prepod

Путь к Файлу: /ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / МПВ - Пыханов / Глава 5.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   prepod
Добавлен:   16.04.2015
Размер:   74.5 КБ
СКАЧАТЬ

Глава 5. Особенности подготовки и проведения публичного выступления

 

Устная публичная речь в рамках военной организации является важным средством воспитания, просвещения и управления. Успех любого публичного выступления во многом зависит от его тщательной подготовки. Жизнь не раз подтверждала и продолжает подтверждать слова известного русского юриста и оратора А.Ф. Кони: «Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд – основа уверенности лектора»[1].

По подсчету специалистов, человек к 18-летнему возрасту в среднем произнес уже примерно 60 миллионов слов, но научился ли он правильно говорить? Совсем не обязательно. Умение выступать перед аудиторией можно приобрести только в результате систематических занятий. Различные руководства и учебные наставления не создают умения, они только указывают путь. Эффективность всей ораторской деятельности зависит от всесторонней и качественной подготовки, умения установить контакт с аудиторией в процессе выступления, тщательного анализа результатов публичного выступления.

Таким образом, любое публичное выступление включает в себя три взаимосвязанных этапа:

-подготовительный (докоммуникативный) этап;

-этап непосредственного выступления, контакта с аудиторией (коммуникативный);

-этап анализа результатов выступления (посткоммуникативный).

В соответствии с этим и проанализируем содержание, особенности каждого из названных этапов.

 

Содержание подготовительного этапа в практике публичного выступления

 

Подготовка военного оратора к выступлению складывается из повседневной подготовки оратора и подготовки к конкретному выступлению.

Повседневная подготовка оратора к выступлениям. Поскольку ораторское искусство неотделимо от общей культуры человека, повседневная подготовка любого оратора обязательно включает в себя самообразование, то есть приобретение новых знаний, повышение эрудиции, накопление сведений из различных областей науки и техники, знакомство с материалами периодической печати, различных средств массовой информации, чтение научной, публицистической, художественной литературы. Военный оратор должен владеть различными видами чтения:

-изучающим (понимание и усвоение до 100 % информации при скорости чтения не менее чем 60 слов в минуту);

-ознакомительным (усвоение до 70-75 % информации при скорости 120-150 слов в минуту);

-просмотровым (понимание 15-25 % информации при скорости чтения 300-500 слов в минуту)

-быстрым (отличается высокой (более 600 слов в минуту) скоростью чтения и высоким качеством усвоения прочитанного; требует специальной тренировки).

Свободный переход от одного способа чтения к другому по мере надобности позволит эффективно изучать необходимый для подготовки выступлений материал.

Еще один вид чтения – реферативное. Это творчески оформленный вид чтения, его цель – рассказать о прочитанном другим людям. Здесь нет и не может быть показателя скорости и процента понимания, поскольку перед чтецом стоит задача – выбрать из источника главное, чтобы сообщить об этом слушателям в логическом изложении. При таком чтении, а также регулярном использовании прочитанного в своих выступлениях чтец постепенно превращается в оратора.

Неоценимую услугу оратору в процессе подготовки к выступлениям перед аудиторией оказывает формирование и систематическое пополнение личного архива. Вырезки из газет и журналов, выписки из прочитанных книг, статей, подборки пословиц, афоризмов, крылатых выражений, другой полезный материал - все это помогает созданию собственного архива, который позволит сэкономить время при подготовке к конкретному выступлению, сделать содержание интересным и запоминающимся. Опытные ораторы постоянно совершенствуют методику сбора, накопления и систематизации материала.

К повседневной подготовке оратора относится и овладение техникой речи. Постоянная, настойчивая работа по постановке голоса, дыхания, совершенствованию интонации, дикции и произношения позволит оратору привлечь внимание аудитории, эффективнее донести до слушателей содержание выступления. Более подробно значение техники речи для ораторской деятельности уже рассмотрено нами во 2-й главе настоящего пособия.

Повышение культуры устной и письменной речи – еще один существенный момент в повседневной подготовке военного оратора, для которого важно всегда говорить правильно, точно, ясно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи. Активное участие в различных беседах, деловых разговорах, постоянные выступления на семинарских и практических занятиях, конференциях и диспутах развивают человека, повышают его речевую культуру.

Повседневному совершенствованию ораторского мастерства способствует критический анализ выступлений, как своих собственных, так и других ораторов. Анализируя содержание выступления, форму подачи материала, языковое мастерство, различные риторические приемы, способы установления и поддержания контакта с аудиторией, оратор получает возможность выявлять свои сильные и слабые стороны, совершенствовать стиль собственного выступления.

Для анализа публичного выступления можно воспользоваться представленным ниже листом оценки публичного выступления, в котором по каждой составляющей каждого из критериев анализа по 5-балльной системе выставляются соответствующие оценки. Общая оценка по каждому из критериев определяется как среднее арифметическое от суммы всех оценок. Подобный подход позволяет сравнивать различные публичные выступления между собой по общим критериям, выявлять эффективность ораторской речи, определять степень достижения поставленных в ходе выступления целей.

 

Лист оценки  публичного выступления

Критерии оценки и их составляющие

Оценка

Замечания

1.

Содержание выступления

-актуальность, уместность темы

-новизна материала, научный уровень

-информативность (на уровне фактов, подходов, выводов)

-полнота раскрытия темы

-связь с жизнью, практикой

Общая оценка содержания выступления

 

 

2.

Культура речи оратора

-правильность речи оратора (ударения, произношение, словоупотребление)

-отсутствие слов-паразитов, штампов

-точность речи

-богатство речи, ее образность

-использование ораторских приемов

Общая оценка культуры речи оратора

 

 

3.

Логика и аргументация

-четкость структуры, последовательность изложения материала

-оригинальность вступления, логичность заключения

-достоверность аргументов

-богатство аргументов

-аргументированность ответов на вопросы

Общая оценка логики и аргументации

 

 

4.

Техника речи оратора

-звучность голоса

-четкость дикции, выразительность интонации

-оптимальность темпа речи

-правильность фонационного дыхания

-уместность жестикуляции

Общая оценка техники речи

 

 

5.

Взаимодействие с аудиторией

-непринужденность выступления, степень владения материалом

-убежденность в излагаемом материале

-психологический контакт с аудиторией

-доходчивость выступления

Оценка качества взаимодействия с аудиторией

 

 

 

Общая оценка выступления оратора

 

 

 

Таким образом, повседневная подготовка к выступлениям – это непрерывный процесс работы оратора над совершенствованием своего мастерства. Она повышает профессиональный уровень оратора, обеспечивает базу каждого конкретного выступления.

Подготовка к конкретному выступлению. Глубокий анализ опыта ораторов привел к выводу, что вся конструкция ораторской деятельности держится на семи основных вопросах, разрешаемых в определенной последовательности. Зачем говорить? О чем говорить?  Сколько говорить?  Кому говорить?  Где говорить?  Как говорить? Что говорить? На этих опорах основывается теория ораторского искусства.

Особенности подготовки к конкретному выступлению определяются видом ораторской речи, целями и задачами, стоящими перед оратором, составом аудитории. Однако при подготовке необходимо учитывать и общие методические установки, поэтому рассмотрим основные  задачи, возникающие при разработке ораторской речи.

Формулировка цели публичного выступления

Всякая конкретная речь или высказывание человека являются определенной специфической деятельностью, которая осуществляется исходя из тех или иных мотивов и преследует вполне определенную цель. Поэтому оратору необходимо ясно представлять, для чего, с какой целью он  произносит речь, какой реакции от слушателей добивается. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Так, если общая цель публичного выступления – проинформировать слушателей, то оратор должен рассказать об интересных фактах, поделиться новостями, сообщить о чем-либо; если цель – убедить аудиторию, то – доказать целесообразность, продемонстрировать преимущества чего-либо, довести до понимания что-либо; при необходимости научить – предложить методику, дать конкретные рекомендации, отработать приемы и способы применения чего-либо; если требуется призвать слушателей к действию – воодушевить аудиторию, поднять активность, повести за собой.

Следовательно, сформулировать цель своего выступления – это значит ясно и четко представить себе конечный результат речевого воздействия.

Определение темы публичного выступления

Процесс подготовки к выступлению включает и определение темы речи. При этом возможны различные ситуации. Военному оратору очень часто приходится выступать на заранее установленную тему. Она может предлагаться различными планами работы в воинской части, быть рекомендованной вышестоящими организациями, командирами и начальниками. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.

Однако нередко тему выступления приходится выбирать самому офицеру. В таком случае следует исходить из личного опыта, имеющихся знаний по выбранной проблеме, кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для самого оратора и аудитории, отвечала целям и условиям предстоящего общения со слушателями.

Формулировка названия темы

Достаточно часто военный оратор сталкивается с проблемой формулировки названия своего выступления. Умение формулировать тему выступления необходимо не только лекторам, ораторам, но и руководителям разного ранга. Особое внимание следует обращать на названия при разработке повестки дня совещаний, заседаний, программ семинаров, конференций. Формулировки пунктов повестки дня, темы докладов, сообщений должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем.

Название публичного выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей, вызывать практический интерес. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему вступлению. Следует избегать и слишком общих названий, которые требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий.

Оценка аудитории

Еще Аристотель в «Риторике» писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего»[2]. Знание аудитории позволит выступающему наладить тесный контакт со слушателями, правильно определить конкретную форму выступления.

Оценить аудиторию  значит прежде всего представить образ будущей аудитории. К образу аудитории оратору приходится обращаться неоднократно, на всех этапах подготовки, произнесения речи и анализа ее итогов. Сложность состоит, во-первых, в том, что мысленный образ будущей аудитории не полностью совпадает с аудиторией реальной, а во-вторых, даже знакомая, уже известная аудитория может внезапно изменить свое поведение в связи с новой обстановкой, ошибками оратора и другими факторами.

Основными критериями оценки аудитории являются:

- социально-демократический состав;

- степень однородности;

- возможные потребности, интересы, установки;

- физическое и психическое состояние;

- отношение к теме выступления;

- возможное отношение к оратору.

Точная оценка аудитории по этим критериям придает оратору уверенность, позволяет конкретизировать реально достижимую цель речевого воздействия, осуществить дифференцированный подход к данному составу слушателей, заранее определить наиболее эффективные пути и способы воздействия на них.

Оценка условий общения

Под условиями общения понимаются обстановка, среда общения, уровень обеспечения выступления всем необходимым. Поэтому при оценке условий оратор должен обратить внимание на оборудование интерьера помещения, его акустические возможности. Если речь произносится вне помещения, то она должна быть менее длительной, с иным стилем изложения, чем при выступлении в аудитории, клубе, комнате отдыха.

Сориентировавшись на предполагаемую аудиторию и условия выступления, оратор приступает к подготовке средств для достижения намеченной цели.

Подбор материалов для выступления

В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

-официальные документы;

-научная, научно-популярная литература;

-справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;

-художественная литература;

-статьи из газет и журналов;

-передачи радио и телевидения;

-результаты социологических опросов;

-собственные знания и опыт;

-личные контакты, беседы, интервью;

-размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. При подготовке к выступлению нельзя забывать и о материале,  имеющем отношение к жизни коллектива, перед которым приходится выступать. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них дополнительный интерес.

Подбор материалов для выступления требует определенного времени, поэтому подготовку к нему по возможности надо начинать заранее. На этом этапе совершенствуются необходимые для оратора навыки отбора литературы и пользования различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой,  что в конечном счете позволяет ускорить сам процесс подготовки.

Изучение отобранной литературы

Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, то есть прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т. д.

В зависимости от содержания источника, цели его использования, личных способностей выступающего могут применяться следующие виды изучения материала:

-аннотация – краткая характеристика источника, его основного содержания – позволяет быстро восстановить самое важное в том или ином источнике;

-план – раскрывает основные разделы книги, статьи, их последовательность и структуру;

-цитирование – дословное выписывание наиболее важных мыслей автора, имеющих прямое отношение к теме выступления;

-тезисы – сжатое, последовательное изложение мыслей автора, основного содержания источника.

Таким образом, первичный просмотр отобранных источников является очень важным моментом в подготовке выступления. Он позволяет определить, какие из отобранных материалов больше всего подходят для разрабатываемой темы и что из них следует изучить более детально.

Разработка композиции речи

Для успешного публичного выступления недостаточно подобрать и изучить литературу по выбранной теме,  найти интересные сведения, отличающиеся новизной, собрать убедительные факты. Нужно подумать, как расположить материал, в какой последовательности его излагать, поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Напомним, что композиция публичного выступления – это реально-речевая структура выступления, в которой отражено соотношение частей выступления по их целевому назначению: вступление (зачин и переходная часть), основная часть, заключение ( завершающая часть и концовка); по стилистическим особенностям (повествование, комментарий, информация и т.д.); по объему; по соотношению теории и конкретных фактов; по соотношению эмоционального и рационального. 

Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Каждая часть выступления имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Так, в соответствии с действием психологического «закона края» лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения, поэтому при подготовке выступления оратор должен тщательно продумать вступление и заключение своей речи.

К общим принципам построения публичного выступления относятся:

-принцип последовательности, следование которому обеспечивает упорядоченность выступления, стройную логику развития мысли;

-принцип усиления, предписывающий наращивать воздействие на аудиторию  от начала к концу;

-принцип органического единства, являющийся основой достижения гармонии мысли и слова, соответствия цели, материала речи теме выступления и ситуации общения;

-принцип экономии, требующий достигать эффективности выступления наиболее простым и рациональным способом.

Работа над композицией – творческий процесс. Из понимания композиции вытекает вывод: оратор должен знать предмет выступления, уметь подчинить расположение материала логике этого предмета, а способ выражения мыслей – воспринимающей способности слушателей.

Выбор способа убеждения, методов изложения материала

При работе над композицией оратор должен продумать и систему логических и психологических доводов, используемых для воздействия на аудиторию. Специфика убеждения в том, чтобы превратить сообщаемую информацию во внутреннюю установку личности, ее ориентацию в практической деятельности.

Способ убеждения – это внутренняя структура построения умозаключения, связь аргументов, всех языковых и неязыковых средств между собой в определенной логической последовательности, подводящая к выработке убежденности в истинности мысли.

Например, для хорошо подготовленной аудитории более всего подходит логический способ убеждения, обращение к разуму, демонстрация высокой методологической культуры мышления. Достаточно подготовленную, вполне зрелую аудиторию лучше всего убеждает богатая насыщенность речи, риторическое воздействие на рассудок, яркие примеры, конкретные рассуждения, практические выводы. Недостаточно подготовленная аудитория хорошо воспринимает иррациональные средства: яркую выразительность, простоту, примеры из жизни, эмоциональность.

Структура выступления зависит и от метода подачи материала, избранного оратором. На базе многовековой ораторской практики сформировались следующие методы изложения материала:

хронологический (исторический) – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений в предмете речи с течением времени;

индуктивный – изложение материала от частных случаев к обобщенным выводам (применяется часто в агитационных выступлениях);

дедуктивный – изложение материала от общих положений к конкретным, частным выводам (широко распространен в выступлениях пропагандистского характера);

ступенчатый – последовательное изложение рассматриваемых проблем, вопросов;

концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором;

по аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет оратору сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Разработка текста выступления

После осмысления всего отобранного материала, выбора стратегии и тактики убеждения аудитории наступает этап непосредственной работы над текстом выступления. Текст речи – это конечный результат мыслительной работы, определенная модель для озвучивания.

Один из важных вопросов, возникающих при подготовке публичного выступления:  обязательно ли предварительно составлять письменный текст речи? Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять. В процессе написания отрабатывается лексика, четче формируются фразы, отдельные мысли. Текст можно показать коллегам, дать на просмотр специалисту, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения.

Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, позволяет ему легко контролировать время, необходимое для публичного выступления, дает возможность избежать повторений, нечетких формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной. Наконец, полностью написанный текст можно  легко сохранить и использовать для новых выступлений. Всего этого невозможно достигнуть, если речь составляется только в уме.

С другой стороны, полный текст публичного выступления требует больших временных затрат на подготовку. При выступлении недостаточно подготовленных ораторов готовый текст может привязать к себе и помешать установлению полного контакта с аудиторией.

Следовательно, вопрос – писать или не писать полный текст речи – каждый раз решается оратором самостоятельно с учетом всех конкретных условий будущего публичного выступления. Один и тот же оратор, выступая в разных аудиториях и на различные темы, или пишет полный текст, или вовсе не имеет его.

К словам тех, кто советует писать полные тексты речей от начала до конца в литературно обработанной форме, желательно прислушаться в следующих случаях:

-при особо ответственном выступлении;

-при выступлении по сложной и не до конца разработанной проблеме;

-при недостаточном ораторском опыте;

-при синхронном переводе на другие языки;

-при некоторых официальных выступлениях.

Когда у оратора выработан прочный навык уверенного выступления перед аудиторией, он может  перейти от подготовки полного письменного текста к  подготовке конспекта выступления. Он отличается от текста тем, что в нем выступление приведено не дословно, а отмечены лишь  основные моменты, тезисы, что позволяет разыгрывать любые словесные вариации. В конспекте целесообразно оставлять некоторые текстовые моменты:

а). первую фразу или даже 2-3 начальные фразы;

б). концовку выступления (2-3 фразы).

в). наиболее ответственные формулировки, имеющие для данного выступления особую значимость;

г). цитаты, цифровые данные, имена собственные и т. п.

Высокая степень ораторского мастерства позволяет выступать по ориентировочному плану публичного выступления, позволяющему больше импровизировать, непринужденно общаться с аудиторией. Его отличие от конспекта в том, что в плане не фиксируется смысловое содержание речи, а лишь дается система ориентиров для развертывания этого содержания. Важно, чтобы формулировка пункта плана вызывала у оратора достаточно четкое представление о том или ином смысловом блоке.

Репетиция выступления

После написания и отработки текста выступления оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов к встрече со слушателями. Как бы удачно ни был подготовлен текст – это всего лишь сухая цепочка мыслей. Она никогда не произведет того впечатления, которое дает звучащая речь. Поэтому овладение материалом выступления – весьма ответственный этап в деятельности оратора. Иногда этот этап подготовительной работы называют репетицией.

Репетиция заключается в произнесении речи предварительно перед какой-либо аудиторией, состоящей из небольшого числа лиц и способной  дать советы по улучшению как содержания, так и формы будущего выступления. Для выработки уверенности репетиция может проводиться оратором и без слушателей, а также с использованием современных звукозаписывающих средств.

После тщательно проведенной подготовительной работы оратор может выходить со своей речью к реальной аудитории.

 

Особенности коммуникативного этапа в  публичном выступлении

 

Публичная речь как реальность, как свершившийся факт рождается только во время выступления перед аудиторией, только в процессе непосредственного взаимодействия с ней.

Любое выступление – это сложное многоуровневое явление, так как оратору приходится говорить, думать, слушать, чувствовать, анализировать. В процессе выступления оратор осуществляет следующие виды деятельности:

-творческую (совместное творческое мышление оратора и аудитории – наиболее ответственное в  искусстве публичного выступления; ведущая роль при этом принадлежит оратору, который мыслит и тем самым заставляет думать аудиторию, одухотворяет слушателей);

-информационно-коммуникативную (передача знаний, сообщение информации, убеждение аудитории – главная функция оратора; благодаря яркому, впечатляющему по форме и разнообразному, интересному по содержанию выступлению речь оратора приобретает убедительность, доходчивость);

-аналитическую (слушая аудиторию, наблюдая выражение лиц слушателей, их мимику, следя за работой аудитории в процессе выступления, чувствуя атмосферу в ней, оратор осуществляет анализ взаимодействия с  аудиторией, степени установившегося контакта ).

 С самого начала выступления оратор должен максимально овладеть собой, своими мыслями и чувствами, настроить их в соответствии с конкретными условиями и контролировать в ходе всего выступления.

На характер, результаты выступления оратора существенное влияние оказывает форма подачи материала. Кажется, проще всего было бы выйти на трибуну и прочитать текст речи по рукописи, но такое выступление не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, если отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией. Психологи установили, что в таком случае содержание получасового выступления усваивается лишь на 17 %.

Некоторые пытаются заучивать текст речи. В определенных случаях это оправдано. Когда офицеру приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, лучше произнести заранее приготовленный и заученный текст. Ведь в таких условиях читать текст речи – это заведомо обречь себя на поражение, а неточно сформулированная  и произнесенная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут серьезно навредить оратору.

Военному оратору часто приходится выступать с лекциями, докладами, сообщениями, когда заучивать текст полностью бессмысленно и неэффективно. В таких продолжительных по времени выступлениях у оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал памяти, сильное волнение, затянутость паузы, прерывистая речь и т. д. В таком случае рекомендуется выступление с опорой на написанный текст (подробный или неподробный конспект, план с цитатами).

При любом выступлении неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, поведением аудитории. Оратор должен быть готов к таким моментам, чтобы из-за них не нарушалась общая логика, стиль речи. Импровизация здесь возможна только на базе больших,  предварительно полученных знаний. Экспромт может возникнуть только у человека, который имеет соответствующий запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями. Успех устного выступления на 9/10 определяется подготовкой оратора. Только вдумчивая работа над содержанием речи, изучение различных способов воздействия на сознание и чувства аудитории позволяет рассчитывать на эффективность речи.

 

Содержание посткоммуникативного этапа в  публичном выступлении

 

Анализ результатов публичного выступления – это школа, учеба, которая является ступенькой в становлении и совершенствовании каждого офицера как оратора, лектора, пропагандиста. Анализируя вопросы слушателей, подводя итоги своего выступления, оратор определяет, насколько оно было эффективным, насколько усвоили и как восприняли слушатели основное содержание речи. Это дает оратору возможность восполнить определенные пробелы в выступлении, исправить ошибки, внести уточнения. Следовательно, основными задачами, решаемыми в ходе посткоммуникативного этапа, являются:

- сравнение поставленной перед публичным выступлением цели с полученными результатами;

- анализ возможных неудач, промахов, ошибок, допущенных в ходе публичной речи;

- определение форм, методов и средств дальнейшей коммуникации с данной аудиторией или по данной теме.

Таким образом, искусство и мастерство публичного выступления – это феномен живой речи, поэтому оно должно оцениваться не только в момент произнесения, но и анализироваться впоследствии. Само публичное выступление является творческим актом, продуктом гигантского умственного труда. Мелочей здесь нет. В публичном выступлении важны, значимы все три взаимосвязанных этапа его подготовки и проведения. Успех выступления офицера как в теоретическом, так и в методическом отношении определяется его повседневной подготовкой, тщательностью работы над содержанием и формой конкретного выступления, умением устанавливать и поддерживать контакт с различными аудиториями, способностью всесторонне оценивать результаты своего взаимодействия со слушателями.

 

Выводы по главе

1. Публичное выступление – весьма сложное образование. Оно требует серьезной, продуманной подготовительной работы, опирающейся на знание методов, которые формируются в самых разнообразных областях науки – логики, психологии, этике и т.д.

2. В процессе подготовки и проведения публичного выступления выделяют три основных этапа: подготовительный, непосредственного выступления и анализа результатов взаимодействия с аудиторией.

3. Каждый этап оказывает значительное влияние на конечный результат выступления. Осуществляя последовательную, целенаправленную подготовку к каждому конкретному выступлению, оратор совершенствует свою риторическую подготовку, шлифует мастерство лектора, пропагандиста, педагога.

 

 

Контрольные вопросы и задания

Из чего складывается повседневная подготовка оратора к публичному выступлению?

Раскройте основные  задачи, возникающие при разработке ораторской речи.

Охарактеризуйте основные методы изложения материала в ходе публичного выступления.

Какие недостатки в построении речи снижают ее эффективность?

Назовите общие принципы построения публичного выступления.

Раскройте содержание и особенности коммуникативного и посткоммуникативного этапов в практике публичного выступления.

Используя хрестоматию «Ораторское искусство лектора» и предложенную в данной главе методику, оцените по основным критериям одну из предложенных речей.

 

Литература

Апресян Г.З. Ораторское искусство. -М., 1972.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. -Р-Д, 1999.

Волотовский А.А. Методика подготовки и проведения публичного выступления командира. -Коломна, 1998.

Гурвич С.С., Погорелко В.Ф., Герман М.А. Основы риторики. -Киев, 1988.

Дорогова Л.Н. Основы мастерства публичных выступлений. -М.: ВПА, 1989.

Михайличенко Н.А. Риторика. -М., 1994.

Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. -М., 1989.

Ораторское искусство лектора: Хрестоматия. -М., 1986.

Риторика/Автор-сост. И.Н. Кузнецов -Минск, 2000.

Стешов А.В. Ораторское искусство высшей военной школы. -Л., 1990.

Шейнов В.П. Риторика. -Минск, 2000.


[1] Кони А.Ф. Советы лектору // Об ораторском искусстве. -М., 1973. -С. 172.

[2] Цит. по: Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. - Л., 1990. -С.115.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика