prepod

Путь к Файлу: /индустриально-экономический колледж / Образовательная революция.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   prepod
Добавлен:   16.04.2015
Размер:   89.5 КБ
СКАЧАТЬ

                                                                                                Образовательная революция

В одном из первых номеров газеты за этот учебный год (N20 за 10 сентября 1998г.) была помещена заметка о получении университетом супергранта. Наш корреспондент встретился с разработчиком проекта, деканом факультета повышения квалификации бухгалтеров и аудиторов, доцентом кафедры бухгалтерского учета, аудита и анализа, к.экон.н. Т.В. Бобровской и задал ей ряд вопросов, касающихся содержания, задач проекта и т.д. - Насколько я понял, это не грант, а займ и получен он по программе "Поддержка инноваций в высшем образовании". Расскажите, что это за программа?

Международный банк реконструкции и развития предоставил Российской Федерации займ на развитие образования под реализацию т.н. Инновационного образовательного проекта (ИОП). Управление этим проектом по решению Правительства РФ возложено на Национальный Фонд подготовки Кадров (НФПК). Программа "Поддержка инноваций в высшем образовании" является одной из программ ИОП. Основными целями программы продекларированы следующие: - поддержка инициатив и повышение качества образования в области социальноэкономических наук; - совершенствование управления вузами.

Кстати, ИОП реализует и много других программ, связанных с образованием (переподготовка преподавателей, внедрение информационных технологий в сферу образования и др.), и в них могут принять участие как вузы, факультеты, так и отдельные преподаватели.

В качестве стратегической цели нашего проекта мы выдвинули повышение способности Алтайского государственного университета обеспечивать уровень экономического образования, сопоставимый с уровнем образования ведущих университетов России и мира. 2. Что даст этот проект университету? Во-первых, реализация проекта позволит повысить конкурентоспособность АГУ на российском и сибирском рынках, выйти на лидирующие позиции в регионе в области подготовки и повышения квалификации экономических кадров, а также научнопедагогических и преподавательских кадров для всех типов образовательных учреждений, предоставляющих экономическое образование (вузы, техникумы, колледжи и т.д.).

Проект предусматривает в первую очередь реформирование базисных экономических знаний. Его реализация значительно повысит роль и статус АГУ в Западно-Сибирском регионе в области предоставления знаний как по фундаментальным, так и по прикладным экономическим наукам (экономическая теория, менеджмент, маркетинг, экономика и социология труда, бухгалтерский учет и аудит, финансы).

Во-вторых, повысится конкурентоспособность наших выпускников на рынке труда.

В-третьих, в ходе реализации проекта предусмотрено серьезное реформирование организации учебного процесса на экономическом факультете, начиная от изменения образовательных технологий и заканчивая реформированием НИР студентов, что действительно позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг.

В-четвертых, произойдет значительное развитие материально-технической базы: по условиям проекта третья часть средств будет направлена на оснащение учебного процесса новейшей высокопроизводительной техникой (компьютеры 5-го поколения, проекторы на жидких кристаллах, множительная техника и др.). Все это позволит преподавателям освоить и внедрить в учебный процесс современные образовательные технологии.

В свою очередь повышение качества образования должно увеличить спрос на наших выпускников, а значит, увеличить и размер средств от внебюджетной деятельности.

Наконец, это просто повысит рейтинг и университета, и экономического факультета на рынке образовательных услуг.

В последние годы конкуренция здесь резко обострилась: только за последние два года в Барнауле появилось 5 филиалов столичных вузов, на местный рынок пришли и наши коллеги из Томска. Резко активизировал открытие экономических специальностей АГТУ, активно работают Академия экономики и права, ВЗФЭИ.

И местные, и столичные филиалы составляют конкуренцию в первую очередь экономическому и юридическому факультетам, открывая "модные" специальности, прежде всего бухгалтерский учет и аудит, менеджмент, правоведение. Если судить по мощной и даже агрессивной рекламе, которая ими проводится, они не стеснены в деньгах. Многие абитуриенты, соблазнившись названиями столичных вузов (к примеру, Московский государственный университет культуры, Санкт-Петербургский институт экономики и финансов), обещаниями освободить юношей от армии (?!), а также тем, что попасть туда можно без экзаменов, несут туда свои деньги. Причем деньги, как оказалось, немалые: годовая стоимость обучения в одном из московских филиалов составила 10 тысяч рублей. Все это привело к резкому сокращению абитуриентов АГУ, поступающих на целевой и особенно на дополнительный набор. И конечно, в условиях резкого сокращения бюджетного финансирования такой отток внебюджетных средств больно бьет по "карману" университета.

Чем в этих условиях может ответить АГУ вузам-конкурентам? Думаю, только повышением качества нашего "продукта" - образовательных услуг. Надо выделить конкурентные преимущества: в чем университет сильнее, что мы можем противопоставить другим вузам? К конкурентным преимуществам университета можно отнести фундаментальную подготовку специалистов, научно-исследовательскую деятельность, т.е. то, чего не могут предложить частные вузы или бизнес-школы. И именно наши преимущества надо подчеркивать при организации рекламной кампании, а не ограничиваться стандартным объявлением "АГУ начинает прием документов по следующим специальностям:". Если ничего не менять в методике и технологиях обучения, к нам скоро никто не пойдет даже на бюджетный набор. 3. Каковы сумма займа и условия его предоставления?

Общая сумма займа - 400 тысяч долларов США.

Условия предоставления займа предполагают софинансирование проекта вузом, вклад вуза - 100 000 долларов. Таким образом, общая сумма проекта составляет 500 тысяч долларов. Поскольку это не грант, а займ, то предусмотрено его частичное погашение в размере 20%. Это 80 тысяч долларов.

Погашение предусмотрено равными долями в течение 11 лет, начиная с 2002 года. Проект рассчитан на четыре года, т.е. средства займа будут предоставляться с 1998 г. по 2002г.

Одним из условий предоставления займа было обязательство университета ежегодно проводить аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности с публикацией аудиторского заключения в открытой печати. Проектом также предусмотрена организация в университете службы внутреннего аудита, которая будет осуществлять внутренний контроль за расходованием внебюджетных средств. 4. Не повлияет ли текущий финансовый кризис на решение о выделении займа?

Финансовый кризис здесь абсолютно никак не может помешать. Во-первых, займ МБРР Россией уже получен, и именно для того, чтобы распределить выделенные средства, среди российских вузов был организован конкурс проектов. Во-вторых, займ предоставляется в долларах США. В-третьих, решение о выделении средств займа университету принято еще в июне, о чем руководство АГУ было официальное извещено. В августе НФПК прислал в университет договор, который подписывается вузом, Министерством общего и профессионального образования РФ, Министерством финансов РФ и НФПК. 5. Вы сказали, что среди вузов был организован конкурс. Сколько было вузовучастников? Как, по каким критериям проходил отбор проектов и почему, на Ваш взгляд, наш университет попал в число победителей?

Насколько мне известно, в конкурсе участвовало 86 вузов, повезло - шестнадцати. Оценку и отбор проектов проводили соответствующие экспертные комитеты, в частности, наш проект оценивался комитетом по экономической теории. Затем на основе экспертных заключений Совет директоров решал вопрос о финансировании либо об отклонении проекта.

Отбор проходил по следующим критериям: - инвестиционная надежность вуза и достаточность его потенциала для реализации проекта; - образовательное качество проекта, т.е. ожидаемое качественное изменение образования в вузе благодаря реализации проекта; - открытость, ясность и обоснованность задач; - степень новизны; - рыночная ценность, т.е. соответствие результатов проекта потребностям рынка; - перспективы распространения результатов проекта и их влияние на сферу высшего образования; - качество организации и управления проектом; - меры по совершенствованию управления вузом.

Почему мы выиграли конкурс? Во-первых, проект был высоко оценен экспертами, которые отметили его деловой, конкретный характер, нацеленность на правильно сформулированные задачи. Во-вторых, содержание проекта, видимо, отвечало перечисленным выше критериям: он действительно содержит инновационные идеи, отвечая названию Программы: "Поддержка инноваций в высшем образовании". Основные идеи проекта соответствуют задаче приближения вуза к уровню ведущих российских и зарубежных вузов.

Но посмотрите: ведь даже сам факт предоставления Алтайскому госуниверситету займа говорит о высоком потенциале вуза, о том, что нас высоко оценили. МБРР просто так деньги не дает, и то, что нам их все-таки выделили, говорит о доверии к вузу, о том, что вуз имеет высокую инвестиционную надежность.

Кроме того, проект многоплановый, он предусматривает работу по 12 направлениям деятельности вуза. Проект массовый, т.е. в его реализации примет участие большинство преподавателей экономического факультета (более 50 чел.).

Но в нем будут задействованы не только экономисты, но и преподаватели других факультетов: физического, химического, географического и особенно математического, а также кафедры иностранных языков. В числе участников такие подразделения университета как Центр оценки качества знаний, Центр дистанционного образования, Центр мультимедиа-технологий, и, конечно же, Internet-Центр. 6. Как и на какие цели будут расходоваться средства займа? Предусмотрена ли выплата заработной платы участника проекта? Средства будут расходоваться по смете, которая составлена в соответствии с рекомендованными нормативами.

По международным стандартам все затраты проекта делятся на три категории.

Категория "Товары" включает приобретение компьютеров, оргтехники, ТСО, учебных материалов. Категория "Услуги" включает консультации экспертов, организацию конференций, семинаров, затраты на повышение квалификации и переподготовку преподавателей, стипендии и стажировки за рубежом и в России, подготовку учебных материалов. Категория "Работы" включает монтаж и наладку оборудования и ремонт аудиторий.

Такая статья затрат как "Заработная плата" в нашем традиционном понимании проектом вообще не предусматривается. Каждый доллар надо будет отрабатывать. Кроме того, финансирование проекта так построено, что очень просто позволяет контролировать ход его реализации. Транш первого года составляет очень незначительную величину - всего 4 тыс. долларов, второго года - побольше, наибольший же размер поступлений пойдет в течение третьего года. Контроль использования средств займа будет очень жесткий, и если мы не сможем выполнить программу первого и второго года, то возможно расторжение договора и прекращение выплат по займу. Поэтому, если мы действительно хотим добиться тех целей, которые поставил перед собой университет, надо будет очень много работать и четко соблюдать график мероприятий, запланированных в проекте. 7. И в чем же состоят потребности, из которых исходил проект?

Потребность в подготовке нашего проекта объясняется несколькими причинами. Во-первых, это общая ситуация, которая сложилась в экономике страны, в регионе. В ходе массовой приватизации большинство предприятий не были подвергнуты серьезной реорганизации. На больших и средних предприятиях не прошла реструктуризация. Местные предприятия в силу специфики региона испытывают острую потребность в реформировании, в разработке стратегии развития, бизнес-планов и инвестиционных проектов.

Крайне неудовлетворительны структура и возможности предприятий в сфере маркетинга. Персонал не может квалифицированно оценить состояние местного, отечественного и особенно зарубежного рынка, определить положение своего предприятия на рынке для того, чтобы выработать стратегию развития. Отсутствие знаний и навыков исследования рынка, систем управления качеством приводит к тому, что предприятия по-прежнему производят неконкурентоспособную продукцию.

Для того, чтобы выжить, адаптироваться к новым условиям, предприятия должны провести перестройку практически всех элементов экономики. Специалисты же, подготовленные в доперестроечный период, сделать это не в состоянии: нет современных экономических знаний, нет опыта работы в рыночных условиях. Ситуация осложняется и тем, что рынок консалтинговых услуг находится в начальной стадии развития, и в крае практически отсутствуют консалтинговые фирмы, способные в комплексе решать проблемы предприятия.

Недостаточная компетентность руководителей и специалистов практически всех уровней управления диктует необходимость подготовки и переподготовки экономических кадров, которые владели бы методологией экономической деятельности (анализ, выявление противоречий, оценка и т.п.), методами управления в разных сферах и отраслях.

Во-вторых, ситуация в сфере образования.

Необходима перестройка системы образования, его приближение к мировому уровню. Дальнейшее развитие образования невозможно без интеграции в мировое академическое сообщество, без установления и поддержания профессиональных контактов в различных формах (участие в международных научных конференциях и семинарах, получение грантов международных организаций и фондов, использование современных средств связи и информации). Потребности рыночной экономики диктуют необходимость подготовки преподавателей социально-экономических дисциплин,: - способных изучить и использовать мировой опыт экономического развития, - способных внедрить в учебный процесс современные образовательные и информационные технологии.

В системе экономического образования ощущается недостаток преподавателей с инновационным образом мышления, которые в полной мере владели бы методологией и конкретными знаниями в сфере экономической реформы, а также современными технологиями обучения студентов. Профессиональные контакты преподавателей экономических дисциплин с мировым академическим сообществом недостаточны из-за незнания иностранных языков, неумения работать с глобальными информационными сетями.

Да что говорить о глобальных сетях, если многие преподаватели не умеют работать с компьютером, не представляют, какие возможности он открывает для изменения технологий обучения!

Действующие учебные планы и программы воспроизводят прежнюю систему экономического образования, направленную в основном на узкопрофессиональную подготовку экономистов (бухгалтерский учет, экономика труда и т.д.), и не позволяют им в достаточной мере получить познания в области методологии экономической деятельности (анализ, выявление противоречий, оценка и т.п.).

Необходимо не только перестроить преподавание базовых дисциплин, но и существенно увеличить количество дисциплин по выбору, ввести в учебные планы новые дисциплины по выбору, отвечающие современным требованиям (эконометрика, теория фирмы, теория мировой экономики, теория рынков и др.). Надо резко усилить роль математики в подготовке экономистов, так как современный экономист должен владеть методологией проведения системного анализа, экономикоматематического моделирования, методами математической статистики и т.д.. Преподавание экономико-математических дисциплин должно развивать у студента способность к системному мышлению, количественному анализу и моделированию социально-экономических систем и процессов. (Думается, что при поступлении на экономический факультет одним из вступительных экзаменов все-таки должна быть математика, как это было раньше. Иначе мы и дальше будем встречать студентов, которые складывают проценты с коэффициентами. И это не шутка, недавно одна из студенток 4 (!) курса, произведя подобную операцию, еще и пыталась доказать мне свою правоту).

Сегодня нужны гибкие учебные планы, которые, во-первых, давали бы каждому студенту возможность выбирать индивидуальную стратегию обучения, а во-вторых, предоставляли бы возможность междисциплинарного образования. Именно этим критериям отвечает подготовка не по специальностям, которые все-таки задают жесткие правила, а по направлениям, предоставляющим студентам большую степень свободы в выборе дисциплин.

Согласно этим потребностям в содержание проекта были заложены следующие идеи: - реформирование методики и организации учебного процесса за счет пересмотра учебных планов и программ, приближение учебных планов (по содержанию, структуре и степени сложности) к аналогичным учебным планам зарубежных вузов; - академическая экспертиза учебных планов экспертным советом с участием зарубежных и российских консультантов, аккредитация программ обучения; - усиление требований к профессиональной и педагогической подготовке преподавателей и приближение их квалификации к международным требованиям; - установление устойчивых долгосрочных связей с мировым академическим сообществом в различных формах (партнерские отношения с зарубежными и ведущими российскими вузами, академические обмены, участие преподавателей в международных конференциях, использование глобальных информационных сетей); - улучшение преподавания иностранных языков; - качественное изменение технологии предоставления образовательных услуг за счет внедрения современных форм и методов обучения (дистанционное обучение, деловые игры по методу case-studie, создание и использование мультимедийной продукции); - создание современной системы оценки знаний студентов (тестирование, входной, промежуточный и итоговый контроль), увеличение доли письменных работ, внедрение унифицированных систем оценки знаний студентов; - создание условий для расширения самостоятельной работы студентов за счет сокращения часов академических занятий, развития дистанционного обучения, улучшения методического обеспечения учебного процесса, улучшения условий для работы с информационными сетями, мировым библиотечным фондом); - участие студентов в международных образовательных программах, реформирование системы управления научно-исследовательской работой студентов; - разработка механизма выявления и подготовки молодых талантливых преподавателей, стимулирование творческой активности преподавателей и студентов; - реформирование системы управления вузом, создание условий для внедрения инноваций, укрепление материально-технической базы. 8. В связи с тем, что большое число преподавателей и сотрудников университета будет задействовано в проекте, расскажите, пожалуйста, подробнее об основных мероприятиях, которые предусматривается выполнить.

Подробный рассказ займет очень много времени. Я остановлюсь на основных направлениях проекта.

Они делятся на два больших блока: реформирование академической деятельности и реформирование системы управления вузом.

Расскажите сначала о перестройке учебного процесса.

Здесь в первую очередь предусматривается пересмотр учебного плана по направлению 5216 - "Экономика" и подготовительная работа по открытию магистратуры по этому же направлению. Подготовка нового учебного плана является базовым мероприятием проекта, от которого зависят практически все дальнейшие направления проекта (экспертиза нового учебного плана, переподготовка преподавателей, разработка новых учебных курсов и т.д.). Его принятие призвано полностью изменить преподавание экономической теории как базового курса в программе подготовки бакалавровэкономистов.

Из действующего учебного плана будет изъят ряд дисциплин и введены новые дисциплины, отвечающие современным требованиям развития экономики, будут введены новые дисциплины, базовые и продвинутые курсы, увеличено количество элективных дисциплин и дисциплин по выбору. По степени сложности учебный план должен быть приближен к учебным планам зарубежных и ведущих российских вузов.

В рамках проекта будет также подготовлен каталог учебных программ экономического факультета по направлению "Экономика". (Такие каталоги имеет каждый зарубежный вуз и начинают делать ведущие российские вузы, МГУ, например).

А кто будет оценивать сложность учебного плана?

Подготовленные учебные планы должны пройти академическую экспертизу в экспертном совете, куда войдут зарубежные и российские преподаватели-эксперты, имеющие мировую известность. Экспертный совет даст заключение о качестве и сложности представленных учебных планов и программ. После этого должна быть проведена государственная аккредитация направления "Экономика".

После пересмотра учебных планов преподаватели займутся разработкой новых учебных курсов, подготовкой 30 учебных пособий по таким базовым курсам как макро- и микроэкономика, теория переходной экономики, институциональная экономика, финансовые рынки и т.д.

Предполагается также подготовка 15 практикумов по экономико-математическим дисциплинам. Это эконометрика, производственные функции, экономическая кибернетика, модели экономической динамики, информационные ресурсы Internet, многомерный статистический анализ, методы принятия решений в условиях неопределенности и др. Здесь как раз большая роль отводится преподавателям математического факультета. Часть пособий будет готовиться математиками и экономистами совместно.

Как можно понять даже из названий, курсы сложные. Способны ли наши преподаватели освоить эти курсы и подготовить пособия?

Наши преподаватели способны на все. Потенциал велик, но, конечно, нужна будет и помощь. Проектом предусмотрено выделение значительных средств на повышение квалификации и переподготовку преподавателей. В частности, ряд преподавателей будут направлены на стажировки в зарубежные вузы для ознакомления с содержанием и организацией учебного процесса. Значительное число преподавателей пройдут двухмесячную стажировку в МГУ. Пятнадцать человек будут направлены в командировки в ведущие научные библиотеки (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Новосибирск) для подготовки учебных пособий. Таким образом, каждый преподаватель, задействованный в проекте, получит возможность в той или иной форме повысить свою квалификацию, а завершиться это должно разработкой нового курса или подготовкой учебного пособия.

Очень важное направление проекта, на которое мы возлагаем большие надежды, - это развитие современных методов обучения и оценки знаний студентов. Здесь предполагается подготовка 3 компакт-дисков для дистанционного обучения ("Маркетинг и менеджмент", "Финансы, учет и анализ", "Математика для экономистов"), подготовка электронных версий разработанных преподавателями учебных пособий и практикумов, разработка деловых игр, проблемных ситуаций по методу case-studie, подготовка тестов разной степени сложности для контроля знаний студентов. Здесь будет задействовано много преподавателей, а также сотрудники Центра дистанционного образования, Центра мультимедиа-технологий, Центра оценки качества знаний.

Я уже отмечала, что современное образование немыслимо без интеграции в мировое академическое сообщество, установления контактов с отечественными и зарубежными научными центрами. В смете проекта запланированы значительные средства на участие преподавателей в международных конференциях. Предполагается также приглашение в АГУ преподавателей зарубежных и ведущих российских вузов для проведения занятий. К примеру, зарубежным коллегой будет проведен семинар для преподавателей, посвященный методике и методологии разработки case-studie. В зарубежных вузах они широко используются при подготовке студентов, нам тоже нужно осваивать эту форму обучения.

Проект предусматривает не только финансирование участия наших преподавателей в международных конференциях. В конце 2001 г. предполагается проведение на базе АГУ международной конференции "Инновации в высшей школе" с числом участников 200 чел., на которой, я думаю, наши преподаватели уже смогут поделиться опытом внедрения инновационных образовательных технологий.

Кроме того, проект предполагает активизацию общения с зарубежными коллегами с помощью Internet, для чего сотрудники Internet-Центра и кафедры информационных технологий в экономике должны, во-первых, подготовить соответствующее учебное пособие, а во-вторых, организовать обучение преподавателей факультета и АУП работе с глобальными информационными сетями.

Развитие международных контактов невозможно без знания иностранных языков. Наши преподаватели, насколько мне известно, здесь не сильны. Как же они будут общаться с зарубежными коллегами?

Хороший вопрос, но на него есть и хороший ответ: одним из направлений проекта является улучшение преподавания иностранных языков. Без знания иностранных языков трудно приобщиться к современным научным и образовательным достижениям. Сметой проекта запланировано 10 тыс. долларов на организацию на экономическом факультете лингафонного кабинета на 15 посадочных мест. В Internet мы нашли информацию о мировом лидере в производстве лингафонного оборудования. Это финская фирма Teleste, которая поставляет оборудование в комплекте с мебелью. Далее. Должна подвергнуться реформированию учебная программа курса иностранного языка. Отдельная статья расходов запланирована на пополнение библиотечного фонда учебниками по изучению иностранных языков, современной экономической литературой на иностранных языках, а также на приобретение современных учебных материалов для их изучения (на компакт-дисках, аудио- и видеоносителях).

Но преподаватели кафедры иностранных языков не будут пассивными наблюдателями. Они должны будут также подготовить три мультимедийных курса (английский, немецкий и французский языки), организовать курсы для преподавателей и АУП университета по изучению иностранных языков.

Таким образом, тем преподавателям, которые все-таки "захотят приобщиться:", будут созданы условия для изучения иностранного языка.

Мы все время говорим о преподавателях. А предусматривает ли проект что-либо в отношении студентов?

Вообще все, что будет делаться в рамках проекта, направлено в конечном счете на студента: для него будут учиться наши преподаватели, для него они будут готовить свои пособия и изучать иностранный язык!

Но и самого студента наш проект, конечно же, не мог обойти стороной. Несколько лучших студентов-бакалавров будут направлены на стажировку в зарубежный вуз с оплатой транспортных расходов, суточных (причем весьма немалых!) и проживания. Им останется посвятить себя только учебе.

Также ежегодно на конкурсной основе будут предоставляться факультетские гранты студентам, занимающимся научной работой, проводиться научные студенческие конференции и конкурсы на лучшую студенческую работу в вручением поощрительных премий. Лучшие работы будут размещаться в сети Internet.

А где будут проходить стажировки преподавателей и студентов?

По условиям проекта, университет должен найти себе партнера и заключить с ним соглашение о сотрудничестве. Это может быть российский или зарубежный вуз или консалтинговая компания, выражающие готовность участвовать в проекте. Именно они будут являться принимающей стороной для стажировок наших студентов и преподавателей.

В ходе подготовки проекта были направлены предложения в МГУ, университеты городов Мюнхена и Мюнстера, Германскую академию менеджмента (Нижняя Саксония). Письма поддержки с согласием о сотрудничестве получены от МГУ и Германской академии менеджмента. Кроме того, участвуя в конце августа в работе международной конференции "Бизнес-образование в условиях глобализации мировых процессов" в г. Иркутске, я получила предложение и пакет документов от финской компании "HUKS". Это консалтинговая компания, 60% акций которой принадлежит Хельсинкскому университету. Сейчас она ведет проект по переподготовке преподавателей в Иркутской области и Бурятии. Интересное предложение, и я думаю, что руководство АГУ рассмотрит все варианты и выберет наиболее оптимальный для нас.

Такая мощная программа реформирования учебного процесса, конечно, не может быть реализована на действующей материально-технической базе факультета. Что здесь предусматривает проект?

Согласно смете проекта третья часть средств должна быть затрачена на оснащение факультета современными средствами обработки и передачи информации (компьютеры, копиры, ксероксы, факсы), оборудованием для подготовки электронной и мультимедийной продукции (сканеры, рекодеры, видеокамера), а также техническими средствами обучения (проектор на жидких кристаллах, телевизор, видеомагнитофон). Для всех кафедр факультета будут приобретены ноутбуки для подготовки учебнометодических пособий, запланированных проектом. Это очень удобно, их можно будет брать с собой и на стажировку, и в командировку для работы в научной библиотеке. Только готовиться к работе на современном техническом уровне надо уже сейчас, поскольку вся учебно-методическая литература, запланированная по проекту, должна быть подготовлена в электронном виде. И если преподаватель не умеет обращаться с компьютером, то проблематичным становится и использование такого современного ТСО как проектор на жидких кристаллах и другой техники, которая планируется по проекту. В порядке здоровой критики хочу покритиковать факультет. Один из состоятельных факультетов до сих пор не имеет локальной сети. Уровень компьютерной грамотности ППС и УВП, а также уровень компьютеризации на факультете, как говорят, оставляет желать лучшего.

По условиям проекта все документы должны были быть представлены на бумажном и электронном носителях. Так вот для меня оказалось сложным не написать проект, а получить в электронном виде анкеты преподавателей и программы учебных курсов. Здесь и выяснилось, что некоторые преподаватели не умеют работать с компьютером. Одной из кафедр потребовалось три (!) недели, чтобы представить анкеты 4 преподавателей. Все ждали лаборанта, так как не могли самостоятельно набрать свою анкету.

А о сервере факультете стоит вообще забыть. Информация на нем не обновлялась, кажется, с момента его создания: с 1996 г. Кроме того, она является настолько не интересной, что если кто-то случайно "забредет" на наш сервер, то больше он к нему обращаться не захочет никогда. И насколько интересными являются серверы на математическом, физическом факультетах! Экономистам надо брать с них пример, потому что в условиях всеобщей информатизации сервер является лицом факультета, его визитной карточкой, и должен отражать нашу жизнь.

Поскольку информационное сопровождение проекта, о котором мы ведем речь, будет осуществляться с помощью WWW- сервера факультета, то надо уже сейчас подумать о его возрождении. Он должен играть ту роль, для которой и предназначен.

Проект предусматривает оснащение современным компьютером не только факультета, но и других подразделений, к примеру, библиотеки. И с удовольствием хочу сообщить, что современный компьютер, а также сканер получит и кафедра иностранных языков. Как выяснилось при подготовке проекта, кафедра до сих пор не имеет компьютера и пользуется "допотопной" пишущей машинкой. Это просто недопустимо. Мне кажется, что и университет, и экономический факультет давно должны были решить эту проблему и оснастить кафедру подобающей ей техникой.

Что касается материально-технической базы, то запланированы средства еще и на ремонт помещений. Это лингафонный кабинет, библиотечный зал для самостоятельной работы студентов, а также кафедра экономической теории.

А почему именно кафедре экономической теории выпала такая честь?

Потому что кафедре экономической теории в той большой работе, о которой мы говорили, отводится ведущая роль. Проект направлен на совершенствование именно фундамента экономических знаний - экономической теории. Это базис, на котором зиждятся все последующие науки. Именно поэтому переподготовку пройдут абсолютно все преподаватели этой кафедры. Эта же кафедра в первую очередь будет оснащена современной техникой. Но и поработать им придется на полную катушку: за ними записано очень большое число учебных курсов и учебно-методических пособий, причем очень серьезных, к примеру, "Теория переходной экономики". Что это такое, не знает даже Гайдар, а они нам про это книжку должны будут написать!

И последний вопрос: Вы сказали, что одним из направлений проекта является реформирование управления вузом. Что за меры здесь предусмотрены?

Во-первых, это повышение открытости финансовой отчетности. Это внешний и внутренний аудит.

Во-вторых, это повышение квалификации административно-управленческого персонала университета в сфере экономических знаний и информационных технологий. Планируется проведение обучающих семинаров для АУП по темам: "Управление финансами", "Менеджмент", "Маркетинг образовательных услуг", а также по внедрению информационных технологий.

В-третьих, в структуре экономического факультета предполагается выделение подразделения, которое занималось бы бакалаврами. Как оно будет называться: школа бакалавров (как в МГУ), деканат или как-то еще - это решит руководство университета и факультета. На факультете сейчас открыт бакалавриат по двум направлениям: "Экономика" и "Менеджмент". Однако этими ребятами никто не занимается, и по истечении какого-то времени они пишут заявление с просьбой перевести их на обучение в качестве специалистов. А современная зарубежная, да уже и отечественная практика показывает, что будущее именно за направлениями, а не за специальностями. В-четвертых, изменения, которые будут происходить в ходе реализации проекта, автоматически затронут и многие службы университета: учебный, финансовоэкономический отделы и, конечно, бухгалтерию. Насколько мне известно из практики работы российских компаний с иностранными инвесторами, последние требуют ведения учета по международным стандартам. И поскольку за израсходованные средства университет будет отчитываться как перед НФПК, так и перед МБРР, потребуются изменения в работе нашей бухгалтерии: надо будет готовить документы в соответствии с международными требованиями.

Отчеты и документы по проекту представляются на русском и английском языках, значит, повысится статус кафедры иностранных языков.

В заключение хочу отметить один важный момент. Предстоит очень серьезная и в то же время очень интересная работа. Я думаю, что это сплотит коллектив экономического факультета, позволит объединиться вокруг хорошей идеи, проявить лучшие творческие возможности и способности. Сейчас, как мне кажется, сплоченного коллектива на факультете нет.

Многие преподаватели подрабатывают у наших конкурентов, помогая им встать на ноги. Кто-то читает годами один и тот же курс, не имея ни желания, ни материальных стимулов для разработки чего-то нового. Да и что нового в технологиях обучения можно дать при такой технической базе? (Хотя другие факультеты, особенно химический с его модульнорейтинговой системой обучения, значительно обгоняют экономистов в деле внедрения передовых обучающих технологий).

В одном из номеров вашей газеты в адрес факультета был высказан упрек, что на факультете мало кто занимается научной работой, всего три человека. Даже когда я не работала в университете, я всегда внимательно читала вашу газету (сын - студент АГУ) и давно заметила, что на ее страницах экономисты весьма и весьма редкие гости. Да и о факультете информации даете тоже минимум.

Проект затрагивает практически все стороны учебного процесса на факультете, а если учесть, что изменения будут основательно подкреплены еще и технически, то можно сказать, что произойдет маленькая революция в обучении экономистов, да и не только экономистов. Должен произойти рывок как в содержании учебного процесса, так и в технологиях обучения. Учебные разработки, подготовленные в ходе проекта, можно будет использовать и в наших филиалах, и в системе повышения квалификации, и на других факультетах, где преподаются экономические дисциплины (экономическая теория, менеджмент, маркетинг и др.). Получит мощный толчок дистанционное образование. В конце концов сам проект может превратиться в хорошую научную работу! И возможно, что для кого-то разработка стратегии реформирования вуза, обобщение полученных результатов, опыта внедрения современных образовательных и педагогических технологий станут основой научного исследования, материалом для защиты диссертации. А у проректора по научной работе не будет больше оснований бросать камни в научный огород экономического факультета!

Я думаю, что через четыре года это будет совершенно другой факультет!

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика