prepod

Путь к Файлу: /индустриально-экономический колледж / ФИЛОСОФИЯ.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   prepod
Добавлен:   16.04.2015
Размер:   186.0 КБ
СКАЧАТЬ

ФИЛОСОФИЯ

 

История философии

1. Античная философия

Возникновение греческой философии / Первые греческие философы / Софисты. Сократ. Сократические школы / Философская система Платона / Аристотель и его философия / Античная философия в период своего заката

2. Философия Аристотеля – энциклопедия научного и философского знания античного мира

Жизнь, судьба и сочинения Аристотеля / Особенности аристотелевского типа философствования / Основные философские взгляды Аристотеля

3. Философские взгляды Платона

4. Древнегреческая философия

5. Средневековая философия

Основное содержание средневековой философии / Александрийская школа. Ориген / Основные понятия средневековой философии / Философия Августина / Философия Иоанна Эриугена / Философские взгляды Ибн-Рушда (Аверроэса) / Философия Роджера Бэкона / Философия Фомы Аквинского / Философское учение Экхарта

6. Философия эпохи Возрождения

Специфика философской культуры Возрождения / Философия итальянского гуманизма / Развитие идей неоплатонизма / Натурфилософия Возрождения / Социальная философия Ренессанса

7. Философия эпохи Возрождения

Характерные черты эпохи и их отражение в философской мысли / Основные черты философии Возрождения

8. Бэкон Ф. Философия истории

Отношение к естественным наукам / Взгляды Ф. Бэкона на историю

9. Сущность метафизического материализма XVI-XVIII вв., его историческое значение

Отношение к религиозной философии / Учение о материи как субстанции / Сенсуализм и рационализм / Историческая ограниченность философии

10. Позитивизм О. Конта

Социальная статика / Социальная динамика

11. Монадология Г. Лейбница. Учение о множественных духовных сущностях

Жизненный путь Г. Лейбница. Учение о монадах / Теория познания Лейбница: методы и принципы

12. Гегель Г. Философия истории

Основные идеи гегелевской философии истории / Критика гегелевской философии истории

13. Кантовская философия

Ноумены и феномены в кантовской философии. Методология познания. Попытка трансцендентальной философии

14. Основные направления мировой философии ХХ века

Современный позитивизм / Экзистенциализм / Современная религиозная философия / Русская философия ХХ века

15. Русская философия XI-XVII вв.

Зарождение, традиции и особенности русской философии / Философия М.В. Ломоносова / Философское учение А.Н. Радищева

16. Русская религиозная философия

Философское учение в произведениях Ф. Достоевского / Религиозная философия Вл. Соловьева, Н. Бердяева и др. и ее специфика

17. Философия “общего дела” Н. Федорова

Антигуманная сущность современной цивилизации / Отношение Н. Федорова к проблеме смерти / “Общее дело” воскрешение человечества

18. Философия всеединства В.С. Соловьева

Религия – форма воссоединения с миром / Идея Богочеловечества в философии всеединства / Воплощение божественной идеи в мире

19. Философия Н.А. Бердяева

Природа и дух Н.А. Бердяева – религиозного философа (вместо введения) / Личность. Любовь и свобода как основные параметры личности / Проблема России, ее будущее

20. Философские воззрения русских революционных демократов

А.И. Герцен / В.Г. Белинский / Н.Г. Чернышевский / М.А. Бакунин

21. Философское учение Гегеля

Философская система Гегеля. Объективный идеализм / Диалектический метод гегелевской философии

22. Русская философия.  IX век

Религиозно-философские взгляды языческой Руси / Столкновение мировоззрений: язычество и христианство

23. Людвиг Андреас Фейербах

Специфика материализма Фейербаха / Философский метод / Учение о человеке и обществе. Критика религии

24. Философия эпохи Возрождения

Характерные черты эпохи и их отражение в философской мысли / Основные черты философии Возрождения

25. Средневековая философия

Религиозный характер философской мысли средних веков / Номинализм и реализм / Учение Ф. Аквинского

26. Этика в античной философии

Понятие добродетели в античной этике / Этика в учении Платона и Аристотеля

27. Русская философия XI-XVII вв.

Зарождение, традиции и особенности русской философии / Философия М.В. Ломоносова / Философское учение А.Н. Радищева

       Философия Канта (Решение Кантом основного вопроса философии / Учение о вещи в себе / Агностицизм и априоризм Канта)

28. Философия рабовладельческого общества

Характерные черты философии рабовладельческого общества / Философия в Древней Индии, Китае / Античная философия, ее основные черты

29. Философские воззрения русских революционных демократов

Материализм и диалектика в учении русских революционных демократов XIX в. / Ограниченность учения об обществе / Значение философии русских революционных демократов

30. Философия Спинозы

Субстанция и атрибуты / Необходимость и свобода

31. Немецкая классическая философия

Предпосылки немецкой классической философии / Философия И. Канта / Философия и диалектический метод Г. Гегеля

32. Древнекитайская философия

Становление китайской философской традиции / Даосизм / Конфуцианство

33. Философское наследие Ж.Ж. Руссо

Ж.Ж. Руссо и его место в философии Просвещения / Учение Руссо о человеке

34. Ранняя античная философия

Особенности формирования античной философии и ее общая характеристика. Учение о микро- и макрокосмосе / Проблемы натурфилософии / Философская революция Сократа

35. Философские воззрения софистов

Истоки, природа, цель движения софистов / Учение софистов о человеке

36. Учение об идеях Платона

Предпосылки формирования учения об идеях Платона / Учение об идеях – классическая идеалистическая концепция в античной философии / Критика Аристотелем платоновской теории идей

37. Философия мировой воли в теории Артура Шопенгауэра

Воля как стремление мира и человека к активности и изменению / Путь человека к освобождению

38. Учение о «сверхчеловеке» Ф. Ницше

Понимание жизни как витальной основы природы человека / Жизнь как нравственный феномен. Воля к власти как принцип жизни / Переоценка ценностей. Учение о «сверхчеловеке». Миф о вечном возвращении

39. Философия Возрождения

Характерные черты эпохи и их отражение в философской мысли / Основные черты философии Возрождения

40. Русская философия XIX–XX вв.

Философские воззрения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого / Философия всеединства В. Соловьева / Русский религиозный антропологизм (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов) / Философия космизма (П.А. Флоренский, Н.Ф. Федоров, В.А. Вернадский, К.Э. Циолковский и др.)

41. Критическая философия Канта

Учение о познании И. Канта / Анализ понятий в теории познания

42. Философия мировой воли в теории Артура Шопенгауэра

Основные идеи учения А. Шопенгауэра о мировой воли / Субъект и воля

43. Античные школы эпикурейцев и стоиков. Их мировоззрение и отличие их концепций

Основные философские взгляды эпикурейцев / Учение стоиков

44. Проблема бунта в философии А. Камю

Жизнь и творчество А. Камю / Проблема бунта в философии А. Камю

45. Философия Платона

Учение об «идеях» / Концепция знания как анамнесиса или «воспоминания» / Платоновская диалектика  / Взгляды на человека и общество

46. Теория познания и этика Канта

Теория познания И. Канта / Этические взгляды И. Канта

47. Фома Аквинский и его философские воззрения

Онтология Фомы Аквинского / Гносеология Аквината / Этико-антропологические и социально-политические воззрения Фомы

48. Эпикур

49. Проблемы человека в экзистенциальной философии Н. Бердяева

Исследование сознания и самопознания человека как предпосылки философии / Человек – точка пересечения двух миров / Антропология – наука о человеке

50. Проблемы человека в философии М. Бубера

Философская антропология / Трансформация человеческого духа. Бездомность и обустроенность

51. Концепция кризиса духовной культуры в экзистенциализме К. Ясперса

Духовная ситуация индустриального общества / Трактовка современного человека К. Ясперсом / Будущее духовной культуры

52. Человек и техника в трудах Хайдеггера

Техника – вид раскрытия потаенного /  Постов – сущность современной техники

53. Философский психоанализ З. Фрейда

Сущность массовой души / Характер отношений внутри коллектива / Жизнь отдельного человеческого «Я»

54. Учение об «Абсолютной идее» и диалектика Г. Гегеля

Учение об «абсолютной идее» Гегеля  Диалектический метод гегелевской философии

 

 

 

 

Общая философия

1. Философия: проблемно-тематический курс

Проблема научности и многообразия философского видения мира / Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика? / Проблема соотношения философии и частных наук (конкретных) наук / Проблема пространства и времени / Проблема происхождения жизни на Земле / Проблема происхождения и сущности сознания / Проблема источников знания, способов и границ познания. Разум или чувства? / Проблема сущности научного познания. Что знать? / Проблема истины в философии и науке. Что есть истина? / Проблема смысла жизни / Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности / Проблема личности в истории философии / Проблема общественного прогресса и его критериев / Проблема роли личности в обществе и истории / Проблема эстетического освоения человеком мира. Что такое искусство? / Проблема происхождения, сущности и функций религии  / Проблема морали как специфического способа освоения действительности / Проблема морального выбора личности / Проблема добра и зла, целей и средств в деятельности / Глобальные проблемы современности

2. Особенности философского мировоззрения. Функции философии

Философия. Миф. Религия / Философия и наука / Функции философии

3. Философия человека

Человек в древнейших религиозных и философских учениях / ХХ век и философская антропология / Смысл человеческого существования

4. Смысл жизни

Жизненный путь человека и проблема смысла жизни / Добро и зло / Судьба / Смерть и бессмертие / Счастье / Любовь

5. Проблемы жизни и смерти человека в философии

Понятие смысла жизни. Общественные и индивидуальные критерии смысла жизни / Философия о смерти и бессмертии человека  / Современные глобальные проблемы и ценность человеческой жизни

6. Смысл жизни

Понятие смысла жизни. Общественные и индивидуальные критерии смысла жизни / Философия о смерти и бессмертии человека

7. Проблема сознания в философии. Проблема идеального

Проблема сознания как феномена человеческой культуры / Проблема идеального

8. Историческое сознание как фактор развития личности

Основные уровни исторического сознания / Субъекты исторического сознания

9. Исторический процесс

Исторический процесс. Единство и многообразие всемирной истории / Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество / Культуры и цивилизации

10. Философия о смысле и направленности исторического процесса. Прогрессистский и локально-цивилизационный подходы к историческому процессу

11. Насилие в истории

Войны и вооруженные конфликты / Мирное сотрудничество / Реформа и революция. Социальные компромиссы / Терроризм и партизанская война

12. Проблемы войны и мира в различных философских учениях

13. Основные принципы социализма

Появление и развитие идей социального равенства / «Научный социализм» К. Маркса и Ф. Энгельса / Принципы социализма

14. Философское понятие материи. Закон сохранения материи

Корпускулярно-волновой дуализм, соотношение неопределенностей   и вероятностный характер законов микромира / Философское понятие материи. Закон сохранения материи / Устойчивость атомных ядер. Радиоактивность

15. Материальное производство – основа общественного развития

Материальное и духовное производство. Их взаимодействие / Понятие способа производства. Производительные силы и производственные отношения, их диалектика / Противоречия между производительными силами и производственными отношениями, как источник и движущая сила общественного развития

16. Глобальные проблемы, их суть и пути разрешения

Понятие и классификация глобальных проблем / Формирование глобального сознания как средства решения проблем

17. Глобальные проблемы и пути их решения

Происхождение и сущность глобальных проблем / Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности

18. Исторические этапы взаимодействия общества и природы

Общество и природа / Философский анализ экологической проблемы

19. Познание

Проблема субъекта и объекта познания / Учение о истине / Формы и методы научного познания

20. Уровни системного анализа общества

Социальные системы: структурно-компонентный анализ  / Социальные системы: функциональный анализ

21. Философия и религия

Буферная роль религии и проблема “божественного” / Конфликт разума и веры. Эпоха европейского атеизма / Философия Ницше и религия

22. Диалектика соотношения морали общества и нравственности личности

Моральное измерение личности / Моральное измерение общества

23. Россия в диалоге культур

Запад, Восток, Россия в диалоге культур и цивилизаций / Место России в диалоге Западной и Восточной культур

24. Концепция модернизации как методология социокультурного анализа развития России

Эволюция идей модернизации / Процесс эволюции от традиционного общества к современному / Особенности российской модернизации / Истинные и мнимые ценности модернизации

25. Футурология и ее возможности и пределы

Судьба человека в утопиях прошлого и в современных футурологических концепциях / Социальное предвидение: виды, типы, методы и возможности

26. Цивилизация

Понятие цивилизации. Цивилизация и культура / Современная цивилизация, ее особенности и противоречия

27. Проблема сознания в философии

Проблема сознания как феномена человеческой культуры / Сознание, логика и действительность. Сознание и бессознательное

28. Глобальные проблемы современности

Понятие и характер глобальных проблем современности. Общечеловеческие ценности / Проблемы войны и мира в конце ХХ в. Возможности и условия сохранения мира на земле / Экологическая проблема, ее сущность, причины и условия защиты природы

29. Мировоззрение

Мировоззрение как способ ориентации человека и общества в действительности / Основные типы мировоззрения / Мифологическое мировоззрение  / Религия / Причины возникновения философского мировоззрения

30. Гражданское общество и правовое государство

Внеэкономическое принуждение, патернализм власти и тотальная несвобода в докапиталистическом обществе / Зарождение новых отношений в средневековом обществе / Современное гражданское общество / Правовое государство как политическая и юридическая форма гражданского общества

31. Цивилизация

Подберите из различных источников определение понятия «цивилизация». Какое из определений кажется Вам наиболее правильным и почему? Что именно не устраивает Вас в остальных определениях? Аргументируйте свою точку зрения / Какие устойчивые словосочетания с понятием «цивилизация» Вам знакомы? Дайте развернутую характеристику четырех–шести найденных Вами словосочетаний с выбранными Вами понятиями / Особенности российской цивилизации

32. Категория смерти

Смерть как этическая проблема / Эвтаназия и ее проблемы / Смертная казнь: за и против

33. Пространство и время

Понятие пространства и времени. Общие специфические свойства пространства и времени / Абсолютный характер пространства и времени. Конечное и бесконечное / Специфика пространственно-временных свойств в неживой, живой природе и социальных процессах / Единство материи, движения, пространства и времени

34. Человечество перед лицом глобальных проблем

Понятие и классификация глобальных проблем / Формирование глобального сознания как средства решения проблем

35. Конспект по курсу: Философия

Роль философии в жизни человека и общества / Исторические типы философии / Человек во Вселенной / Философская, религиозная и научная картина мира / Природа человека и смысл его существования / Познание, его возможности и границы / Знание и вера / Общество / Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта / Человек в мире культуры / Мораль и право, Запад, Восток, Россия в диалоге культур / Личность / Проблемы свободы и ответственности / Человек в информационно-техническом мире / Основы логики  / Роль научной рациональности в развитии общества / Проблемы и перспективы современной цивилизации / Человечество перед лицом глобальных проблем

36. Что такое философия. Система философии. Развитие философии

37. Философское учение о бытие

Субстанциональный материализм и идеализм / Онтология Аристотеля. Метафизический материализм и диалектический материализм / Кризис онтологии и ее современные интерпретации

38. Философское учение о материи

Материя как философская категория, ее историческое значение / Развитие представлений о материи / Современная наука о строении и свойствах материи. Социальная материя

39. Человек

40. Представления о сущности и назначении общества и государства

Общество как объект философского анализа / Роль государства в жизни общества

41. Методологическое значение законов и категорий диалектики для правоведения

Основные категории и законы диалектики / Методологическое значение диалектики для формирования правового сознания

42. Воззрения теоретиков на осмысление исторической действительности в XIX–XX вв.

Формационный срез истории / Цивилизационный подход к истории

43. Проблемы бытия в философии ХХ века

Варианты современных онтологических построений / Герменевтика как форма новой онтологии

44. Общество как мир культуры

Специфика философского осмысления культуры и цивилизации / Общество как социокультурный процесс: преемственность и взаимодействие культур. Запад, Восток, Россия в диалоге культур

45. Категория истины в философии и научном подсознании

Концепции истины в философии. Истина как результат и процесс познания / Абсолютное и относительное в истине / Конкретное и абстрактное в истине / Проблема критериев истины

46. Деятельностный характер познания

Сущность деятельностного характера познания / Практика как основа деятельностного характера познания

47. Научное познание

Понятие науки. Критерии научности знания. Основания научного познания, его идеалы и нормы / Формы научного знания: факт, проблема, гипотеза, теория / Взаимосвязь эмпирического и теоретического в научном познании

48. Лымарь А.Т. Философия России в вопросах и комментариях

49. Закон отрицания как закон диалектики

Диалектическое отрицание и его особенности / Общие тенденции развития / Особенности действия закона отрицания в обществе

50. Личность и власть

Виды и содержание власти  / Исторические модели взаимоотношений личности  и политической власти

51. Материалистическое понимание истории

Общественное бытие и общественное сознание / Общественно-экономическая формация  / Базис и надстройка / Классовая борьба и социальная революция / Марксизм как идеология

52. Особенности философского мировоззрения. Функции философии

Мировоззрение как способ ориентации человека и общества в действительности / Философия в духовной культуре / Функции философии

53. Современный философский иррационализм: решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях

Философский иррационализм как умонастроение и философское направление / «Философия жизни» и ее разновидности / Эволюция психоаналитической философии. Структура человеческой личности. Сознание и бессознательное / Экзистенциализм: основные темы и учения. Свобода и ответственность личности

54. Философия как ценностное знание. Этика и эстетика как философские дисциплины

Ценности как историческая философская категория / Эстетика как философская дисциплина / Философская наука как мир нравственных ценностей и целей

55. Учение о бытие. Исторические типы философствования

Бытие и его осознание как философская проблема / Космоцентризм античной философии / Средневековая философия о Боге и человеке / Человек и природа в философии эпохи Возрождения / Понятие субстанции в философии Нового времени. Материя и сознание в философии ХVII века / Бытие как саморазвитие культуры в немецкой классической философии / Позитивизм и иррационализм в философии XIX века

56. Истина

Понятие об объективной истине в гегелевской и марксистской философии / Абсолютная и относительная истина / Конкретность истины / Проблема критериев истины / Виды истины

57. Ф. Бэкон и Р. Декарт о научном методе

Научный метод Ф. Бэкона / Рационалистический метод Р. Декарта

58. Философия Древней Индии. Греческая философия. Немецкая философия

59. Материалистическое понимание истории

Общественное бытие и общественное сознание / Общественно-экономическая формация  / Базис и надстройка / Классовая борьба и социальная революция / Марксизм как идеология

60. Рациональные формы освоения действительности

Обыденно-практическое и игровое познание / Мифологическое, религиозное и философское познание действительности / Личностное знание

61. Особенности древневосточной философии

Философия Древнего Китая / Философия Древней Индии

62. Учение о ценностях (аксиология)

Ценности как историческая философская категория. Представления о прекрасном / Философская наука как мир нравственных ценностей и целей

63. Личность

Индивид, индивидуальность, личность / Свобода и ответственность личности / Личность и среда. Личность и общество

64. Личность

Индивид, индивидуальность, личность / Свобода и ответственность личности / Личность и среда. Личность и общество

65. Метод и методология

Диалектика, ее мировоззрение и методологическое значение / Законы диалектики / Проблемы противоречий в природе, обществе и мышлении

66. Свобода

Свобода и необходимость / Своеволие или автономия? / Свобода выбора и ответственность  / Свобода духа

67. Категория времени в философии

Философское понятие времени / Развитие представлений о времени / Культурологическое и биологическое понимание времени

68. Философия экзистенциализма

А. Камю / Ж.-П. Сартр

69. Проблема бессознательного в философии

Понятие бессознательного и взгляды на него в философии / Варианты понимания и виды бессознательного

70. Проблема человека в русской религиозной философии

Человекоискание В.С. Соловьевым / Проблема человека в творчестве Н.А. Бердяева / С.Н. Булгаков и проблема человека / Этические взгляды Н.О. Лосского

71. Россия в диалоге культур

Россия в диалоге культур: историческая ретроспектива / Российская культура: Запад или Восток?

72. Любовь я эту работу не делал

73. Проблема бытия в средневековой философии и современном религиозном мировидении

Проблема бытия в средневековой философии / Проблема бытия в современном религиозном мировидении

74. Теория познания и этика нравственных проблем

Сущность деятельностного характера познания / Философская наука как мир нравственных ценностей и целей

75. Учение об общественно-экономической формации

Понятие общественно-экономической формации и ее структура / Базис и надстройка. Диалектика базиса и надстройка / Развитие общества как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций

76. Философия русского космизма (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский)

Материя как основа жизни / Роль разума во Вселенной / Учение о ноосфере

77. Историческое развитие этики и этических учений

Основные этапы развития этики и этических учений / Наиболее глубокие и точно отражающие реальное положение этические школы (на Ваш взгляд)

 

 

 

 

Ответы на вопросы по философии

1. Ответы на экзаменационные вопросы по философии (МГТУ)

Философия в структуре общественного сознания, ее место и роль в жизни современного общества / Философия и мировоззрение / Роль философии в разработке фундаментальных норм, принципов, идеалов, ценностей общества, человека личности в различных сферах современной общественной жизни: экономике, политике, нравственности, искусстве, религии, идеологии / Дискуссии о предмете философии, ее месте в современной духовной культуре / Проблема человека в отечественной и зарубежной философии / Обоснование идеи самоценности человеческой жизни, уникальности человеческой личности / Поиск единых оснований и характеристик человеческого бытия / Деятельность, познание, практика / Кризис научного рационализма, его причины и пути выхода  / Наука и культура, наука и философия / Наука, научно-технический прогресс и глобальные проблемы современности / Экология человека, общественных отношений и среды обитания / Проблема языка в современной зарубежной и отечественной философии / Язык и общение, язык и социальное развитие / Проблема метода в отечественной и зарубежной философии / Единство и различие логических и исторических методов познания и действия / Специфика постановки и решения проблемы свободы в отечественной и зарубежной философии / Свобода и справедливость, проблема их гармонизации / Гносеологическая проблематика отечественной и зарубежной философии

2. Ответы на вопросы по философии

Абстрактно-логическая ступень познания. Основные методы научного познания / Философская концепция человека. Предметно-практическая деятельность человека / Культура и цивилизация. Приоритетность общечеловеческих ценностей

3. Ответы на вопросы по философии

Сознание и мышление / Философское учение Аристотеля / Бельгийский философ Л. Флам утверждает: “Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, - значит требовать, чтобы он перестал быть философом…” Сравните это высказывание с высказыванием К. Ясперса: “Нет философии без политики и политических выводов”

4. Ответы на вопросы по философии

Сознание и познание / А. Шопенгауэр “Воля как основа мира; человек рабочей воли”

5. Ответы на вопросы по философии

Возникновение философии марксизма. Учение Маркса о человеке и обществе / Проблемы бытия в философии ХХ века / Объясните термин “агностицизм”

6. Ответы на вопросы по философии

Проблема познаваемости мира / Основания познания / Рационализм / Сенсуализм / Эмпиризм / Диалектический материализм / Скептицизм / Агностицизм / Иррационализм / Проблема истины / Корреспондентная теория истины / Конвенциональная теория истины / Прагматическая теория истины / Марксистская теория истины / Понятие метода. Основания метода / Идея развития, ее методологическое значение / Диалектическая и эволюционная концепция развития / Революция и реформа / Градуалистская модель диалектики

7. Ответы на вопросы по философии и политологии

Человек и политическая жизнь общества. Диктатура и демократия. Проблема тоталитаризма / Закон отрицания. Проявление закона в природе и обществе / Индивид, индивидуальность, личность как критерий общественного прогресса

8. Ответы на вопросы по философии

Основные направления мировой философии ХХ века / Сознание, мышление, язык. Общественное бытие и общественная практика / Человек и духовная жизнь общества. Проблема духовности человеческой личности

9. Ответы на вопросы по философии

Абстрактно-логическая ступень познания. Основные методы научного познания / Философская концепция человека. Предметно-практическая деятельность человека  / Культура и цивилизация. Приоритетность общечеловеческих ценностей

10. Ответы на вопросы по философии

Возникновение философии марксизма. Учение Маркса о человеке и обществе / Проблемы бытия в философии ХХ века / Объясните термин “агностицизм”

11. Ответы на вопросы по философии

Философия античности и средневековья / Материя. Движение, пространство, время, - атрибуты материи. Основные формы движения материи / Многообразие форм культурной жизни в современном обществе. Проблемы массовой, “элитарной”, молодежной культуры

12. Ответы на вопросы по философии

Французские материалисты XVIII века / Цивилизация Востока и Запада

13. Ответы на вопросы по философии

Особенности средневековой философии / Проблемы сознания в философии ХХ в. / Герменевтика

14. Ответы на вопросы по философии

Философия К. Ясперса / Проблема общественного прогресса / Объясните термин “киники”

15. Ответы на вопросы по философии

Эволюция и революция в истории / Гераклит и его философское учение о мире

16. Ответы на вопросы по философии

Философия Милетской школы / Мировая социально-экологическая ситуация

17. Ответы на вопросы

Мифологическая картина мира / Мировые религии: буддизм, христианство / Возникновение восточной и античной философии, ее крупнейшие представители

18. Ответы на вопросы по философии

Сознание и бессознательное. Философская психология З. Фрейда / Г. Гегель и его учение о диалектике / В каком отношении находятся между собой понятия “движение”, “развитие”, “изменение”? Можно ли утверждать, например, что всякое движение есть развитие?

19. Ответы на вопросы по философии

Категория “Бытие” в философии. Бытие как смысл существующего / Н. Бердяев. Свобода и творчество человека / Каково соотношение понятий “движение” и “развитие”. Определите, какая из схем соотношения объемов этих понятий, изображенная на рисунке, будет правильной

20. Ответы на вопросы по философии

Материализм и атеизм Л. Фейербаха / Смысл человеческого существования / Объясните термин “цивилизация”

21. Ответы на вопросы по философии

Материализм и пантеизм Спинозы / Марксистское понимание проблемы сознания / Объясните термин “аксиология”

22. Ответы на вопросы по философии

Какие аргументы выдвигают теология, философия и наука XV-XVII вв. относительно необходимости обоснования нового положения человека в мире? В чем состоит их принципиальное различие от античных и средневековых и органическое единство? / Почему вопрос об определении естественной природы человека стоял в центре внимания практически всех философских теорий второго модуля и чем объяснить различие ответов на него? / Возможна ли ответственность без свободы выбора, можно ли вменять человеку вину или заслугу, если он действовал по принуждению, не имея вариантов выбора? / Сравните постановку проблем познания в античной философии с гносеологической проблематикой философии Просвещения. В чем их единство и различие? / Что обозначают понятия “диалектика” и “метафизика” в философии второго модуля? Сравните их значение с терминами в античной и средневековой философии

23. Ответы на вопросы по философии

Что нового в проблеме отношения телесного и духовного в человеке открывает философия IV модуля (ХХ в.) по сравнению с философией первого и второго модуля (с зарождения философии – и до XIX века) и какие выводы следуют из этих новых аспектов? / Как измениться статус искусства в жизни человека и общества, если на него смотреть только сквозь призму принципа ценности? Сравните этот подход с классическим пониманием места и роли искусства в жизни человека и общества? / Понятия в философских течениях IV модуля (ХХ в.) по своему содержанию не образы реальных свойств и отношений объектов познания, а всего лишь их знаки или символы. Как, на Ваш взгляд, в этой связи изменяется содержание и роль логики и какие выводы из этого следуют? / К чему может привести, по Вашему мнению, абсолютизация ценностного подхода ко всем сторонам жизни человека, его исторической культуры?

24. Ответы на вопросы по философии

Возникновение философии марксизма. Учение Маркса о человеке и об обществе / Сознательное и бессознательное

25. Ответы на вопросы по философии и политологии

Человек и политическая жизнь общества. Диктатура и демократия. Проблема тоталитаризма / Закон отрицания. Проявление закона в природе и обществе / Индивид, индивидуальность, личность как критерий общественного прогресса

26. Ответы на вопросы по философии

Бэкон и Декарт: сенсуализм и рационализм Нового времени / Российская цивилизация, сущность и особенности

27. Ответы на вопросы по философии, политологии и социологии

Тема 1. «Человек как предмет философского переосмысления»

1. Проблема природы и сущности человека в философии. Биологическое и социальное в человеке.

2. Человек: индивид, индивидуальность, личность.

3. Духовная природа человека. Смысл жизни, смерти и бессмертия.

Тема 2. «Социальные конфликты»

1. Причины и сущность социальных конфликтов.

2. Субъекты социальных конфликтов.

3. Динамика социальных конфликтов. Массовые действия.

4. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.

28. Ответы на вопросы по философии

Согласны ли Вы с утверждением Гегеля: «Есть лишь один разум, поэтому философия только одна и лишь одной может быть»? Ответ обоснуйте / В чем суть субстанциональной и реляционной концепции пространства времени? / Философские аспекты эволюционной теории Дарвина / Какой фактор или факторы определяют развитие общества? Ответ обоснуйте / Проблема истины в философии / Проблема типологии личности / Проблема соотношения природного и технологического мира / Онтология – это... / Пространство-время – это... / Гендер – это...

29. Ответы на вопросы по философии

Рационализм как философское направление в философии / Учение о морали И. Канта

30. Ответы на тестовые вопросы по философии (МГТУ)

31. Ответы на вопросы по философии

Философский анализ общества / Исторические типы взаимоотношений человека и общества

32. Ответы на вопросы по философии

Методология, значение и категории диалектики для правоведения / Проблемы жизни и смерти человека и пути его решения  / Россия в диалоге культур

33. Ответы на вопросы по философии

Чувственное познание. Познание – отражение действительности / Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека / Человечество как мировое сообщество и гуманистическая мера прогресса

34. Ответы на вопросы по философии

Философия Гегеля / Психоанализ и проблемы человека (З. Фрейд)

35. Ответы на вопросы по философии

Религия как феномен человеческой культуры / Л. Толстой: «Непротивление злу насилием – учение о новом» / Проанализировать три мнения на семинаре о природе истины и продолжить дискуссию

36. Ответы на вопросы по философии

Назовите и коротко опишите основные функции философии / Как обогатилась классификация форм движения материи со времен Ф. Энгельса? / Охарактеризуйте основные взгляды на природу сознания / Каково соотношение понятий культура и цивилизация? / Проблема субъекта и объекта в гносеологии / Проблема философского изучения человека / В чем суть автотрофной стратегии человечества? / Бытие / Скептизим / Истина

37. Ответы на экзаменационные вопросы по философии (МаГУ)

Диалектики как наука и философский метод. Исторические формы диалектики / Понятие о материи. Развитие представлений о материи / Понятие движения. Движение и развитие. Движение и покой. Основные формы движения, их соотношение / Пространство и время / Природа и общество. Противоречие в системе «природа-общество». Глобальные проблемы современности / Проблема сознания в философии. Проблема идеального / Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания и его формы / Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания. Диалектика процесса познания. Эмпиризм и рационализм в гносеологии / Учение об истине. Диалектика абсолютной и относительной истины / Специфика социального познания / Общество как система. Материальное и идеальное в обществе. Общественное бытие и общественное сознание / Объективная закономерность и сознательная деятельность людей / Общественно-экономическая формация, ее структура. Развитие общества как естественноисторический процесс смены формаций. Формационный и цивилизационный анализ общества / Субъекты и движущие силы исторического процесса. Роль исторической личности / Культура как предмет философского анализа. Культура и человек / Личность как социальное явление. Свобода личности

38. Ответы на вопросы по философии (УрАГС. В.3)

39. Ответы на вопросы по философии (УрАГС. В.3)

40. Ответы на вопросы по философии (УрАГС. В.2)

41. Ответы на вопросы по философии (УрАГС. В.3)

42. Ответы на вопросы по философии (УрАГС. В.2)

43. Ответы на вопросы по философии (УрАГС. В.2)

44. Ответы на вопросы по философии

Религиозно-идеалистическая картина мира, ее особенности. Этические начала мировых религий / Философские взгляды Н. Бердяева. Анализ произведения Н. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека»

45. Ответы на вопросы по философии

Исторические типы взаимоотношения человека и общества / Эссе на тему: «XXI в. – проблемы мировой цивилизации»

46. Ответы на вопросы по философии (УрАГС. В.2)

47. Ответы на вопросы по философии

Исторические типы взаимоотношения человека и общества / Эссе на тему: «XXI в. – проблемы мировой цивилизации»

48. Ответы на вопросы по философии (УрАГС. В.2)

49. Ответы на вопросы по философии (УрАГС. В.4)

50. Ответы на экзаменационные вопросы по философии (Торговый техникум)

Исторические типы мировоззрения / Философия Востока. Философия древней Индии и Китая / Философия древней Греции (натур. философы, Сократ, Демокрит и Платон) / Философия древней Греции (Аристотель, Стоики, Эпикурейцы) / Философия Средних веков (святой Августин)  Философия Средних веков (Фома Аквинский) / Философия эпохи Возрождения / Философия Нового времени (специфика философии) / Проблема субстанции в философии Нового времени / Немецкая классическая философия. Иммануил Кант / Проблема бытия / Проблема материи / Пространство и время, атрибуты материи / Философская категория сознания / Структурный анализ сознания. Проблема идеального / Философия природы  / Философия в системе общества (социальные детерминанты) / Субъекты исторического процесса / Осознание политики и государства в философии / Проблема познания в философии / Абстрактнологическая ступень познания /  Специфика диалектики и ее отличия от метафизики / Закон единства и борьба противоположности / Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания отрицания / Глобальные проблемы современности / Проблема культур / Характерные черты культуры XX века

51. Ответы на вопросы по философии и политологии

Человек и политическая жизнь общества. Диктатура и демократия. Проблема тоталитаризма / Закон отрицания. Проявление закона в природе и обществе / Индивид, индивидуальность, личность как критерий общественного прогресса

52. Ответы на вопросы по философии

Сознание и мышление / Философское учение древнегреческого философа Аристотеля

53. Ответы на вопросы по философии (УрАГС. В.1)

54. Ответы на экзаменационные вопросы по философии (Индустриальный колледж)

Философия, ее предмет, структура, особенности и роль в обществе / Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения / Специфика философского мировоззрения / Зарождение и развитие философских идей на Древнем Востоке / Возникновение и становление философских учений в Древней Греции / Античная философия: основные проблемы и философские школы позднего этапа развития / Сущность и основные этапы развития средневековой христианской философии / Средневековая христианская этика, ее роль в формировании личностных качеств человека / Основные идеи философии Возрождения / Проблема познаваемости мира в философии XVII в. (разработка научного метода; Ф. Бэкон и Р. Декарт) / Рационализм эпохи Просвещения (XVIII в.) / Идея «правового» государства в философии Просвещения / Проблема познаваемости мира в философии ХIХ в. (гносеология И. Канта) / Немецкая классическая философия (диалектика Гегеля) / Становление и основные идеи философии марксизма / Современная иррациональная философия: особенности, основные направления / Этапы формирования и особенности развития русской философской мысли / Характеристика основных течений русской философской мысли первой трети XIX – начала XX в. / Понятие «русская идея» в интерпретации русских философов / Философский смысл проблемы бытия / Проблема бытия в различные исторические эпохи / Судьба проблемы бытия в XX веке / Русская религиозная философия о проблеме бытия / Основные проблемы философии человека / Сознание – как сущностная характеристика человека / Взгляды на сознание в различные исторические эпохи / Сознание и бессознательное / Формирование личности и типы личности / Свобода личности и ответственность человека в современном мире / Человек в философии рационализма и иррационализма / Проблема свободы в философии / Проблема смысла существования человека / Проблема счастья человека

55. Ответы на вопросы по философии (УрАГС. В.1)

56. Ответы на вопросы по философии (МГТУ)

Мировоззрение, его структура и основные функции / Миф как историческая форма мировоззрения / Религия как историческая форма мировоззрения / Философия как историческая форма мировоззрения / Философия как любовь к мудрости / Предмет философии, его историческое развитие / Структура и основные функции философии / Специфика философского знания / Материализм как одно из онтологических направлений в философии / Идеализм как одно из онтологических направлений в философии / Диалектика и «метафизика» как основные концепции развития / Философия и наука / Философия и религия / Философия и искусство

57. Ответы на вопросы по философии

Философия эпохи Возрождения и Нового времени / Современная естественнонаучная картина мира / Человек и социальная жизнь общества. Общность, социальные группы

58. Ответы на экзаменационные вопросы по философии (ВЭГУ)

Предмет и функции философии / Классификация философских учений. Материализм и идеализм / Космоцентрический характер античной философии. Учения милитцев, пифагорийцев, элеатов, атомистов / Философское учение Платона. Его онтология, гносеология, педагогические и социально-политические воззрения / Философские взгляды Аристотеля. Его онтология, гносеология, педагогические и общественно-политические воззрения / Характерные черты средневековой культуры и философии. Теоцентризм средневековой схоластики. Номинализм и реализм / Проблема метода и субстанции в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм / Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма / Теория познания и этические воззрения И. Канта / Идеалистическая диалектика и учение об абсолютной идее Г. Гегеля / Марксизм как течение философской и общественно-политической мысли / Особенности русской философии XX века. Русский космизм / Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм как характерные течения философской мысли 2-ой половины XIX – XX вв. / Диалектика и метафизика как философские методы. Основные принципы диалектики и метафизики / Материя как философская категория. Изменение представлений о материи в ходе истории человечества / Движение – способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь / Пространство и время – формы существования материи / Происхождения и сущность сознания. Проблема идеального / Познание. Чувственное и рациональное познание. Особенности рационализма и сенсуализма в гносеологии / Проблема истины. Критерий истины. Истина и оценка / Специфика научного познания. Отличие научного и обыденного познания действительности. Методы и формы научного познания / Наука как социальное явления. Проблема генезиса науки / Развитие общества как естественноисторический процесс. Формационный и цивилизационный анализ общества / Культура как явление общественной жизни

59. Ответы на вопросы по философии

Философия как наука / Положения нерелигиозной, собственно философской картины мира / Общая характеристика основных сфер общества

60. Ответы на вопросы по философии (по Ф. Ницше)

Сущность истинной жизни / Критика христианской морали / Истина и вера

 

 

 

 

Произведения по философии

1. Платон. Пир

Главные идеи и композиция диалога / Критические замечания к диалогу

2. Платон. Федр

Главные идеи и композиция диалога / Критические замечания к диалогу

3. Аристотель. Никомахова этика

Добродетель и виды человеческой добродетели / Нравственный идеал

4. Сенека. Нравственные письма к Луцилию

Жить достойно: главная мысль Сенеки / Чему учит Сенека

5. Библия (Новый Завет) (5А: Мировоззренческий смысл Нагорной проповеди Христа)

Новый Завет как составная часть Библии / Нагорная проповедь Иисуса Христа

6. Библия (Новый Завет)

Христианские источники о происхождении Иисуса Христа. Историчность образа Христа / Христос и любовь

7. Данте А. Божественная комедия: Ад

Условия создания “Божественной комедии” и описание в ней Ада / Философия “Божественной комедии”

8. Петрарка: Сонеты

Творчество Петрарка как “смятенность духа” / Гуманистический мотив произведений Петрарка

9. Боккаччо. Декамерон

Любовь в “Декамероне” / Сила человеческой энергии

10. Фейербах Л. Сущность христианства

Объектирование сущности человека / Корни и заменители религии

11. Монтень М. Опыты (о достойной жизни) (I вариант)

Философские критерии Монтеня как способ познать жизнь / “Опыты” Монтеня как внутренний самодиалог и самоанализ

12. Монтень М. Опыты (о достойной жизни) (II вариант)

Суть поисков Монтенем “достойной жизни” / “Естественность” как главный признак достойной жизни человека

13. Вико Дж. Периодизация истории

14. Шекспир В. Гамлет (место человека в мире)

15. Гете. Фауст

Основные идеи первой части “Фауста” / Вторая часть “Фауста”

16. Локк Д. Опыты о человеческом разуме

“Опыт о человеческом разумении”. Понимание разума / “Опыт о человеческом разумении”. Простые и сложные идеи. Учение о языке

17. Декарт Р. Избранные произведения

Декартовское “cogito ergo sum” / Дух (чувство и мысль, рассудок, разум, интеллект). Идеи

18. Шопенгауэр А. О свободе воли

19. Кант Э. Общая задача чистого разума

Философия и предметы веры / Разум и научное познание

20. Вебер М. Наука как призвание и профессия

Веберовский человек / Программный характер выступления Вебера

21. Ницше Ф. Так говорил Заратустра (I вариант)

22. Ницше Ф. Так говорил Заратустра (II вариант)

Ницше и понятие “сверхчеловека” / Основные черты “сверхчеловека”

23. Ницше Ф. Так говорил Заратустра

Мораль рабов и мораль господ / Внеморальная мораль сверхчеловека

24. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность

Гносеология и методология Шпенглера / Противоположность культуры и цивилизации как главная ось шпенглеровских размышлений

25. Фрейд З. Будущее одной иллюзии

Основная мысль произведения / Фрейдовское понимание будущего

26. Швейцер А. Благоговение перед жизнью

Этика – основа культуры / Этика и мистика / “Чистая совесть” –  изобретение дьявола

27. Камю А. Эссе об абсурде

Творческий путь А. Камю / Философия абсурда А. Камю как осознание жизненного пути

28. Камю А. Эссе об абсурде

Творческий путь А. Камю / Философия абсурда А. Камю как осознание жизненного пути

29. Камю А. Эссе об абсурде

Основные проблемы и идеи философии Абсурдного человека / Философия Камю в контексте экзистенциалистской мысли

30. Камю А. Посторонний. Чума

А. Камю и его “Посторонний” / Прочтение “Чумы”

31. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм

Принципы сартровского экзистенциализма / Свобода в экзистенциальной философии Сартра

32. Хайдеггер М. Вопрос о технике

33. Хайдеггер М. Наука и осмысление

Наука и не-наука / Философия науки М. Хайдеггера

34. Гуссерль Э. Философия как строгая наука

Коперникианский поворот Гуссерля / Феноменологический метод Гуссерля

35. Ясперс К. Смысл и назначение истории

Схема и основное содержание мировой истории  по К. Ясперсу / Вера, объединяющая народы

36. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности (анализ природы агрессии человека)

Возникновение и содержание агрессии / Гиммлер и Гитлер как примеры человеческой деструктивности

37. Фромм Э. Психоанализ и религия

Принципы анализа религии / Человек в исследовании Фромма

38. Биография С. Франка

39. Франкл В. Человек в поисках смысла (духовность, свобода, ответственность)

Свобода и ответственность – главные составляющие философии В. Франкла / Экзистенциализм Франкла и взгляды отечественных авторов

40. Франкл В. Человек в поисках смысла

Жизненный путь. Свобода и ответственность – главные составляющие философии В. Франкла / Анализ работы В. Франкла “Психолог в               концентрационном лагере”

41. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания

Философская система Бергсона / Концепция длительности и свобода воли Бергсона в “Опыте о непосредственных данных сознания”

42. Данилевский Н.Я. Россия и Европа

Многообразие культур и единство человеческой истории / Н. Данилевский и Вл. Соловьев

43. Бердяев Н.А. Судьба России

Мессианская роль России / Антиномичность русского национального самосознания

44. Бердяев Н.А. Судьба России

Россия и ее мессианская роль в мировом историческом процессе / Русское национальное самосознание и его антиномичность

45. Бердяев Н.А. Смысл творчества

46. Николай Александрович Бердяев

“Смысл творчества” как программное произведение Н.А. Бердяева / Тема судьбы России в творчестве великого русского философа / Развитие техники и будущее человечества

47. Бердяев Н.А. Человек и машина

Представления о взаимоотношении человека и природы до Н.А. Бердяева / Н.А. Бердяев и его отношение к технике

48. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма

Постижение русской истории по Н.А. Бердяеву / Россия и коммунизм

49. Соловьев В.С. Смысл любви

Основные идеи любви у Соловьева / Основные функции любви

50. Лосский Н.О. Характер русского народа (историко-философский анализ особенностей русского народа)

Понятие характера и его основные черты для русского народа / Религиозность русского народа

51. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура

Диалектика Лосева / “Диалектика мифа” А.Ф. Лосева

52. Мамардашвили М.К. О философии

Философ и философское самоопределение в культуре / Философ и поиск философского пути

53. Проблема маленького человека (по произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова)

Литературно-исторические условия появления образа “маленького человека” / Герои крупнейших русских писателей XIX века как        типичные представители “маленьких людей”

54. Антиутопии ХХ века как предостережение человечеству (по роману Е.И. Замятина “Мы”)

55. Плотин. О бессмертии души

56. Бердяев Н.А. Человек и машина

Отношение к технике Н. Бердяева /  Опасности новой технократической эпохи и судьба человечества

57. Вольтер. Философские повести

Основные проблемы философских повестей и ранние рассказы Вольтера /«Кандида» и другие поздние философские повести Вольтера

58. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла

Мораль рабов / Внеморальная мораль сверхчеловека

59. Мамардашвили М.К. Анализ работ

Философ и философское самоопределение в культуре / Философ и поиск философского пути

60. Плотин. О бессмертии души

Главные идеи трактата «О бессмертии души» / Душа как связующее звено между сверхчувственным и чувственным мирами

61. Паскаль Б. Мысли

Способ паскалевского философствования / Посмертное издание труда Паскаля

62. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура

«Диалектика мифа» как одно из основных произведений Лосева / Центральные категории философии Лосева – жизнь, диалектика, миф

63. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла

История создания книги «По ту сторону добра и зла» и ее значение / Мораль господ и рабов

64. Булгаков С.Н. Свет невечерний

Философствование С. Булгакова как религиозное православное созерцание / Проблемы человека в «Свете невечернем»

65. Досократики: Анаксимандр, Ксенофан, Гераклит, Парменид, Алкмеон, Эмпедокл, Демокрит – их высказывания

Первые греческие философы / Учение Демокрита

66. Бердяев Н.А. Кто такой философ и что такое философия?

Философия и вера / Предмет философского познания и отношение к философам

67. Платон. Пир

Главные идеи и композиция диалога / Критические замечания к диалогу

68. Данте А. Божественная комедия

Условия создания «Божественной комедии» и ее символика / Философия «Божественной комедии»

69. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе

Опасности, которые угрожают человечеству / Возможные пути выхода из кризиса

70. Боккаччо. Декамерон

«Декамерон»: идеи жизнеутверждающих новелл / Человеческие характеры в изображении автора «Декамерона»

71. Эразм Роттердамский. «Похвала глупости»

Основные идеи первой «философской» части произведения / Анализ второй части «Похвального слова Глупости»

72. Бердяев Н.А. Человек и машина (составлено из ф.47 и ф.56)

Анализ вопроса об отношении между человеком и машиной до Н.А. Бердяева / Н.А. Бердяев и его отношение к технике

73. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера

Главные идеи книги «Человек и ноосфера» / Основные выводы работы Н.Н. Моисеева

74. Беркли Дж. «Алкифрон»

Обстоятельства создания «Алкифрона» и его герои / Общая композиция «Алкифрона»

75. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Философская вера (практически то же самое, что и в ф.35)

Схема и основное содержание мировой истории  по К. Ясперсу / Вера, объединяющая народы

76. Гачев Г. Русский эрос

Эрос как понятие / Россия и Эрос

77. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого познания

Идеалистический эмпирицизм / Основной тезис Беркли

78. Ницше Ф. Антихрист

История создания «Антихриста» / Ницшеановский анализ христианства

79. Аристотель. О душе

Основные положения трактата о душе / Душа как причина и смысл цели

80. Платон. Теэтет

I. Вступление

II. Знание частное и общее

III. Знание не есть чувственное восприятие

IV. Знание не есть только правильное мнение

V. Знание не есть правильное мнение с объяснением

VI. Заключение

81. Джеймс У. Прагматизм

82. Честерфилд «Письма к сыну»

Честерфилды: отец и сын / Значение «Писем» Честерфилда для педагогической мысли

83. Мамардашвили М. Анализ сознания в работах Маркса (работа не доделана)

84. Фромм Э. Душа человека

Человек в современном обществе / Сущность человека

85. Честерфилд «Письма к сыну»

Письма Честерфилда: причины появления / Родительские письма Честерфилда к сыну как явление в мировой литературе

86. Витгенштейн Л. О достоверности

Предмет философского рассмотрения в работе Витгенштейна / Область нашего знания о мире

87. Бердяев Н.А. Смысл творчества

Превращение философии в творческий акт / Антроподицея как оправдание человека

88. Циолковский Э. Живая вселенная

Заблуждения / Единства того, из чего состоит Вселенная / Чувствительность материи / Периодичность космоса / Прогресс земного человечества / Человек овладевает Солнечной системой / Разум Млечного Пути

89. Боэций. Утешение философией

Теоретические источники создания произведения «Утешение философией» / Основные проблемы трактата Боэция

90. Конфуций. Изречения

Специфика «Луньюя» как текста / Общественные взгляды Конфуция

91. Кропоткин П.А. Этика

Предпосылки идейно-политического выбора П.А. Кропоткина / Основные этические идеи П.А. Кропоткина

92. Замятин Е., Хаксли О., Оруэлл Д. Антиутопии ХХ века

Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл и их произведения / «Мы» Евгения Замятина

93. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы

Главные идеи романа Достоевского / Легенда о Великом Инквизиторе

94. Монтень М. Опыты (О воспитании детей)

Педагогические идеи начального воспитания / Воспитание юноши

95. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление

Взгляды В.И. Вернадского на развитие биосферы / Принципы существования биосферы

96. Ламетри Ж.О. Человек-машина

Единство всего живого как основная идея произведения «Человек-машина» / Телесная сущность человека

97. Кант И. Основы метафизики нравственности

Об абсолютности морали и доброй воле / Категорический императив / Долг / Постулаты практического разума

98. Ницше Ф. Человеческое слишком человеческое

Истоки и последствия возникновения произведения / Суть идей «Человеческое слишком человеческое»

99. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике

Ортега и концепция философии техники / Техника и ее основные характеристики

100. Фрейд З. Психология бессознательного

Предпосылки возникновения психоанализа / Содержание психоанализа

101. Макиавелли. Государь

Сочинения Макиавелли как начало политико-правовой идеологии Нового времени / Основные идеи произведения Макиавелли «Государь»

102. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы житейской мудрости

Воля как стремление мира и человека к активности и изменению / Счастье: основы возникновения и значение его для человека

103. Бердяев Н.А. Смысл творчества

Превращение философии в творческий акт / Антроподицея как оправдание человека

104. Мор Т. Утопия

Социальный критицизм и антииндивидуализм Т. Мора / Физический и умственный труд в Утопии / Моральность и религия в Утопии

105. Камю А. Бунтующий человек

Осознание абсурдности жизни / Бунт как борьба человека за свое человеческое достоинство

106.  Лао-Цзы. Дао дэ цзин

«Дао». Его двойственность и диалектика  / Анализ основных идей произведения

107. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра

Проблема абсолютных ценностей / Личностное начало и этические ценности

108. Фромм Э. Человек для себя (гл. IV «Понятия “счастье” и “удовольствие”»)

Критический обзор наиболее значительных теорий удовольствия и счастья  / Характеристика основных видов удовольствий

109. Булгаков С.Н. Свет невечерний (то же, что и в ф.64)

110. Кропоткин П.А. Этика (то же, что и в ф.91)

111. Гельвеций К. Об уме

Издание труда Гельвеция и отношение к нему / Проблема равенства умственных способностей людей / Материализм Гельвеция

112. Ясперс К. Смысл и назначение истории (Духовная ситуация времени)

Анализ ситуации времени / Условия существования масс

113. Гегель Г. Философия права. Часть 1 и 3

Гегелевская трактовка права / Гегелевская трактовка государства

114. Ильин И. О монархии и республике

Основные идеи книги Ив. Ильина / Концепция правового государства и его воплощение по Ив. Ильину

115. Аристотель. Большая этика

Этика Аристотеля как этика гражданского служения / Добродетели и свободный выбор

116. Лапшин И.И. Творческая деятельность в философии

Научно-философское изобретение и художественное творчество / Творческие догадки и пробования как основа философского изобретения

117. Спиноза Б. Этика

Субстанция и атрибуты / Необходимость и свобода

118. Ортега-и-Гассет Х. Этюды о любви

Сущность и признаки любви / Кристаллизация любви у Стендаля / Любовь и влюбленность / Красота и любовь

119. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества

Перенаселение / Опустошение жизненного пространства / Бег наперегонки с самим собой / Тепловая смерть чувства /  Генетическое вырождение / Разрыв с традицией / Индоктринируемость / Ядерное оружие

120. Бхагавадгита

«Махабхарата». «Основное сказание» / Учение о должном действии. Йога и йогин. Знание / Гуны

121. Рассел Б. Почему я не христианин

Возможность существования бога / Аргументы против христианства

122. Бэкон Ф. Новый органон

Учение об идолах (призраках) и об очищении от них человеческого интеллекта / Догматизм и скептицизм / Критика Бэконом силлогизма и его эмпирический метод / Теория индукции

123. Локк Д. Опыты о человеческом разуме

Понимание разума Локком / Простые и сложные идеи

124. Платон. Теория познания Платона (на основе диалогов «Пир», «Теэтет», «Менон»)

Теория познания Платона: общая характеристика / Диалог «Теэтет» как введение в гносеологическое учение Платона / Решение проблемы объединения различенных и отграниченных друг от друга деятельностей чувств и ума в диалоге «Менон» / Диалог «Пир»: рассмотрение связи знания с чувственностью

125.  Тойнби А. Постижение истории

Цивилизации и их отличие от примитивных   обществ / Творческое меньшинство и инертная масса / Судьбы цивилизаций

126. Соловьев В.С. Русская идея

Россия как инициатор и главная опора духовного объединения христианских стран / Русская идея как религиозно-универсалистская концепция «преображения» жизни

127. Бэкон Ф. Новый органон

Материалистические взгляды Ф. Бэкона на природу / Учение Ф. Бэкона об идолах

128. Декарт Р. Рассуждения о методе

Осмысление Декартом интуиции и дедукции / Отношение Декарта к чувственному знанию /  Методологическое (методическое) сомнение

129. Беркли Дж. Три разговора между Гилосом и Филонусом

Основное содержание «Трех разговоров» / Критический анализ утверждений Беркли

130. Русская идея в интерпретации русских философов

Истоки и содержание «русской идеи» / «Русская идея» в трудах отечественных философов

131. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности (анализ природы агрессии человека)

Пересмотр Фроммом концепции Фрейда / Типы агрессивности / Страсти и социальное поведение / Психосоциология садизма / Некрофильский характер / Внутренний запрет на насилие

132. Бэкон Ф. Новый органон

Номинализм и эмпиризм Ф. Бэкона / Разработка индуктивного метода / Субъективные особенности сознания как источник заблуждений

133. Декарт Р. Рассуждения о методе

Р. Декарт: очевидность как критерий истины / Суть метода по Декарту Метафизика Р. Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о врожденных идеях

134. Беркли Дж. Три разговора между Гилосом и Филонусом

«Три разговора»: действующие лица и основное содержание / Аргументы Беркли

135. Аристотель. Большая этика

Добродетель и виды человеческой добродетели / Нравственный идеал

136. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма

Реализм Лосского, его возвращение к бытию / Познание есть непосредственная жизнь самого бытия / Субъект и объект познания

 

 

 

 

Сравнение философских взглядов

1. Неотомизм. Булгаков С.Н.

2. Герцен А.И. Франкфуртская школа

3. Герцен А.И. Маркузе Г.

4. Иванов В.И. Хайдеггер М.

5. Лосев А.Ф. Леви-Строс К.

6. Флоренский П. Тейяр де Шарден (I вариант)

7. Флоренский П. Тейяр де Шарден (II вариант)

8. Принцип тождества мышления и бытия в философии Н. Кузанского и К. Маркса

9. Маркс К. Ленин В.И.

10. Учение об основаниях бытия и сознания в философии Авиценны и Гассенди

11. Принципы гуманизма в философии Конфуция и Руссо

12. Принципы развития в философии Гераклита и Гегеля

13. Принципы развития в философии Платона и Фейербаха

14. Учение об основаниях бытия и сознания в философии Аристотеля и Канта

15. Принцип гуманизма в философии Платона и Канта

16. Н. Макиавелли. И. Кант

17. Соловьев В.С. Гуссерль Э.

18. Соловьев В. Фромм Э.

19. Чаадаев П.Я. Марбургская школа

20. Плеханов Г.В. Эмпириокритицизм

21. Чернышевский Н.Г. Шелер М. (I вариант)

22. Чернышевский Н.Г. Шелер М. (II вариант)

23. Принципы развития в философии Чернышевского и Фейербаха

24. Ломоносов М.В. Человек в структуре операциональной деятельности по Бриджмену У.П.

25. Ломоносов М.В. Рассел Б.

26. Толстой Л.Н. Ясперс К.

27. Леонтьев К.Н. Концепция личности в философии Гартмана Э.

28. Розанов В.В. Фрейд З.

29. Радищев А.Н. Маркузе Г.

30. Принцип гуманизма в философии Сенеки и Ницше

31. Пестель П.И. Марбургская школа

32. Принцип универсальной взаимосвязи в философии Николая Кузанского и Ф. Энгельса

33. Учения об основаниях бытия и сознания в философии Демокрита и Декарта

34. Принцип универсальной взаимосвязи в философии Аристотеля и Спинозы

35. Принципы гуманизма в философии Буддизма и Сен-Симона

36. Учения об основаниях бытия и сознания в философии Аверроэса и Шопенгауэра

37. Учения об основаниях бытия и сознания в философии Конфуция и Спинозы

38. Принципы гуманизма в философии Авиценны и Гоббса

39. Плеханов Г.В. Марбургская школа

40. Кропоткин П.А. Дьюи Дж.

41. Флоренский П.А. Хайдеггер М.

42. Маркузе Г. Пестель П.И.

43. Франк С. Дьюи Дж.

44. Сократ. Гельвеций

45. Аристотель. Локк

46. Платон. Лейбниц

47. Августин. Юм

48. Лосский Н.О. Гуссерль Э.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика