prepod

Путь к Файлу: /ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / МПВ - Пыханов / Глава 4.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   prepod
Добавлен:   16.04.2015
Размер:   69.5 КБ
СКАЧАТЬ

Глава 4. Логика в публичной речи военного оратора

 

Ораторское искусство - комплексная дисциплина, включающая в себя различные аспекты языкового общения: рациональный, эмоциональный, логический, психологический. Устное публичное выступление всегда привлекает ярко выраженной эмоциональностью, художественностью, но в любом случае оно должно опираться на логическую организацию речи. Отсутствие логики в выступлении нельзя компенсировать ни психологическими приемами, ни образностью языка, ни выразительным голосом. Поэтому военному оратору необходимо уметь правильно и логично мыслить, последовательно строить свое выступление, давать аргументированные ответы на вопросы аудитории, то есть опираться на логику, обладать высокой культурой мышления.

 

Особенности проявления логики в публичном выступлении

 

Логика - наука о формах и законах человеческого мышления, способах построения и развития системы научного знания.

Логика применяется как метод во всех областях знания и является философской наукой. Как же используется знание логических законов и операций в профессиональной деятельности оратора?

Приступая к подготовке своего будущего выступления, оратор сразу же сталкивается с проблемами: как сформулировать ту или иную мысль, чтобы сделать ее более ясной, каким образом расположить материал речи, как использовать имеющиеся факты и аргументы. Все эти проблемы будут успешно разрешены при условии высокой логической культуры оратора, которая складывается из умения логически мыслить и логически излагать.

Цель логического мышления - установление нового знания, выведение неизвестных знаний из известных. Здесь логика рассуждений выступает как средство познания.

Логика изложения служит доведению известной истины до конкретной аудитории, убеждению или побуждению ее к определенному действию. В этом случае логика – средство управления познанием, приспособление для передачи мыслей от одних людей к другим, средство коммуникации знаний.

Таким образом, логичность публичной речи – следствие знания логики как науки и риторики как совокупности словесных средств и форм выражения мыслей. В публичном выступлении военного оратора логичность речи означает:

·  наличие четкой структуры устного выступления, стройности и последовательности в изложении материала;

·  отсутствие противоречивости в рассуждениях, строгое следование основным законам формальной логики;

·  ясное и недвусмысленное изложение  мыслей;

·  доказательное изложение материала.

Четкая структура, стройность и последовательность выступления

 

Четкая структура и стройность выступления означают постоянную взаимосвязь между элементами сообщаемой информации, последовательность – определенный порядок изложения материала устного выступления, когда каждая последующая мысль увязана с предыдущей. Для обеспечения стройности и последовательности выступления необходимо тщательно продумать план речи, оформить ее композицию.

План отражает внутреннюю структуру выступления; это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому, содержательная схема речи. План может быть простым и сложным (сложный  является совокупностью планов разработки отдельных вопросов и более удобен для оратора). По ходу подготовки речи план многократно уточняется, конкретизируется, а затем оформляется окончательно в план-тезисы, план-конспект или план-сценарий, по которому и проходит публичное выступление.

Одно из важных условий обеспечения стройности и последовательности выступления, а следовательно, и логичности речи – ее композиционное оформление. Подобрав материал по выбранной теме, оратор обязательно должен продумать, как расположить его, в какой последовательности. При этом возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

В отличие от плана, то есть внутренней структуры речи (что из чего вытекает), композиция публичного выступления – это его реально-речевая, внешняя структура (что за чем и как излагается). В ней отражается взаимное расположение и соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объему, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов.

Когда говорят о композиции ораторской речи, то обязательно учитывают, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. В классической модели элементы композиции - это:

·  вступление;

·  основная часть, включающая определение предмета, изложение, подтверждение, опровержение;

·  заключение.

Каждый элемент композиции имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при подготовке публичного выступления. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. И с точки зрения логики, и с позиций психологии восприятия очень важными являются первый и последний элементы, то есть начало и конец речи. Речь должна быть стройной и пропорциональной, и по правилу, предложенному еще Леонардо да Винчи, по объему начало и конец речи не должны превышать одной трети всего выступления.

Для того чтобы главная мысль была воспринята правильно и точно, необходимо вхождение слушателей в тему, постановка проблемы. Этому служит начало речи. За счет вступления решается задача установления интереса и привлечения внимания (как к содержанию, так и к самой личности оратора). Различают три основных вида вступлений: простое (когда оратор практически сразу приступает к изложению темы, ограничившись лишь приветствием или обращением); косвенное (когда оригинальный и развернутый зачин подготавливает слушателей к восприятию сложного предмета речи, помогает овладеть вниманием аудитории, в некоторых случаях – преодолеть ее нежелание слушать); внезапное (применяется редко, суть его состоит в резко эмоциональном начале).

В основной части раскрывается суть предлагаемых идей, предложений, оценок. В ней происходит развертывание темы, обычно включающее в себя следующие элементы: изложение, аргументацию, опровержение. Здесь реализуются главные целевые установки оратора: сообщить  информацию, изложить свою точку зрения и доказать ее (или опровергнуть точку зрения оппонента), убедить аудиторию, побудить ее к конкретным действиям. Для достижения этих целей оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы психологии восприятия живой речи.

Заключение же должно закрепить мысль, способствовать лучшему усвоению содержания выступления, усилить впечатление от сказанного, связать начало и конец речи. В заключении кроме того мотивируется деятельность собеседников. Итог речи должен логически вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным. Заключение, объединяя всю аргументацию, обладает сильным эмоциональным зарядом, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию. Убедительное и яркое заключение хорошо запоминается слушателями, оставляет хорошее впечатление о речи.

Итак, работа над планом, композицией любого публичного выступления (будь это монолог или диалог) – процесс творческий, имеющий первостепенное значение для конечного успеха всей речи. Каждое выступление, если оно хорошо продумано, есть результат большой предварительной работы и отражает особенности, интересы, склонности самого выступающего.

 

Отсутствие противоречивости в рассуждениях, строгое следование законам формальной логики

 

Законы логики лежат в основе различных умозаключений, доказательств, опровержений. Их нарушение приводит к утрате определенности, последовательности и доказательности в рассуждении, порождает противоречивость. Рассмотрим, в чем суть этих законов и как военному оратору необходимо использовать их требования в ходе подготовки и проведения публичного выступления.

Закон тождества:  каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание.

Суть закона тождества в том, что в правильном мышлении всякое утверждение формируется точно, однозначно и не подменяется другим утверждением. Закон тождества следует особенно учитывать в условиях спора, дискуссии (они должны начинаться с установления точного смысла понятий, составляющих суть предмета разногласий), а также при использовании недостаточно четко определенных понятий.

Необходимость строго следовать требованиям этого закона вовсе не означает, что предмет, явление, событие нельзя характеризовать всесторонне, описывать разные его качества. Но в каждом конкретном рассуждении предмет мысли должен оставаться неизменным. Закон требует в любом публичном выступлении определенности мысли и направлен против расплывчатости, беспредметности суждений.

Закон противоречия:  не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении.

По дошедшим до нас сведениям, впервые этот закон был сформулирован Аристотелем. Он считал его основным принципом мышления. Знание закона противоречия помогает военному оратору быть последовательным в мышлении, в изложении своей точки зрения, позволяет избежать двусмысленности, логической противоречивости при анализе фактов, событий, явлений, при оценке процессов, происходящих в обществе, в Вооруженных силах.

Закон противоречия не отрицает реальных противоречий, существующих в объективной действительности. Противоречия в природе и обществе служат внутренним источником развития предметов и явлений объективного мира. Логическое противоречие – следствие нарушения норм правильного мышления. Формальная логика, не отрицая реальных противоречий, требует, чтобы и о противоречивых явлениях мыслили непротиворечиво, логически правильно.

Закон исключенного третьего: из двух противоположных суждений, высказываний об одном и том же в одно и то же время – одно непременно истинно.

Из этого закона следует, что нельзя быть одновременно согласным с двумя взаимоисключающими утверждениями. Два противоречащих суждения не могут быть одновременно истинными, но также и одновременно ложными. Соблюдение закона исключенного третьего обязательно для правильного ведения дискуссии, полемики, так как требования этого закона не позволяют уклоняться от признания истинным одного из двух противоречащих друг другу высказываний и пытаться найти нечто среднее между ними. Нарушение требований данного закона приводит к логическому противоречию в высказываниях, что препятствует принятию справедливого решения.

Закон достаточного основания: всякое положение считается достоверным в том случае,  если оно доказано (т.е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно признается истинным).

Суть этого закона заключается в том, что всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами, утверждениями), истинность которых проверена практикой. Закон отражает причинную связь, существующую между предметами и явлениями в природе и обществе, и не допускает голословности утверждений и выводов. Достоверность любой мысли должна быть подтверждена необходимым количеством убедительных аргументов.

Рассмотренные основные формально-логические законы – это законы правильного мышления. Все требования этих законов имеют исключительное значение для практики выступления военного оратора, речевого общения в целом. В самом общем плане их можно выразить в следующем положении: правильное рассуждение должно быть определенным, ясным, четким, последовательным, непротиворечивым, обоснованным и доказательным. Знание и сознательное применение законов логики дисциплинируют мышление военного оратора, повышают его культуру, позволяют сделать любое выступление более аргументированным и эффективным, помогают избегать логических ошибок в процессе доказательства истинности обсуждаемого и в ходе опровержения ложных утверждений.

 

Ясное и недвусмысленное изложение  мыслей

 

Ясное и четкое изложение  мыслей обеспечивается прежде всего проведением правильных операций с понятиями, строгим отношением к процедуре определения понятия. Одно из основных правил логики можно сформулировать так: прежде чем говорить о чем-либо, надо определиться в исходных понятиях.

Понятие выражается либо отдельным словом, либо словосочетанием. Оно обладает определенным содержанием и объемом. Содержание – сумма признаков, образующих понятие (это отличительные признаки рассматриваемого понятия). Объем понятия – совокупность предметов или явлений, имеющих признаки рассматриваемого понятия.

Определение понятия – мыслительная операция, в ходе которой называются отличительные черты рассматриваемого явления или процесса. Основные способы определения понятия – это:

непосредственный показ предметов, название и объяснение действий с ними;

введение нового термина или знака, сокращающего более сложное выражение;

определение через род и видовое отличие;

определение путем перечисления или описания отдельных признаков;

определение через сравнение.

В процессе подготовки к любому публичному выступлению, в процессе речевого общения военный оратор постоянно должен помнить о главных требованиях к определению понятия, пренебрежение которыми неизбежно ведет к логическим ошибкам.

Соразмерность определяемого и определяющего (в правильном определении объемы определяемого и определяющего понятий должны совпадать). С требованием соразмерности связаны две возможные ошибки: слишком широкое определение; слишком узкое определение. В первом случае сфера действия понятия оказывается излишне широкой. Во втором – наоборот, происходит недопустимое сужение объема понятия, и ряд объектов, которые оно должно охватывать, в него не попадут.

Пример нарушения: «Артиллерия – это бог войны», «Военнослужащий – это курсант».

Отсутствие тавтологии, круга в определении. Нарушение этого требования приводит к тому, что  определяющее понятие лишь повторяет определяемое. После такой процедуры его содержание, естественно, проясниться не может, неизвестное по-прежнему остается неизвестным.

Пример нарушения: «Военнослужащий – это человек, являющийся военным».

Неотрицательность определения (оно по возможности не должно содержать в определяющем понятии отрицательных признаков, ибо в таком случае не сообщается существенная информация об определяемом понятии).

Пример нарушения: «Автомат – это не винтовка», «Жидкость – это вещество, которое в обычном состоянии не бывает твердым».

Четкость и ясность определения (слова в определяющей части должны иметь ясный смысл, а используемые в этой части  понятия должны быть хорошо известны и однозначно трактуемы). Нарушение этого требования ведет к двусмысленности определения.

Пример нарушения: «Агностицизм – это одно из направлений скептицизма».

Таким образом, соблюдение логических требований к понятию позволит военному оратору формулировать в процессе публичного выступления ясные, четкие определения, умело излагать свои мысли, кратко и точно их выражать и ответственно относится к ним.

 

 

 

 

Доказательное изложение материала

 

Эффективность публичного выступления, как уже отмечалось, во многом зависит от опоры на логику, от владения искусством аргументации. Оратору необходимо добиваться, чтобы в каждом выступлении перед аудиторией обеспечивалось единство содержательности и доказательности. Он должен так построить свою речь, чтобы слушателям стали ясны цепь  приводимых им доказательств, наиболее важные предпосылки и следствия обсуждаемых положений. Лишь в этом случае в аудитории будет творческая атмосфера коллективного мышления, хорошо аргументированного рассуждения.

В публичном выступлении доказательное, аргументированное изложение своих мыслей достигается оратором с помощью двух логических процедур: доказательства и опровержения. Рассмотрим их более подробно.

Под доказательством в логике понимается рассуждение, обосновывающее истинность некоторого суждения путем выведения его из других суждений, истинность которых уже известна.

Доказательство выполняет несколько взаимосвязанных задач. Главная из них – обоснование истинности выдвигаемых положений, их убедительности и эффективности. Доказательство логически связывает утверждения друг с другом, придавая внутреннюю цельность, устойчивость и последовательность системе убеждений. Обеспечивая бесспорность сведений и приводя их в систему, доказательство помогает также закрепить их в памяти слушателей.

Всякое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать), аргументы (положения, посредством которых обосновывается тезис), демонстрация (логическая связь между аргументами и тезисом).

Задача доказательства – исчерпывающе подтвердить истинность тезиса. Различают доказательства прямое и косвенное. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. В этом случае задача оратора состоит в том, чтобы найти убедительные аргументы, из которых логически вытекает тезис. Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения - антитезиса. Из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего делается заключение об истинности тезиса.

Пример прямого доказательства: «Выступление этого оратора было интересным, так как аудитория внимательно и увлеченно слушала его».

Пример косвенного доказательства: «Выступление этого оратора было интересным, так как если бы оно было скучным, то не вызвало бы столько вопросов и острой, содержательной дискуссии».

В полемике, дискуссии, споре к прямому и косвенному доказательствам часто прибегают одновременно. В этом случае оратор обосновывает свой тезис и показывает несостоятельность антитезиса, то есть идей противника.

В процессе публичного выступления, доказывая те или иные положения, стремясь к логической убедительности, оратор должен знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов, умело избегать ошибок в демонстрации.

Правила построения тезиса

1. Тезис должен быть сформулирован четко, ясно, недвусмысленно. Это требование очень важно, ибо любая ошибка в выборе слова, возможность двоякого истолкования фразы, нечеткая форма изложения мысли – все это сработает против оратора.

2. В ходе доказательства тезис должен оставаться неизменным, то есть должно доказываться одно и то же утверждение. Если это правило не выполнять, то оратор ничего доказать не сможет. В течение всего доказательства нельзя отступать от первоначальной формулировки тезиса.

3. Тезисы не должны содержать внутренних противоречий, частные тезисы не должны противоречить основному. В противном случае будут нарушены требования основных формально-логических законов, что приведет к отсутствию доказательности и убедительности речи.

Основные ошибки в построении тезиса

1. Потеря тезиса. Часто, сформулировав тезис, его забывают и переходят к иному тезису, прямо или косвенно связанному с первым, но в принципе уже другому. В конце концов теряется исходная мысль. Поэтому оратору нужен постоянный самоконтроль, чтобы не терять основную мысль и ход рассуждения.

2. Полная подмена тезиса. Выдвинув определенное утверждение, начинают доказывать нечто другое, близкое или сходное по значению, то есть подменяют основную мысль другой. Подмена тезиса возникает в результате неточности в рассуждениях, когда мы предварительно не формулируем четко свою основную цель, а подправляем и уточняем ее на протяжении доказательства.

3. Частичная подмена тезиса. В ходе выступления пытаются изменить тезис, сужая или смягчая первоначальное слишком общее, преувеличенное или излишне резкое утверждение. Под влиянием контраргументов стремятся смягчить излишне категоричное утверждение, ибо в таком случае его легче защищать. Наоборот, тезис оппонента нередко стараются видоизменить в сторону его усиления или расширения, поскольку в таком виде его легче опровергнуть.

Требования к аргументам

1. В качестве аргументов должны приниматься лишь истинные положения, верность которых доказана ранее или они ни у кого не вызывают сомнения. Новую истинную мысль можно получить только из истинных аргументов.

2. Аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, то есть должно соблюдаться правило их автономного обоснования. Аргумент не должен вытекать из тезиса, не должен прикрываться истинностью того, что сам доказывает.

3. Аргументы, приводимые в поддержку тезиса, должны быть непротиворечивы, то есть не должны содержать одновременно утверждения и отрицания одного и того же в отношении одного и того же предмета.

4. Аргументы должны быть достаточными по силе убеждающего воздействия. Требование вытекает из формально-логического закона достаточного основания и означает, что тезис должен следовать из аргументов с необходимостью, без натяжек и слабых мест.

В практической деятельности ораторов наметилась градация аргументов по силе воздействия на аудиторию. Все аргументы подразделяются на сильные, слабые и  несостоятельные.

Сильными называются аргументы, не поддающиеся критике, опровержению, разрушению. Это:

-суждения из точно установленных фактов;

-положения законов, уставов;

-выводы, подтвержденные экспериментальной проверкой;

-заключения экспертов;

-статистические и некоторые другие обобщения;

-показания свидетелей и очевидцев событий.

Слабые аргументы поддаются критике, сомнению со стороны оппонентов, знающих искусство полемики, владеющих логикой и содержанием рассматриваемого предмета. К ним относятся:

-выводы из недостаточных статистических данных;

-ссылки на малоизвестные слушателям авторитеты;

-аналогии, непоказательные примеры;

-софистические уловки и суждения, построенные на алогизмах;

-вероятные выводы, версии, обобщения.

К несостоятельным аргументам, то есть поддающимся критике с полным разоблачением, дискредитацией относятся:

-суждения на основе подтасованных фактов;

-ссылки на сомнительные, непроверенные источники;

-потерявшие силу решения;

-домыслы, догадки, предположения;

-демагогические уловки;

-апелляции к предрассудкам, невежеству аудитории;

-выдаваемые авансом обещания и посулы.

В зависимости от порядка выстраивания аргументация может быть односторонней и двусторонней. Чем выше уровень подготовленности аудитории, чем она образованнее и критичнее, тем желательнее использование в речи как собственных аргументов, так и мнений противоположной стороны. Если мнения оратора и слушателей в основном совпадают, можно ограничиться односторонней аргументацией. Если они расходятся, если к тому же имеется вероятность столкновения в будущем с контрдоводами, предпочтительнее становится двусторонняя аргументация, ибо на фоне контрастного сопоставления различных точек зрения истина проявляется наиболее ярко и зримо.

Некоторые советы оратору в отношении использования аргументов

1.При выборе аргументов заботьтесь не столько об их количестве, сколько о качестве.

2.Никогда не подменяйте аргумента своим мнением.

3.Избегайте нисходящего порядка расположения аргументов (от самых убедительных к менее убедительным). Придерживайтесь «гомерова порядка» следования аргументов, который обеспечивает наибольшую убедительность речи (сначала сильный по убедительности аргумент, затем масса аргументов средней силы, в конце – один наиболее мощный аргумент).

4. Хотя в большинстве жанров риторики (политическом, академическом, деловом, судебном красноречии) главную роль играют рациональные аргументы (теоретические положения, статистические данные, события, даты и др.), не отказывайтесь от эмоциональной аргументации, которая при умелом использовании может только усилить действенность логических доводов. Баланс между этими двумя видами аргументов так же, как их расположение, число, зависит от типа и жанра выступления, характера аудитории, типа мышления и речи оратора.

Правила по отношению к демонстрации

Существует всего одно правило по отношению к демонстрации, в которое вмещается вся теория умозаключений.

1.Используемые в демонстрации умозаключения должны быть правильными и должны быть соблюдены условия их применимости.

Нарушение этого правила ведет к «ошибке ложного следования». Эта ошибка возникает из-за отсутствия логической связи между аргументами и тезисом, то есть из-за отсутствия связи между тем, чем доказывают, и тем, что доказывают. Она связана с использованием неправильных умозаключений. Человек приводит многочисленные факты, цитирует солидные документы, ссылается на авторитетные мнения. В результате создается впечатление, что его речь достаточно аргументирована. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что исходные положения – аргументы – логически не связываются с конечным выводом – тезисом. Кроме того, многие полагают, что если они связали несколько суждений словами «таким образом», «итак», «следовательно», то между этими суждениями возникла логическая связь. Хотя это далеко не так.

Некоторые советы оратору по отношению к демонстрации

1.При выборе основного способа демонстрации (дедуктивного, индуктивного или по аналогии) учитывайте не только специфику темы и характер материала, но и особенности конкретной аудитории.

2.Помните, что аксиомы всегда усваиваются хуже теорем.

Мастерство публичного выступления военного оратора состоит не только в умении доказывать, но и в умении аргументированно опровергать. Опровержение – это рассуждение, устанавливающее ложность или необоснованность какого-либо тезиса.

Различают три вида опровержения:

-опровержение тезиса;

-опровержение аргументов;

-опровержение демонстрации.

Опровержение тезиса – это рассуждение, устанавливающее ложность тезиса. Это самый эффективный и самый трудный способ опровержения. Обычно проходит двумя способами - прямым доказательством антитезиса и сведением опровергаемого тезиса к абсурду.

Опровержение аргументов – это рассуждение, устанавливающее необоснованность тезиса путем доказательства ложности аргументов. Опровержение аргументов показывает, что приведенной системы аргументов недостаточно для обоснования тезиса.

Опровержение демонстрации – это рассуждение, устанавливающее ошибки в выведении тезиса из аргументов.

Таким образом, доказательства и опровержения – ядро логической аргументации. Искусное и умелое владение этими логическими операциями позволит оратору эффективно добиваться своих целей в процессе публичного выступления, убедительно и доказательно строить свою речь.

 

Некоторые рекомендации по повышению логической культуры офицера

 

Логическая культура – необходимый инструмент, позволяющий военному человеку увидеть истинную сущность явлений, происходящих в современном сложном мире, правильно оценить и показать их специфику, доказательно отстаивать свою точку зрения, убедительно выстраивать систему аргументации в процессе любого выступления. Повышение логической культуры – необходимое условие совершенствования ораторского мастерства, поэтому:

-совершенствуйте свои знания в области формальной логики, изучайте специальную литературу;

-из всех источников стремитесь извлечь пользу, читайте серьезно любую книгу, журнал, газету как потенциальный источник информации;

-регулярно анализируйте особенности логико-композиционного построения выступлений выдающихся ораторов современности, используемой в них системы аргументации;

-разработайте рациональные, удобные для себя способы сбора, хранения и использования информационных материалов для публичного выступления;

-никогда в своем выступлении не используйте непроверенных данных, как бы соблазнительны они ни были;

-постоянно совершенствуйте собственные навыки и умения логико-композиционного построения выступления, доказательного изложения материала;

-обязательно подвергайте все свои выступления строгому логическому анализу, фиксируйте допущенные в ходе общения с аудиторией ошибки, неточные и неудачные выражения, для того чтобы не допустить их впредь;

-постоянно совершенствуйте свое ораторское мастерство, участвуя в спорах, диспутах, в работе научных семинаров и конференций;

-научитесь слушать оппонента, будьте искренне готовы принять его доводы. Это поможет аргументированно отстаивать свою позицию.

 

Выводы по главе

1.Логика публичного выступления предполагает наличие четкой структуры речи, последовательности и объективной обоснованности выдвигаемых положений, богатство аргументации.

2. Высокая  логическая культура военного оратора – необходимое условие убедительности, доказательности публичной речи.

3.Для повышения логической культуры необходимо выработать привычку краткого и аргументированного изложения материала, овладеть различными логическими операциями с понятиями, освоить приемы доказательства и опровержения в ходе спора или дискуссии, создать рациональную систему организации информационного материала для публичного выступления.

 

 

Контрольные вопросы и задания

Какие функции выполняет логика в ораторской речи?

Какие законы формальной логики Вы знаете? Как проявляется действие этих законов в публичной речи военного оратора?

Осмыслите содержание основных законов формальной логики. Попытайтесь самостоятельно найти примеры использования этих законов.

Какие логические ошибки встречаются в наших рассуждениях? Приведите 1-2 примера на каждую из типичных логических ошибок.

Раскройте содержание понятия «композиция речи».

Охарактеризуйте основные элементы композиции.

Сделайте композиционный анализ одной из речей в хрестоматии «Ораторское искусство лектора».

Перечислите основные требования к логической процедуре определения понятия.

Раскройте структуру доказательства. Охарактеризуйте ее элементы.

Какие виды аргументов Вы знаете?

Какие требования к выдвигаемым аргументам необходимо соблюдать оратору?

Подготовьте небольшое эссе на тему: «Нужна ли логическая культура профессиональному военному?».

Литература

Апресян Г.З. Ораторское искусство. -М., 1972.

Бузук Г.Л, Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах. -М: ГА ВС, 1992.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. -Р-Д, 1999.

Дорогова Л.Н. Основы мастерства публичных выступлений. -М.: ВПА, 1989.

Ивлев Ю.В. Логика. -М., 1992.

Логика: логические основы общения. -М., 1994.

Мастерство публичного выступления. -М.:ВПА,1985.

Михайличенко Н.А. Риторика. -М., 1994.

Ораторское искусство лектора: Хрестоматия. -М., 1986.

Практический курс логики для гуманитариев. -М., 1994.

Риторика/Автор-сост. И.Н. Кузнецов -Минск, 2000.

Стешов А.В. Ораторское искусство высшей военной школы. -Л., 1990.

Шейнов В.П. Риторика. -Минск, 2000.

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика