующие и периодически собираемые аудитории

Постоянно действующие аудитории – это взвод, рота, учебная группа, лекционный поток; периодически собираемые – собрание актива подразделения, части, совещание сержантского состава, собрание членов семей военнослужащих гарнизона, ученый совет факультета, университета и другие.

Следует отметить, что для всех периодически собираемых аудиторий степень устойчивости социально-психологической общности минимальная, поэтому желаемая продолжительность общения такой аудитории с оратором – в пределах 30-40 минут, так как очень трудно на длительное время увлечь всех с одинаковым эффектом. Главное средство продуктивного общения с большой аудиторией – богатство содержания, неожиданная и совершенно новая информация, новый подход, новый метод, новый результат.

Таким образом, опытный оратор, стремясь обеспечить наибольшую эффективность своего выступления, должен учитывать весь комплекс наиболее существенных характеристик аудитории. Естественно, представленные рекомендации, схемы не могут охватить все стороны и проявления, которые наблюдаются в различных аудиториях и предопределяют успех выступления оратора. Главным является практическое умение военного оратора по минимуму признаков и реакций выбрать оптимальный стиль общения. В связи с этим неоценимую помощь в подборе средств, способов и приемов изложения материала оказывает предварительная оценка аудитории. Успех же  самого выступления будет зависеть не только от материала, но и от ситуации общения, многих других факторов.

 

Понятие психологического контакта и психологического барьера

между оратором и аудиторией

 

Главная цель оратора – передача смысловой информации и убеждающее воздействие на слушателей. В ходе выступления оратор стремится изменить состояние аудитории (проинформировать, доказать, убедить, призвать ), но и аудитория оказывает обратное воздействие на оратора: принимая или не принимая его точку зрения, она своим поведением, вопросами, репликами (обратная связь) влияет и на выступающего, и на выступление ( рис.1).

Глава 6 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.1. Схема взаимодействия оратора и аудитории

Ораторская речь в своем реальном воплощении – это не тот заготовленный заранее текст, который отрепетирован оратором, а постоянное творчество, импровизация, учитывающая интересы и оратора, и аудитории, конкретную обстановку выступления и многие другие факторы. Аудитория как бы становится соавтором речи, и оратору нужны специальные умения, особые качества, чтобы выполнить поставленную задачу, оказать желаемое воздействие на слушателей в непростой и во многом непредсказуемой обстановке живого общения, нередко преодолевая прямое сопротивление аудитории.

Таким образом, публичная речь произносится для того, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, усваивали, запоминали. Это возможно только при возникновении психологического контакта между оратором и аудиторией.

Психологический контакт с аудиторией – это общность психического состояния оратора и слушателей, взаимопонимание между выступающим и слушающими.

Психологический контакт является важнейшим условием эффективности ораторской речи. Он может возникать на основе интеллектуального сопереживания, то есть совместной мыслительной деятельности оратора и аудитории, а также на основе эмоционального сопереживания, общности эмоционально чувственной сферы в процессе всего выступления, когда заинтересованность оратора, его убежденность передаются слушателям и вызывают у них ответную реакцию. Необходимым условием возникновения контакта является искреннее уважение оратора к слушателям, признание в них партнеров по общению.

Психологический контакт – это величина переменная: он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора.

Механизм возникновения психологического контакта можно раскрыть через указание стадий, последовательное прохождение  которых способствует эффективному общению  оратора и аудитории. Эти стадии:

-взаимовнимание,

-взаиморасположение,

-взаимовосприятие,

-взаимопроникновение, 

-взаимопонимание.

Вступление в общение, возникновение контакта – это и есть синхронное, последовательное движение навстречу друг другу оратора и аудитории. Контакт прерывается, если субъекты находятся на разных стадиях психологического контакта.

Поддерживать психологический контакт – это значит не спешить подняться выше, если противоположная сторона не готова сделать это же, и не стесняться опуститься ниже, чтобы обеспечить равенство с другим. При движении к взаимопониманию как к цели следует двигаться только совместно.

Психологический контакт – непременное условие общения. Опытный оратор умеет подать себя в нужном образе, наиболее способствующем  установлению и поддержанию психологического контакта. Он в совершенстве знает поведение коллективного слушателя, помнит о типичном состоянии людей до начала речи, делает все возможное, чтобы в первые минуты не возник психологический барьер.

Психологический барьер – состояние, противоположное контакту, характеризуется настороженностью, предубеждением, неприятием, сопротивлением воздействию со стороны участников общения. Симптомы назревающего психологического барьера между оратором и аудиторией и неудовлетворенности выступлением со стороны слушателей можно разделить на два вида:

а)внешние, то есть явно и однозначно оцениваемые негативные реакции в поведении отдельных слушателей и аудитории в целом;

б)внутренние, малозаметные отрицательные отклики в аудитории на речевое воздействие оратора.

Возникновение психологического контакта (психологического барьера) зависит как от поведения (состояния) оратора, так и от поведения (состояния) аудитории:

психологический контакт возникает, если

оратор:

-уверен в себе

-прекрасно владеет материалом

-проявляет доверие и уважение к аудитории

-коммуникабелен

-обладает педагогическим тактом

-заинтересован в общении

-пользуется авторитетом

аудитория:

-настроена позитивно

-обладает здоровым психологическим микроклиматом

-проявляет активное внимание

-проявляет нарастающий интерес к выступлению

-полностью доверяет оратору

-проявляет сочувствие к оратору

психологический барьер возникает, если

оратор:

-растерян

-проявляет неуверенность

-скован в движениях

-не может скрыть сильного волнения, робости во взгляде

-сомневается в необходимости или  в успехе выступления

-плохо владеет материалом

-проявляет неуважение к аудитории

-высокомерен, вальяжен

-излишне самоуверен

аудитория:

-проявляет безразличие или настороженность  к выступлению

-показывает полное отсутствие интереса к теме выступления

-сомневается в компетентности оратора

-сильно утомлена или возбуждена

-слишком неоднородна с точки зрения мотивов и потребностей слушателей

-изначально настроена на протестное поведение

В зависимости от того, удалось выступающему установить психологический контакт с аудиторией, завоевать доверие слушателей или не удалось, аудитория в ходе выступления может по-разному реагировать на слова оратора.

 

Возможные типы реакций аудитории в процессе выступления

 

Поддержка оратора со стороны аудитории придает выступающему уверенность, помогает ему говорить все более вдохновенно, убедительно, страстно. Сам оратор как бы вырастает в своих глазах и глазах слушателей. Напротив, слабый контакт с аудиторией отрицательно действует на выступающего. Это приводит к тому, что неопытный оратор начинает теряться, сбиваться с мысли, испытывать неприятные эмоциональные переживания.

Возможные реакции аудитории в ходе публичного выступления психологи сводят к определенным типам, которые военному оратору следует различать и в соответствии с ними умело вносить коррективы в процесс своего выступления.

Конструктивная реакция показывает оратору полное понимание его мыслей и согласие с рассуждениями. Признаками такой реакции являются: сосредоточенность внимания, напряженная тишина, стремление не пропустить слова выступающего, записать главные мысли, завороженные взгляды, кивки головой в знак совпадения мнений, удовлетворенные улыбки, доброжелательные лица. Этот тип реакции свидетельствует о  психологическом контакте.

Реконструктивная реакция отражает сильное эмоциональное потрясение слушателей. Ее внешние признаки: радостный шумок, широкие улыбки, взрывы смеха, внезапные аплодисменты, ликование, обмен мнениями между  соседями, удовлетворенные возгласы  одобрения оратора.

Это позитивные и желательные для военного оратора реакции. Но есть и негативные реакции.

Конформистская реакция свидетельствует о восприятии информации без глубоких проявлений человеческих чувств. Такая реакция может наблюдаться  на лекциях по командирской подготовке, в ходе других выступлений, когда люди слушают по долгу и необходимости для своей деятельности. Внешние проявления конформистских реакций: показное проявление заинтересованности, излишне серьезные лица, иногда возникающие просьбы повторить мысль, разъяснить положение, отсутствие рабочей атмосферы в аудитории. При подобной реакции сложно оценивать состояние общения, так как аудитория вынуждена в силу служебной или иной необходимости общаться с оратором, слушать его выступление.

Индифферентная реакция отражает полное равнодушие к содержанию излагаемого материала. Такая реакция возникает по отношению к надоевшим темам, к однообразной и скучной манере подачи материала, а также при посредственных ораторских качествах выступающего. Признаки этого типа реакции: апатия, скучающие лица, попытки заниматься посторонними делами (чтение книг, разгадывание кроссвордов, постоянные разговоры с соседями), мучительная борьба со сном.

Конфликтная реакция – это явное сопротивление высказываемым идеям, положениям, рекомендациям оратора. Показателями подобных реакций являются: шум, открытое недовольство, возмущение, неуместные хлопки, перебивание оратора, реплики вслух, выкрики, провокационные вопросы, попытки вступить в спор. В таком случае налицо психологический барьер.

Указанные реакции может проявлять вся аудитория, могут демонстрировать отдельные слушатели. Оратор обязан внимательно следить за поведением людей и по поступающим сигналам обратной связи корректировать свое воздействие на аудиторию.

 

Основные средства и приемы воздействия военного оратора на аудиторию в процессе публичного выступления

 

 Различные типы реакций аудитории, периодически возникающие психологические барьеры между сторонами, участвующими в процессе коммуникации, временами рассеивающееся внимание слушателей заставляют оратора четко представлять, какими средствами воздействия на аудиторию он располагает. Одно из важных преимуществ устного публичного выступления состоит в том, что в распоряжении военного оратора целый комплекс средств: звуковых (лингвистических, паралингвистических) и  визуальных (поза, жесты, мимика, взгляд), собственно речевых (язык) и связанных с речью непосредственно (голос, интонация). Все эти каналы общения используются как для передачи информации, так и для создания необходимой социально-психологической атмосферы, помогают влиять и на разум, и на чувства слушателей.

Например, широко известно простое методическое правило, предписывающее начинать речь так называемой начальной паузой. Главная роль начальной паузы – психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории, дать ей рассмотреть оратора, обеспечить ей возможность подготовиться к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сосредоточиться. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи ошеломить их – в обоих случаях это особый психологический прием, цель которого – приковать внимание, пробудить интерес.

Понятие внимания – ключевое в психологии речевого общения. Внимание направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восприятие, запоминание, мышление. Психологи определяют внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на чем-то определенном, например на выступлении оратора. В этом случае сосредоточенность психической деятельности слушателей заключается в большей или меньшей их углубленности в содержание речи и отвлеченности от всего постороннего.

Внимание обычно подразделяется на произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Произвольное внимание человека зависит от его собственной воли и определяется его собственными интересами, целевой установкой, убеждением, сознанием долга. Чем больше речь оратора соответствует интересам и целевым установкам аудитории, тем выше степень произвольности ее внимания.

Непроизвольное внимание не требует волевого усилия слушателей, оно зависит от мастерства выступающего и содержания его речи. Если произвольное внимание в первую очередь определяется значительностью, важностью содержания речи, то непроизвольное внимание возбуждается, как правило, яркой, впечатляющей формой подачи материала.

Любая встреча оратора с аудиторией – процесс взаимодействия обеих сторон. Поэтому оратор должен стремиться к слиянию произвольного и непроизвольного внимания аудитории. Вызвав непроизвольное внимание, надо закрепить его произвольным и послепроизвольным вниманием. Последний вид внимания есть трансформация произвольного, когда, заставив себя сосредоточиться на содержании выступления, слушатель затем оказывается настолько захваченным речью, что от него не требуется волевых усилий для поддержания своего внимания.

Одно из важнейших свойств внимания – его динамичность, неустойчивость, склонность к постоянному колебанию. Устойчивость внимания зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам аудитории, умения оратора избежать монотонности, снимать усталость у слушателей. Поэтому для любого оратора в процессе выступления очень важно владеть искусством привлечения, удержания, а если нужно, и восстановления внимания. Для этого необходимо использовать специальные приемы. Наименее эффективны здесь прямые призывы быть внимательными. Более действенны разнообразные композиционные, речевые и методические приемы.

 

Композиционные средства привлечения и активизации внимания и интереса

1.Интригующее начало, неожиданность. Начинайте выступление совсем не так, как ожидает аудитория. Удивив аудиторию оригинальным вступлением, вы добьетесь того, что Вас будут слушать с большим вниманием и интересом. Периодически используйте в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию, а также формулировки с «оживляющим эффектом».

2. Прерывистое  развертывание тезиса. Внимание слушателей получает дополнительный толчок, когда оратор неожиданно прерывает начатую мысль и возвращается к ней, поговорив о чем-то другом.

3. Вопросно-ответный ход рассуждения. Оратор вслух размышляет над поставленной проблемой, ставит перед аудиторией вопросы, осуществляет совместный поиск ответов, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их, приходит к определенным выводам.

4. Контрастное сопоставление аргументов. В качестве обзора ознакомьте слушателей со своими аргументами «за» и «против» какого-либо мнения, мероприятия, концепции и т д. После сопоставления всех аргументов найдите правильное решение проблемы, используйте при этом контрастную аргументацию: «однако на самом деле ...». При подобном сопоставлении аргументы звучат убедительнее, речь становиться выразительнее, ярче и тем самым способствует концентрации внимания слушателей.

5. Экспрессивное заключение. В зависимости от конкретной речевой ситуации (официальная или неофициальная речь) не отказывайтесь от средств усиления выразительности. Сознательно (особенно если вы выступаете без заранее подготовленного текста) выбирайте привлекающие внимание экспрессивные лексические средства (неожиданные, стилистически необычные, запоминающиеся, привлекающие внимание), которые заметно отличаются от привычного стиля. В соответствии с «законом края» их применение особенно оправдано при завершении речи.

 

Речевые средства привлечения и активизации внимания и интереса

1. Использование литературных образов, цитат, крылатых выражений. Оригинальные, содержательные, легко воспринимаемые цитаты, сгустки народной мудрости делают высказывание более разнообразным и ярким, придают ему остроту, свежесть,  помогают найти путь к сердцам слушателей, завоевать их расположение.

2. Художественность изложения. Тропы и фигуры речи помогают сделать речь образной, эмоциональной, выразительной, запоминающейся.

3. Драматизация речи. Наглядно и увлекательно драматизируйте, чтобы слушатели могли отождествлять себя с действующими лицами и жизненной ситуацией.

4. Голосовые приемы. Интонационная выразительность, варьирование силы, высоты голоса, темпа речи помогают активизировать внимание аудитории. Иногда бывает достаточно усилить громкость речи или повысить тон, иногда требуется понижение голоса вплоть до шепота. Восстановить внимание можно и изменением темпа речи, особенно замедлением.

5. Психологические паузы. Рассчитанная и умело выдержанная пауза способна оказать «гипнотизирующее» воздействие, сосредоточивая внимание аудитории в нужном месте. Психологическая пауза, в отличие от логической, связана с подтекстом речи. Ее назначение – раскрытие движения мысли и чувства.

 

Методические средства привлечения и активизации внимания и интереса

Рассмотрение проблемных ситуаций. Постановка проблемы вызывает у аудитории желание размышлять, стремление самостоятельно разобраться в вопросе, что стимулирует познавательную деятельность, активизирует внимание слушателей.

Взаимодействие интересов. Для привлечения внимания индифферентной аудитории учитывайте ее потребности и интересы, показывайте, насколько намерения оратора совпадают с интересами слушателей.

Использование наглядности и технических средств. Смена слухового восприятия зрительным непроизвольно возбуждает внимание. Привлечь и удержать внимание помогают визуальные средства: слайды, плакаты, видеосюжеты, графики, схемы, диаграммы.

Обращения к аудитории. Использование этого приема, повторяемое время от времени, помогает переключению и возобновлению внимания.

Отстранение. Старайтесь подать привычное, обыденное под неожиданным углом зрения.

Провокация. На короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией, используйте этот период для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции.

Апелляция к авторитету. Для поддержания внимания аудитории ссылайтесь на авторитет слушателей и авторитет науки.

Сопереживание, соучастие, личное сближение. Укажите на то общее, что объединяет со слушателями, увлеченно описывайте связывающие вас события, не упускайте подробностей, важных для аудитории и темы, заставляя слушателей сопереживать, превращайте слушателей в действующих лиц в конкретной ситуации.

Юмор. Приводите смешные, парадоксальные примеры, разбавляйте повествование веселыми шутками, забавными историями из жизни окружающих вас людей. Дайте слушателям возможность подумать и отдохнуть.

Использование того или иного речевого приема зависит от конкретной речевой ситуации и личности выступающего. Применение таких приемов может быть достаточно эффективным, однако их не следует рассматривать в отрыве от содержания публичного выступления.

 

Выводы по главе

1. Мастерство публичного выступления, риторика основываются на знании психологии, но сами по себе психологические приемы не являются средством для преодоления всех трудностей в ораторской деятельности. Знание  психологии масс, закономерностей воздействия слова на чувства, поступки людей помогает правильно организовать эту деятельность и повышает ее эффективность.

2. Решающее значение в успехе устного выступления имеет личность оратора. Именно его качества определяют эффективность речевого общения, помогают с честью выходить из различных проблемных и психологических ситуаций.

3. Опытный оратор, стремясь обеспечить успех своего выступления, должен учитывать весь комплекс наиболее существенных характеристик аудитории, скрупулезно оценивать предстоящую аудиторию в период подготовки к публичному выступлению.

4. Особенности взаимодействия между оратором и аудиторией характеризуются двумя состояниями: психологическим контактом и психологическим барьером. От мастерства оратора в значительной степени зависит его умение налаживать контакт со слушателями, привлекать, удерживать, а если нужно, и восстанавливать их внимание.

5. Для активизации внимания аудитории  необходимо использовать разнообразные приемы, которые можно объединить в три основные группы: композиционные, речевые и методические.

 

Контрольные вопросы и задания

Какие основные проблемы ораторской речи помогает решить психология?

2.Назовите основные каналы общения оратора и аудитории и охарактеризуйте их.

3.Что такое «обратная связь» в публичном выступлении? Приведите конкретные примеры.

4.Дайте определение понятия «контакт с аудиторией».

5.Можно ли установить, есть контакт с аудиторией или нет?

4.Какую роль играет начальная пауза в установлении психологического контакта?

5.Как поддержать внимание и интерес слушателей в ходе выступления? Назовите основные приемы и способы.

6.По каким признакам оратору следует классифицировать аудиторию? Какие       социально-психологические признаки аудитории представляются Вам наиболее значительными и почему?

7.Какие качества личности оратора объективно обеспечивают успех публичного выступления? Каковы пути и методы формирования  этих качеств?

8.Влияют ли внешность оратора, его манера одеваться, поза, жесты на успех выступления? Обоснуйте свой ответ примерами из практики.

9.Используя материал книг П. Сопера, Е. Ножина, составьте небольшое (на 2-3 минуты) выступление на тему: «Как преодолевать волнение перед началом публичной речи».

 

Литература

Апресян Г.З. Ораторское искусство. -М., 1972.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. -Р-Д, 1999.

Войтасик Л. Психология политической пропаганды. - М., 1981.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. -М., 1997.

Гурвич С.С., Погорелко В.Ф., Герман М.А. Основы риторики. -Киев, 1988.

Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. -М., 1978.

Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. -М., 1981.

Мехонцев Н.И.и др. Слушатель в аудитории. -М., 1983.

Михайличенко Н.А. Риторика. -М., 1994.

Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. -М., 1989.

Риторика/Автор-сост. И.Н. Кузнецов -Минск, 2000.

Стешов А.В. Ораторское искусство высшей военной школы. -Л., 1990.

Шейнов В.П. Риторика. -Минск, 2000.

 


[1] См.: Цицерон М.Т. Речи: В 2 т. -М., 1962.

[2] См.: Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. -М., 1978.

[3] Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.8 -М., 1995. -С. 508

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика