prepod

Путь к Файлу: /индустриально-экономический колледж / Торгово-экономическое сотрудничество России и Приморского края со странами АТЭС.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   prepod
Добавлен:   16.04.2015
Размер:   295.0 КБ
СКАЧАТЬ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра МАРКЕТИНГА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание

По дисциплине Рынок стран АТР

Тема: «Торгово-экономическое сотрудничество России и Приморского края со странами АТЭС (экспорт, импорт в динамике, их товарная и географическая структура)»

 

 

 

 

 

 

Выполнили: студентки 121-Мр

Митрофанова Е.,Помазан М.

Проверила: ст. пр. Тюрина Е.А.

 

Владивосток

2004 г.

Введение

Объединение мировых хозяйств – одно из самых развивающихся направлений, характеризующих мировую экономику XXI века. Интеграционные процессы идут во всех регионах мира. Начавшись в Европе, процесс объединения мировых хозяйств охватил и Америку, и Азию и, в том числе страны Азиатско-тихоокеанского региона (далее страны АТР) [8]. Естественно, процесс интеграции ведет за собой образование региональных экономических организаций. Одной из наиболее динамично развивающихся является организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС или по англ. APEC-Asia-Pacific Economic Cooperation). В эту организацию входит 20 стран или 21 экономика, все страны имеют выход к Тихому океану. Следует отметить, что АТЭС была создана в 1989 году и с тех самых пор является первой и единственной межправительственной организацией тихоокеанского бассейна, направляющей усилия на выработку единой экономической политики в регионе [8]. Немаловажную роль в разработке этой политики сейчас играет и Российская Федерация. Нужно сказать, что сотрудничество РФ со странами АТЭС имеет свою историю развития, в которой можно выделить несколько этапов (см. рис. 1).

 

Перспективы развития. Российская транспортная система ДВ и новые международные проекты

 

Современный период. Успешное сотрудничество России со странами АТЭС

 

 

 

90-е годы. Вступление России в АТЭС

80-е годы. Появление заинтересованности правительства СССР к созданию «Тихоокеанского сообщества»

Рис.1 Этапы участия России в Азиатско-тихоокеанской экономической интеграции

 

80-е годы. Появление заинтересованности правительства СССР к созданию «Тихоокеанского сообщества».

      Если в 1960-70-е годы Советский Союз достаточно настороженно относился к разного рода инициативам создания «Тихоокеанского сообщества», то с середины 80-х годов, особенно после знаменитых заявлений М.С. Горбачева во Владивостоке (1986) и в Красноярске (1988), ситуация изменилась, и правительство СССР стало проявлять заинтересованность к процессам институализации экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Возможность участия в организованном Тихоокеанском сотрудничестве, в том числе в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», социалистических государств вовсе не исключалась. Так, премьер-министр Австралии Дж. Хоук во время первой встречи министров иностранных дел и торговли АТЭС в Канберре (1989 г.) заявлял, что «в долгосрочном плане, с прицелом на XXI век, перед объединением стоит задача вовлечения социалистических стран в международный экономический порядок» [12].

90-е годы. Вступление России в АТЭС.

      После распада СССР Россия, перешедшая на рыночный путь развития экономики, усилила работу по вступлению в АТЭС. Первым опытом сотрудничества с форумом стало участие в министерской встрече по вопросам малого и среднего бизнеса в 1994 г. в Осаке, а также сотрудничество с рабочими группами.

      В марте 1995 г. российское правительство направило в Секретариат АТЭС заявку о намерении присоединиться к числу участников форума.

      27 июля 1996 г. Постановлением Правительства России была образована Межведомственная комиссия по делам форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», утверждены Положение

о Комиссии и ее состав. В декабре того же года состоялось первое заседание Комиссии, на котором обсуждались два главных вопроса:

1) о форме рассмотрения российских заявок на вступление в АТЭС и участие в рабочих группах организации; 2) о дальнейших шагах российской стороны в отношении АТЭС в свете итогов манильского саммита [5].

      На втором заседании Комиссии, прошедшем в июле 1997 г., была отмечена работа по дипломатическому и политическому обеспечению российской заявки, подготовке ряда информационно-справочных материалов о позиции и подходах России по широкому кругу экономических и внешнеторговых проблем. На заседании также принято решение о начале работы над проектом индивидуального плана действий.

      В ноябре 1997 г. в Ванкувере открылись очередной пятый саммит Лидеров АТЭС и министерская встреча. Среди многих вопросов, стоявших на повестке дня саммита, обсуждался вопрос о принятии новых членов. В отношении России дискуссии носили весьма драматичный характер. «Уже в ходе предварительных консультаций высших должностных лиц АТЭС

 в Ванкувере представители некоторых стран выступили с возражением против присоединения России. Противодействие еще больше усилилось на втором этапе форума - на совещании… на уровне министров иностранных дел и торговли» [10].

      Все же, благодаря поддержке Китая, США и Японии, заявка Россия была удовлетворена. Россия вовремя успела присоединиться к числу участников форума, поскольку в Ванкувере было одобрено решение о введении десятилетнего моратория на принятие новых членов. Для России и двух других вновь принятых экономик - Вьетнама и Перу - был определен переходный период в один год, после чего эти государства стали полноправными участниками форума. 13 августа 1998 г. было принято Постановление Правительства № 954 «Об обеспечении участия Российской Федерации в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», которое заменило Постановление Правительства от 27 июля 1996 г.

      В соответствии с Постановлением была образована Комиссия Правительства РФ по вопросам участия в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», которая выполняет следующие задачи: координация действий федеральных органов исполнительной власти в рамках АТЭС; обеспечение участия России в различных областях деятельности АТЭС; подготовка предложений, направленных на повышение эффективности сотрудничества между Россией и другими участниками форума [13].

      В ноябре 1998 г. в Куала-Лумпуре на первом для нашей страны саммите Российскую Федерацию представлял Председатель Правительства Е.М. Примаков. В состав российской делегации вошли главы министерств иностранных дел, экономики, торговли, губернаторы Приморского и Хабаровского краев, представители российского бизнеса.

      На встрече Лидеров АТЭС в Окленде (1999 г.) по поручению Президента Б.Н. Ельцина российскую делегацию возглавил Председатель Правительства В.В. Путин.

Современный период. Успешное сотрудничество России со странами АТЭС.

На саммите в Брунее, проходившем 15-16 ноября 2000 г., В.В. Путин представлял Российскую Федерацию уже в качестве Президента. Помимо встречи Лидеров, В.В. Путин принял участие в заседании Делового консультативного совета АТЭС, посвященном теме «Бизнес и глобализация».

      Доклад, с которым выступил Президент перед деловой элитой экономик АТЭС, состоит из двух основных частей. В первой части говорится о проблемах, связанных с процессом глобализации, который порождает как благо, так и риск. В докладе содержится призыв к возобновлению диалога «Север-Юг», а также стремление «найти пути сокращения разрыва в развитии. Иначе в глобализации возобладают не преимущества, а риски» [2].

       Что касается места форума АТЭС в управлении глобализацией и сглаживании отрицательных последствий данного процесса, то «АТЭС мог бы предпринять в этой связи и определенные меры помощи бизнесу.

       Это прежде всего развитие систем коммерческой и инвестиционной информации, техническая и консультативная помощь. Это, наконец, более внимательное отношение к нуждам и рекомендациям со стороны правительств и самого Форума» [2].

      Вторая часть доклада была посвящена российской экономике. Здесь, в частности, выделяются деловые интересы России в АТЭС. «В части экспорта это, в первую очередь, наши природные ресурсы, в том числе энергетические. Но это также и российская наука, которая является важнейшей частью мировой науки. Это машиностроение, транспортные магистрали, рыболовство, а также туризм.

 Для экспорта энергии создается инфраструктура, ориентированная на Азию, и здесь есть возможности для инвесторов других стран. Ряд энергоместорождений Сибири и Дальнего Востока выведен на режим соглашений о разделе продукции с иностранными инвесторами. Но энергия для нас - не только нефть и газ, а набор ее средств транспортировки и энергоемких продуктов.

      Поэтому мы предлагаем на экспорт электроэнергию и продукты химии и нефтехимии. Для транспорта по маршруту Азия-Европа открыты Транссибирская магистраль и Транскаспийский транспортный коридор...

      У наших рынков - значительный импортный потенциал… Российские предприятия могут предложить взаимовыгодные контракты по поставкам машиностроительной продукции и сырья, например, для цветной металлургии. Наша страна всегда нуждалась в продукции тропического земледелия. Хорошо «расходятся» на наших рынках и товары массового спроса, произведенные в Азии. Теперь их потенциал существенно расширился - от одежды и компьютеров до детских игрушек» [2].

      В июле 2000 года Комитет АТЭС по бюджету и управлению одобрил первые три российских проекта, финансирование которых будет производиться за счет фондов форума (на общую сумму около 230 тыс. долларов США). Это - проведение в Москве в мае 2002 года Форума по деловому сотрудничеству АТЭС в области инновационного предпринимательства, в сентябре 2001 года во Владивостоке - седьмого инвестиционного симпозиума, а также совещания по современным подходам к оценке влияния загрязняющих соединений на морские организмы. Кроме того, за счёт самофинансирования и привлечения средств спонсоров в 2002 году в России прошли следующие атэсовские мероприятия: приуроченная к упомянутому выше инвестиционному симпозиуму третья Инвестиционная ярмарка и весной в Москве - научно-практи-ческая конференция «АТЭС и ЕС: пути развития» [7].

     Практическим обеспечением деятельности России в форуме занимается Комиссия правительства Российской Федерации по вопросам участия в АТЭС, которую с августа 2000 года возглавляет заместитель председателя правительства Российской Федерации И.И.Клебанов. Функции Секретариата Комиссии исполняет соответствующее подразделение МИД России.

      В Комиссию входят представители около 30 министерств, ведомств и организаций, а также академических и деловых кругов, регионов. Ежегодно проводятся, как правило, три заседания. На них рассматриваются актуальные вопросы наращивания российского участия в форуме, прежде всего в министерских встречах, в рабочих группах, улучшения межведомственной координации, подготовки Индивидуального плана действий и с этого года - Плана действий по экономическому и техническому сотрудничеству применительно к развитию людских ресурсов. Секретариат Комиссии оказывает министерствам и ведомствам информационное, консультативно-справочное и методическое содействие в деле обеспечения участия российских представителей в мероприятиях и программах АТЭС [12].

      Под эгидой Комиссии в ноябре 1998 года при МИД России сформирован Деловой клуб АТЭС (ДКА), в котором в настоящее время состоят свыше 50 представителей крупных российских компаний и банков, ориентированных в своей деятельности на Азиатско-Тихоокеанский регион. Ежегодно проводятся два-три заседания клуба.

      С учётом опыта работы подобных организаций в других странах АТР основными функциями ДКА являются:

- выработка предложений по актуальным проблемам деятельности форума и участия в нём российского бизнеса;

- содействие представителям российского бизнеса в расширении присутствия на рынках АТР, в частности, путем оказания поддержки

при участии в работе встреч, проводимых в рамках АТЭС (выставок-ярмарок, семинаров, симпозиумов и т.д.);

- выдвижение кандидатур для утверждения Президентом Российской Федерации в качестве представителей России в Деловом консультативном совете АТЭС, через который осуществляется постоянное взаимодействие форума с деловыми кругами стран-участниц.

     Секретариат Комиссии проводит также работу по созданию российского Женского клуба АТЭС.

     В апреле 1999 года, июне 2000 года и апреле 2001 года по инициативе МИД были проведены научно-практические конференции на тему участия России в АТЭС. В них наряду с учёными ведущих российских научных учреждений участвовали представители крупных компаний и банков, дипломатического корпуса, министерств и ведомств, регионов, а также секретариатов АТЭС и СТЭС. По итогам встреч выпущены сборники докладов “Россия в АТЭС и в АТР” [6].

      В 2001 г. в Шанхае российскую делегацию вновь возглавлял Президент В.В. Путин, который в очередной раз выступил перед деловым сообществом АТЭС. В представленном докладе Президент, в первую очередь, коснулся актуальной для Азиатско-Тихоокеанского региона угрозы терроризма и сопутствующих ему зол - наркотрафика, нелегальной миграции, контрабанды оружия, - с которыми необходимо бороться [3].

      Проинформировав участников делового саммита о проводимых в России экономических реформах и успехах, которых достигла наша страна в 2000 г., Путин очертил направления сотрудничества, в которых Россия может эффективно участвовать.

      Это, прежде всего, участие «в конструировании новой энергетической конфигурации АТР»: обеспечение энергетической безопасности в регионе, возможность осуществлять крупномасштабные поставки энергоресурсов, реализация крупных энергетических проектов - как на территории самой России, так и на территории партнеров по АТЭС, возможность создания энергомостов из России в Японию, Корею, Китай.

      Другой перспективной сферой взаимодействия России и стран-участниц АТЭС является транспорт. В этой области большое значение может иметь объединение Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей, что «позволит сделать качественный шаг в развитии транспортной системы в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

В докладе уделяется внимание развитию трансполярных авиационных маршрутов, формированию «транспортного коридора, соединяющего западное побережье США с северо-восточными провинциями Китая через российские порты Дальнего Востока», а также возможности участия «в транспортных проектах, предусматривающих строительство железных и автомобильных дорог из Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу» [4].

А в 2002 году прошел форум АТЭС, на котором губернатор Приморского края выступил с докладом как эксперт по транспорту. Он выступил с докладом «Развитие железнодорожной, морской и авиационной транспортной инфраструктуры и ее влияние на инвестиционную ситуацию в регионе АТЭС». Сергей Дарькин заявил, что доклад он подготовил не как губернатор, а как эксперт по транспорту, проблемами которого он занимается уже много лет. Одной из тенденций, определяющих развитие транспортных сетей региона, является слияние транспортных и экспедиционно-распределительных предприятий. И создание центров таких предприятий в узлах обеспечивающих стыковку морского, воздушного и сухопутного видов транспорта. В АТР таких узлов три - Шанхай, Пусан, Владивосток. А значит, по мнению Сергея Дарькина, в Дальний Восток России надо вкладывать деньги - это выгодно и принесет более высокий, чем обычно, процент прибыли.

Но несколько более рискованно, чем в развитых странах. Как считает докладчик, инвестор должен выбирать между надежностью и малой прибылью и некоторой опасностью потери вложений, зато при высокой прибыли. В Приморском крае есть ряд проектов весьма привлекательных для инвестиций. Это реконструкция и строительство контейнерных терминалов в портах, развитие припортовых железнодорожных станций и даже строительство в Хасанском районе (предположительно бухта Перевозная) глубоководного порта, ориентированного на переработку нефтепродуктов.

 По сведениям докладчика, объем инвестиций в развитие инфраструктуры морских портов составит в Приморье за восемь лет 162 млн. руб. Кроме того, считает он, привлекательны для инвесторов проекты прокладки по территории края газо- и нефтепроводов.

Перспективы России в работе с АТЭС. Российская транспортная система ДВ и новые международные проекты.

      Обширная территория Дальневосточного и Восточно-Сибирского экономических районов России, тяготеющих к региону АТЭС, хотя и относительно слабо оснащенная наземной транспортной сетью, имеет выгодное транспортно-географическое положение, транспортные коммуникации приспособлены к осуществлению международных перевозок,

что позволяют вполне надежно выполнять внешнеторговый товарообмен России с другими странами. Дальний Восток России имеет выход к Тихому Океану, обеспечивающему сообщение со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также с государствами Америки, Океании и других частей света. Кроме того, в регионе имеется большое число магистральных аэропортов, способных принимать крупные воздушные суда; здесь расположено почти два десятка автомобильных погранпереходов на границе России с Монголией, КНР и КНДР (Монды, Забайкальск, Старо-Цурухайтуй, Благовещенск, Поярково, Турий Рог и др.), а также три железнодорожных выхода в КНР (Улан-Удэ – Наушки – Улан-Батор – Дзамын – Пекин, Карымская – Забайкальск – Харбин, Уссурийск – Гродеково – Муданьцзян), два железнодорожных выхода в Монголию (Улан-Удэ – Наушки – Улан-Батор, Борзя – Соловьевск – Чойбалсан), железнодорожный выход в КНДР (Барановский – Хасан – Наджин – Пхеньян). Функционирует речное судоходство по пограничным с КНР рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгари.

      В настоящее время действует несколько международных речных маршрутов между российскими и китайскими городами (Хабаровск – Фуюань, Благовещенск – Хэйхэ), пользующиеся большим спросом не только у туристов, но и у лиц, занимающихся мелким бизнесом.

      Для осуществления внешнеторгового товарообмена России со странами АТЭС и транзитных перевозок грузов через российскую территорию важное значение имеет Транссибирская железнодорожная магистраль.

     Этому, в частности, способствуют встречи с деловыми кругами Японии, Китая, Республики Корея и других стран с подробной информацией о возможности и условиях перевозки грузов по Транссибу.

     На Транссибирской магистрали расположены более крупные российские грузообразующие центры. Те предприятия, которые в больших объемах производят контейнеропригодную продукцию, имеют возможность отгружать ее контейнерными поездами, хотя, конечно, формирование прямых контейнерных поездов из-за недостаточной мощности контейнеропотоков связано с необходимостью их накопления на станциях отправления, а, следовательно, и с замедлением доставки грузов [5].

      В настоящее время все большее значение для обеспечения транспортных связей развивающейся торговли между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона приобретает взаимодействие Транссибирской магистрали с железнодорожными линиями Москва – Берлин и Москва – Санкт-Петербург-Хельсинки, входящими в число приоритетных транспортных коридоров Европы.

     Для выполнения внешнеторгового товарообмена технически вполне возможно соединение Балтийского региона по российским железным дорогам через Казахстан, Туркмению, Иран и Пакистан с железнодорожной системой Индии. Имеется также международный проект по созданию железнодорожной магистрали из юго-восточной Азии (Сингапур) через Малайзию, Таиланд и Вьетнам с последующим ее выходом на Пекин и далее на Европу.

       

Морские порты – важнейшая часть транспортной инфраструктуры, обеспечивающей связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

      На Российском побережье Дальневосточных морей расположено 26 морских портов. В них имеется 121 перегрузочный комплекс для приема и обработки грузового транспортного флота общей длиной около 20 км. суммарной годовой мощностью по перевалке 64 млн.т. грузов в год.

      Около 80% общего грузооборота морских портов региона и 90% морских внешнеторговых перевозок обеспечивается четырьмя наиболее крупными портами – Владивостоком, Находкой, Восточным и Ванино.

      В Дальневосточном регионе для обеспечения внешнеторговых связей со странами АТЭС используется также внутренний водный транспорт в бассейне р. Амур. Вместе с притоками р. Амур на протяжении почти 3 тыс.км. является государственной границей Российской Федерации с КНР и Монголией и одновременно важной транспортной магистралью      Основные речные порты, обеспечивающие внешнеторговые перевозки в судах смешанного плавания, – Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре имеют достаточные резервы мощностей и без выполнения дополнительных работ могут обеспечить все тяготеющие к этим портам объемы экспортно-импортных перевозок.

      Перечисленные причины являются главным инфраструктурным фактором, сдерживающим развитие автомобильных перевозок (в том числе международных) в российских регионах, расположенных в непосредственной близости от Тихого Океана и стран АТЭС.

      На Востоке Российская Федерация имеет общую границу только с единственной страной АТЭС – Китайской Народной Республикой. Невозможность осуществления транзита по территории КНР и КНДР привело к практическому отсутствию международных автомобильных перевозок с другими странами рассматриваемого региона. Поэтому под международными автомобильными перевозками на Дальнем Востоке понимаются в первую очередь перевозки с Китаем через имеющиеся погранпереходы [13].

      Географическое положение Приморья с незамерзающими портами и существующей инфраструктурой органично вписываются в рамки концепции организации мультимодальных транспортных систем (коридоров). Они позволят операторам перевозок интегрировано использовать все лучшие преимущества каждого вида транспорта и предложить потребителям продукцию высокого качества и приемлемые цены.

      Благодаря этим преимуществам Приморский край принимает участие в ряде международных проектов.

      Туманган. Наиболее перспективным для развития международного сотрудничества в районе СВА экспертами UNDP признан район реки Туманной, представляющий собой треугольник, образованный городами Чходжин (КНДР)-Яньцзи (КНР)-Находка (Российская Федерация) общей площадью около 75 тыс.кв.км. и с населением 3,5 млн.чел. Этот район получил наименование Tumen River Economic Devolopmont

Area – сокращенно TREDA.

      Основное направление развития Приморья – транспортный транзит и использование сырьевых и частично переработанных ресурсов (минеральное сырье, лес, рыба).

      Заинтересованность в развитии проекта проявили северо-восточные провинции КНР, лишенные выхода к морю. В фев. 1993 г. был подписан протокол о готовности компаний северо-восточных провинций Китая, принять участие в модернизации порта Зарубино, который входит в зону проекта «Туманган».

      Другим важным проектом является «Коридор Восток-Запад». Основным содержанием проекта (в широком смысле) является изменение движения внешнеторговых американо-китайских грузов.

        Значительный интерес может представлять российский потенциал в области освоения космоса. Причем у России уже есть опыт сотрудничества в данном направлении с такими государствами АТЭС, как Индонезия и Малайзия.

      В заключительной части доклада выражается готовность нашей страны «участвовать в формировании новых подходов и современной конфигурации работы АТЭС в целом, адекватной требованиям мировой экономики».

      В октябре 2002 г. на саммите АТЭС в Лос-Кабосе (Мексика) Россию представлял Председатель Правительства М.М. Касьянов. В своем выступлении, представленном на встрече Лидеров экономик форума, М.М. Касьянов сделал акцент на борьбе с терроризмом, от которого в 2002 г. пострадали Индонезия, Филиппины и Россия. В следующей части выступления затрагивалась проблема неравномерности социально-экономического развития стран и регионов, для решения которой необходимо совершенствование мировой финансово-экономической системы и повышение отдачи от механизмов АТЭС.

       Касьянов предложил внести в повестку дня АТЭС новые направления, в частности, разработку рекомендаций по развитию отдельных сегментов мировой экономики, мировой торговли, а сама Россия «готова предложить такие конкретные меры для обсуждения на ближайших предстоящих встречах АТЭС» [4].

      Далее сообщалось о позитивных изменениях в национальной экономике России и предлагалось вести совместную работу по созданию надежной, рассчитанной на перспективу энергетической системы в странах региона и по реализации проекта соединения Транскорейской и Транссибирской магистралей. В заключении говорилось: «Мы опираемся на способность нашей страны к интеграции в мировую хозяйственную систему и инновационный путь развития, высококвалифицированный человеческий ресурс. На этом пути мы всегда будем открыты для партнерства, реализации совместных инициатив. Словом, колоссальное поле для совместной работы в интересах стабильности и процветания нашего общего региона, и мы можем его эффективно использовать».

      Между тем, следует отметить, что по-прежнему российская экономическая дипломатия в форуме АТЭС еще не проявляет достаточной активности. Поэтому весьма распространено мнение, что участие в форуме «оказалось чисто символическим, никаких конкретных инициатив со стороны Москвы не последовало. Российские экономические позиции в АТР продолжают слабеть» [9].

      Под эгидой АТЭС в России реализовано небольшое число проектов: Седьмой инвестиционный симпозиум АТЭС «Инвестиционное развитие в регионе АТЭС в условиях глобализации»; Семинар о современных подходах к оценке влияния загрязняющих соединений на морские организмы;

Третья инвестиционная ярмарка АТЭС;

Форум по деловому сотрудничеству АТЭС в области инновационного предпринимательства (первые два проекта были одобрены для частичного финансирования из фонда АТЭС).

 В нашей стране проведено всего две встречи функциональных органов форума - Делового консультативного совета АТЭС и рабочей группы по телекоммуникациям.

      В Индивидуальном плане действий нашим государством не выдвинуто никаких новых положений для достижения целей, поставленных в Богоре. Весь российский Индивидуальный план действий представляет собой изложенные на английском языке меры, которые и без того намеревается принять правительство, не соотнося их к выдвинутым целям АТЭС. Справедливо будет отметить, что подобное положение с Индивидуальными планами действий сложилось не только в России. «Большинство ИПД, представленных членами АТЭС, подверглось большой критике, поскольку их положения не идут дальше того, что участники сделали бы в любом случае в рамках обязательств по Уругвайскому раунду, субрегиональных соглашений или в рамках своих национальных программ» [16].

Естественно, Россия, как страна с еще не окрепшей экономикой, не совсем готова к либерализации своего рынка. Поэтому нашей стране было бы полезно участвовать, в первую очередь, в таком направлении деятельности АТЭС, как Экономическое и техническое сотрудничество.

      Здесь важен для нас опыт Китая, который организовывает на своей территории различные мероприятия под эгидой форума АТЭС и тем самым стремится привязать прикладные направления в рамках АТЭС к собственным перспективным программам [7].

Участие России в форуме АТЭС имеет свои достоинства и недостатки.

Выгоды от членства России в форуме АТЭС [14]:

1. Участие в АТЭС демонстрирует приверженность России интеграции в мировую экономику, показывает ее готовность работать для достижения целей АТЭС и в соответствии с рыночными принципами, провозглашенными в АТЭС.

2. Участие в форумах системы АТЭС (комитетах и рабочих группах) может помочь российским участникам лучше понять действие рыночных механизмов в других странах региона, а также факторы, влияющие на развитие определенных отраслей экономики. Техническое преимущество России в некоторых областях может также быть полезным для работы отраслевых рабочих групп АТЭС и для развития двусторонних и деловых связей, что может вести к росту торговли и инвестиций.

3. Такое участие и полученный опыт могут расширить понимание в России, в том числе на Дальнем Востоке России, факторов, которые предопределяют принятие решений в области торговой и инвестиционной деятельности в других экономиках.

4. Выгоды, причем значительные, могут быть получены от программ обучения и наращивания потенциала, реализуемых рабочими группами в рамках ЭКОТЕК.

5. Участие в обсуждении проблем с лидерами крупных государств Азиатско-Тихоокеанского региона может быть использовано для развития двусторонних связей с отдельными странами. При других обстоятельствах это могло бы занять больше времени и усилий.

6. Такое обсуждение проблем может помочь пониманию региональных и национальных проблем и интересов, что, в свою очередь, может помочь России развивать собственную политику и стратегию в отношении двусторонних и международных экономических проблем, в том числе стратегии по решению глобальных экономических проблем - таких, как финансовый кризис 1998 года.

7. Участие представителей бизнеса как в Деловом консультативном совете АТЭС (ДКС), так и в различных рабочих группах АТЭС.

8. Значительное число докладов АТЭС и другие документы информируют о политике и административных мерах, оказывающих воздействие на развитие торговли и инвестиций. К ним относятся индивидуальные планы действий и путеводитель по инвестициям (Investment Guide).

 

 

Негативные моменты [14]:

1. Участие России в торговом, инвестиционном и экономическом сотрудничестве в Азиатско-Тихоокеанском регионе слишком ограничено, чтобы представлять интерес для партнеров по АТЭС.

2. Россия могла бы выиграть не столько от процесса торговой либерализации в рамках АТЭС, сколько от концентрации своих ограниченных ресурсов для вступления в ВТО.

3. Многих преимуществ можно добиться посредством развития двусторонних связей, и, если участники АТЭС откроют свои рынки, это будет более выгодно и приемлемо для России, чем если взвалить на себя ношу участия в АТЭС.

4. Участие России может замедлить и затруднить процесс реализации целей АТЭС.

5. Принцип «открытого регионализма» может представлять опасность для России, поскольку ей, возможно, придется делать уступки, что ослабит позиции России с более значимыми торговыми партнерами в Европе.

Подведя итоги, можно рассмотреть динамику импорта и экспорта (см. таблицы 1-6) и товарную и географическую структуры (см. таблицы 7-8) РФ и Приморского края со странами АТЭС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Внешняя торговля Российской Федерации со странами АТЭС, млн. руб.

 

Страны АТЭС

Оборот за январь-август 2003 г., млн.руб.

Оборот за январь-август 2004 г., млн.руб.

Темп роста, в %

Австралия

72,0

105,5

102,8

Канада

381,8

406,5

126,5

Китай

7010,3

9422,2

125,4

Чили

37,7

65,1

72,0

Гонконг

214,2

212,1

215,6

Индонезия

299,6

216,5

182,5

Япония

2493,2

4569,2

154,7

Корея, Рес.

1540,1

2430,6

107,4

Малайзия

505,8

323,4

110,4

Мексика

98,5

114,5

116,0

Новая Зеландия

36,9

53,8

134,4

Папуа-Новая Гвинея

4,3

1,6

121,1

Перу

48,1

34,8

41,3

Филиппины

152,0

176,6

177,5

Сингапур

187,3

176,7

102,1

Тайвань (Китай)

693,4

1447,9

164,0

Таиланд

321,9

397,9

132,8

Соединенные Штаты Америки

4883,9

5811,2

174,8

Вьетнам

300,8

432,2

109,3

АТЭС

19281,9

26452,4

122,7

Итого

 

 

 

Доля АТЭС, в %

 

 

 

 

Из данной таблицы мы видим, что оборот внешней торговли РФ со странами АТЭС значительно возрос в период с января-августа 2003 по январь-август 2004 с 19281,9 млн. руб. до 26452,4 млн. руб. Наиболее активное сотрудничество Россия ведет с Китаем, Японией, Республикой Кореей и США. Можно отметить, что Россия уже на протяжении многих лет производит торговые операции именно с этими странами, торговый оборот, например с Китаем достиг в 2004 году 9422,2 млн. руб. Также из таблицы видно, что РФ взаимодействует с такими странами, как Вьетнам, Таиланд, Тайвань, Малайзия, Индонезия, Гонконг, Канада. Конечно, оборот с перечисленными выше странами в несколько раз ниже, чем с США, Китаем, Р. Кореей и Японией, но вместе они составляют значительную долю внешнеторгового оборота России. Географическую структуру торгового оборота России со странами АТЭС можно представить в виде диаграмм (см. Рис.2,3).

 

Торгово-экономическое сотрудничество России и Приморского края со странами АТЭС

Рис.2 Географическая структура внешнеторгового оборота России со странами АТЭС за январь-август 2003г.

Торгово-экономическое сотрудничество России и Приморского края со странами АТЭС

 

Рис.3 Географическая структура внешнеторгового оборота России со странами АТЭС за январь-август 2004 г.

Далее мы рассмотрим экспорт и импорт России со странами АТЭС, полученные данные также представим в виде таблиц и диаграмм.

 

 

 

 

Таблица 2.

Импорт стран АТЭС , млн. руб.

Страны

Импорт за январь-август 2003 г.,млн.руб.

Импорт за январь-август 2004 г.,млн.руб.

Темп роста, в %

Австралия

58,6

93,2

92,8

Канада

175,2

203,2

136,9

Китай

1995,8

2751,9

129,1

Чили

32,0

63,1

150,2

Гонконг

6,1

6,5

111,5

Индонезия

114,1

126,1

133,3

Япония

965,2

2455,9

189,9

Корея, Рес.

814,7

1204,5

127,2

Малайзия

184,5

236,0

105,5

Мексика

36,8

40,2

187,5

Новая Зеландия

32,1

35,9

170,9

Папуа-Новая Гвинея

1,1

1,0

142,5

Перу

19,9

4,7

101,5

Филиппины

26,7

28,6

125,0

Сингапур

52,0

69,8

97,9

Тайвань (Китай)

166,9

209,8

124,5

Таиланд

229,6

194,9

131,5

Соединенные Штаты

1939,4

1964,2

76,0

Вьетнам

51,3

58,7

94,2

АТЭС

6902,2

9778,7

127,5

Итого

 

 

 

Доля АТЭС, в %

 

 

 

Торгово-экономическое сотрудничество России и Приморского края со странами АТЭС

Рис.4. Географическая структура импорта России со странами АТЭС за январь-август 2003 г.

Торгово-экономическое сотрудничество России и Приморского края со странами АТЭС

Рис.5. Географическая структура импорта России со странами АТЭС за январь-август 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.

Экспорт стран АТЭС, млн. руб.

Страны

Экспорт за январь-август 2003 г., млн.руб.

Экспорт за январь-август 2004 г., млн.руб.

Темп роста, в %

Австралия

13,4

12,3

216,3

Канада

206,6

257,3

126,5

Китай

5014,4

6670,4

123,0

Чили

5,7

2,0

20,0

Гонконг

208,1

205,4

766,1

Индонезия

185,5

90,4

312,5

Япония

1528,0

2113,3

135,5

Корея, Рес.

725,4

1226,2

97,5

Малайзия

321,3

87,4

161,1

Мексика

61,7

74,3

97,0

Новая Зеландия

4,9

18,0

122,1

Папуа-Новая Гвинея

3,2

0,6

105,4

Перу

28,2

30,1

31,1

Филиппины

125,2

148,0

194,0

Сингапур

135,3

76,3

105,3

Тайвань (Китай)

526,5

1238,1

181,7

Таиланд

92,3

203,1

135,8

Соединенные Штаты

2944,5

3847,0

180,2

Вьетнам

249,5

373,5

113,2

АТЭС

12379,8

16673,6

120,1

Итого

 

 

 

Доля АТЭС, в %

 

 

 

 

Торгово-экономическое сотрудничество России и Приморского края со странами АТЭС

Рис.6. Географическая структура экспорта России со странами АТЭС за январь-август 2003 г.

Торгово-экономическое сотрудничество России и Приморского края со странами АТЭС

Рис.7. Географическая структура экспорта России со странами АТЭС за январь-август 2004 г.

Таблица 4.

Внешнеторговый оборот Приморского края с некоторыми странами АТЭС [1].

Страны

2002 год

2003 год

темп роста в %

Китай

607,9

720,7

118,5

Корея, Рес.

445,8

439,9

98,7

Сянган

18,1

8,3

45,9

Сингапур

156,1

26,9

17,2

США

102,1

97,3

95,3

Япония

280,9

368,4

131,1

ВТО всего

1805,3

1902,5

105,4

Таблица 5.

Товарная структура экспорта и импорта Прим. Края со странами АТЭС (млн. долл. США)[1].

Товары

2002 год

2003 год

 

Импорт

Экспорт

Импорт

Экспорт

Продовольственные товары и сырье

183

298,9

184

310,2

Продукция топливно-энергетического комплекса

61,4

138,3

42,7

75,1

Продукция нефтехимического комплекса

131,8

26

134,5

27,4

Древесина  изделия из нее

15,4

156,3

18

176,1

Черные и цветные металлы

16,6

149,3

30,1

246

Машиностроительная продукция

166,2

166,8

317,2

55,4

Всего по краю

812,3

993

966,7

935,8

 

 

 

 

 

 

Внешнеторговый оборот России со странами АТЭС.

      Наибольший объем экспорта приходится на Китай, США, Японию и Республику Корея. В 1994 г. на их долю приходилось 81,8% всего объема экспорта России в страны АТЭС в стоимостном выражении, а в 1998 г. – 90,6%. Импорт из стран АТЭС в Россию постоянно рос. В 1998 г. импорт из этих стран составил около 20% всего импорта России. В 1998 г. 50% импорта в Россию из региона АТЭС (в стоимостном выражении) приходилось на США, в то время как в 1994 г. на их долю приходилось только 36%. Доля остальных крупных импортеров России из этого региона значительно сократилась: Японии с 19% в 1994 г., до 10% в 1998 г., Китая соответственно с 16,5%, до 14%. И лишь доля Республики Корея возросла с 7,5% до 12%.

      Самую существенную долю в экспорте России в страны АТЭС составляют черные и цветные металлы и изделия из них. В разные годы за последние пять лет их перевозилось от 15 до 20 и более млн.т. На их долю в 1994 г. приходилось 48% стоимости всего экспорта Российской Федерации черных и цветных металлов, а в 1998 г. – 33%

      Наибольшее количество металлов экспортируется из России в США, Китай и Японию. На их долю в 1998 г. приходилось около 90% всего экспорта металлов и изделий из них в страны АТЭС в стоимостном выражении и 82,4% в весовом. Необходимо отметить, что доля США в экспорте России металлов и изделий из них в регион АТЭС за период 1994-98 гг. значительно возросла, как в стоимостном, так и в весовом выражении, в то время как доля Китая снизилась в стоимостном выражении и значительно возросла в весовом. Большое количество металлов и изделий из них экспортируется из России на Тайвань, в Южную Корею и в Канаду.

     Значительное место в экспорте России в страны АТЭС занимает продукция химической промышленности, в состав которой включаются и удобрения. В 1994 г. на их долю приходилось 9% экспорта России в страны АТЭС, а в 1998 г. она составила уже 14%. Основным потребителем удобрений, поставляемых из России, является Китай, на долю которого в 1998 г. приходится около 77% стоимости удобрений экспортируемых из России в страны АТЭС и более 70% их веса. Однако за последние 2 г. поставки удобрений в Китай значительно снизились и составили 4 млн.т. в 1998 г., против 6,4 млн.т. в 1996 г.

      В 1998 г. объем экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий в страны АТЭС в весовом измерении составил 6,867 млн.т., в т.ч. в Японию – 4,1 млн.т.,1,8 млн.т. в КНР.

      Самым крупным импортером энергосырья является Япония – в 1998 г. поставки угля, нефти и нефтепродуктов составили 4,2 млн.т., в КНР – 1,7 млн.т., в США – 1,4 млн.т.

      В импорте России наибольшая доля приходится на товары продовольственной группы – 2,33 млн.т. в 1998 г. (из США – 1 млн.т., из Канады – 0,46 млн.т.). В 1998 г. было ввезено в Россию из стран АТЭС 629 тыс.т. химпродукции (203 тыс.т. из США, 174 – из австралии, 106 – из КНР). Такова краткая картина структуры экспорта и импорта России со странами АТЭС [10].

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

1) Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае //краткий статистический сборник.2004.С.4.

2) Выступление В.В. Путина на саммите АТЭС «Бизнес и глобализация» // Дипломатический вестник. 2000 №12. С. 33.

3) Выступление В.В. Путина на саммите АТЭС // Дипломатический вестник. 2001 №11. С. 33.

4) Выступление Председателя Правительства России М.М. Касьянова на встрече глав государств и правительств форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 25 октября 2002 года. // Информационный бюллетень. Министерство иностранных дел РФ. Департамент информации и печати. (URL:http://www.ln.mid.ru/ns-dipecon.nsf/).

5) Дипломатический вестник. 1997 №1. С. 36-37.

6) Дипломатический вестник 2000 №8. С. 9.

7) Потапов М.А. Опыт участия КНР в АТЭС: уроки для России // Проблемы Дальнего Востока. 2000 №6. С. 80-86.

8) Прогунова Л.В. Интеграционные процессы в АТР и участие в них Дальнего востока России: Учеб. пособие. Владивосток: ДВГАЭУ, 1996. 118 С.

9) Рогов С.М. Изоляция от интеграции // Независимая газета. 7 декабря 2000 г.С.5.

10) Россия закрепляется на Тихом океане // Известия. 27 ноября 1997.С.7.

11) Федеральная таможенная служба.URL:http://www.customs.ru/

12)  Целищев И.С. Сотрудничество в АТР: основа, возможности, специфика // Мировая экономика и международные отношения. 1991 №12. С. 29.

13) Центр делового сотрудничества Рлссии со странами АТЭС(ЦДС-АТЭС).URL:http://www.apec.technet.ru/

14) Anna V. Shkuropat. Op. cit. P. 8.

15) Anna V. Shkuropat. Russia in Asia and the Pacific: An Initial Assessment of Russia's Membership in APEC. Occasional Paper No. 51. Ottawa: Centre for Trade Policy and Law, 1999. P. 6-7.

16) R. Feinberg. Comparing Regional Integration in Non-Identical Twins: APEC and FTAA. P. 17. The paper is available at URL:http://apecstudy.org/feinberg.PDF

17)  Yuen Pau Woo. APEC After 10 Years: What's Left of «Open Regionalism»? // Paper presented at APEC Study Centre Consortium Conference, New Zealand, 30 May - 2 June 1999. The paper is available at URL:http://www2.auckland.ac.nz/apec/papers/woo.html

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика