prepod

Путь к Файлу: /Правоведение / ПравоДополнительн / ЭКОЛОГПР.DOC

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   prepod
Добавлен:   26.10.2015
Размер:   65.5 КБ
СКАЧАТЬ

Экологическое  право

 

Введение

 

                В условиях формирования государственности, создания нормативных основ правового государства особенно остро встала проблема, связанная с ухудшением, порчей, а в некоторых случаях и полным уничтожением природных объектов.

                В этом смысле охрана окружающей природной среды представляет систему национальных и международных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействием

между деятельностью человека и благоприятным состоянием окружающей среды. Правовая охрана окружающей среды - один из способов природоохранительной деятельности, в которой проявляется экологическая функция государства, направленная на обеспечение охраны природных объектов, которые между собой в непрерывной связи. Учитывая вышеизложенное в данной лекции следует рассмотреть три вопроса:

1. Правовая охрана окружающей природной среды.           

2. Земельный кодекс Украины. Форма собственности на землю.

3. Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства.

 

Переходим к рассмотрению первого вопроса.

 

                Непременным  условием охраны природных ресурсов является их надлежащая эксплуатация.

Охрана окружающей среды осуществляется различными, в том  числе и правовыми средствами.

Задача правовой охраны окружающей природной  среды  состоит в регламентации отношений в области охраны окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов. Основы правовой охраны окружающей природной среды составляют нормы земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, а также другого экологического законодательства.

Отношения в области использования и охраны окружающей природной среды регулируется:

· Законом Украины «Об охране окружающей природной среды»;

· республиканскими кодексами (земельными, водными, лесными, о недрах);

· специальными законами Украины («Об охране и использовании природного мира», «Об охране атмосферного воздуха», «О природно-заповедном фонде Украины»);

· законами Украины «О плате за землю», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О собственности» и др.

                Несколько подробнее рассмотрим Закон Украины «Об охране окружающей природной среды», принятый 25 июня 1991г. В данном законе впервые в законодательном порядке получили самостоятельное закрепление.

· экологические права и обязанности граждан,

· чрезвычайные экологические мероприятия,

· экологичсеская экспертиза,

· меры по обеспечению экологической безопастности,

· стандартизация и нормирование в области охраны окружающей природной среды,

· определена компетенция органов, осуществляющих управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Например, на Министерство природной среды возложено:

· осуществление комплексного управления;

· проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды природной среды и использования природных ресурсов;

· координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в этой области;

· государственный контроль за использование и охрану природных ресурсов;

· организация наблюдения (мониторинга) за состоянием окружающей природной среды;

· предъявление исков о возмещении убытков и потерь, причиненных в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и т.д. Наряду с государственным управлением законом предусмотрены и полномочия общественных объеденений в области охраны окружающей природной среды. Они вправе:

· предъявлять иски о возмещении ущерба, причиненного вследствие нарушения законодательства об охране окружающей  природной среды, в том числе здоровью граждан и имуществу общественных объеденений;

· проводить общественную экологическую экспертизу, обнародовать ее результаты и передавать органам, уполномоченным принимать решения;

· разрабатывать и пропагандировать свои природохоранные программы и т.д.

Закон различает государственную, общественную и другие виды экологической экспертизы, закрепляет обязательность ее проведения в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние окружающей природной среды. По закону правовое значение положительного заключения государственной экологической экспертизы состоит в том, что она является основанием для открытия финансирования всех программ и проектов. Заключение общественной экологической экспертизы может учитываться органами, осуществляющими государственную экологическую экпертизу. Самостоятельное место в законе занимают нормы, регламентирующие использование природных  ресурсов, контроль  и надзор за охраной окружающей природной среды, а также экономический механизм обеспечения охраны окр. среды. Одной из сторон  взаимодествия человека с природой (Вернадский В.И. - ноосфера) является природопользование. Человек мспользует природные ресурсы для удовлетворения своих различных  потреностей . Такое использование регулируется нормами права. Различается  право природопользования в объективном и субъективном смысле. Право природопользования в объективном смысле представляет собой правой институт, совокупность норм, регламентирующий порядок и основания

· возникновения,

· осуществления и

· прекращения прав и обязанностей лица, пользующегося природными ресурсами.

                Под правом природопользования в субъективном смысле - конкретным правополномочием, принадлежащим природопользованиям, обеспеченная законом возможность непосредственной эксплуатации природного объекта с целью получения определенных благ (материального и нематериального порядка). Разновидностями права природопользования являются:

· право землепользования,

· право водопользования,

· право лесопользования,

· право пользования недрами,

· право пользования животным миром,

· право пользования природно-заповедными территориями и др.

                Важнейшие принципы природопользования:

а) целевой характер природопользования,

б) плановость,

в) устойчивость,

г) стабильность,

д) самостоятельная защита прав природопользователей, производность от соответствующих форм собственности на природные ресурсы, лицензирование и др. Предусматривается право общего и специального использования земли, вод, недр, лесов, живодного мира и других природных ресурсов. Субъектами общего пользования природных ресурсов могут быть граждане.

                Закон «Об охране окружающей природной среды» гарантирует гражданам это право для удовлетворения различных жизненно и оздоровительных, рекреационных, материальных и др. Оно осуществляется гражданами безплатно, без закрепления за ними индивидуально определенных природных ресурсов. Для этого не требуется соответствующего разрешения уполномоченных органов. Общим является, например, право использования улиц, проездов, парков, скверов и других земель общего пользования в населенных пунктах, право свободно пребывать дикорастирующие плоды, орехи, ягоды, грибы и т.п.

                В отличие от общего, специального использование природных ресурсов осуществляется гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в случаях, когда природные ресурсы в установленном законом порядке предоставляются им в пользования (в том числе в аренду). Предоставление природных ресурсов производится на основании специальных разрешений:

а) государственных актов на право постоянного пользования землей,

б) договоров аренды земли,

в) лесорубочных билетов,

г) лесорубочных ордеров,

д) лесных билетов,

е) лицензий,

ж) острострелочных карточек и пр.

                Специальное использование природных ресурсов возможно только за плату. Например, законом установлена плата за землю в виде земельного налога и арендной платы за землю. Недра предназначены для добычи полезных ископаемых, строительства подземных сооружений и других целей. Водные объекты - для питьевых и бытовых нужд населения, для промышленного водоснабжения, для нужд с\х, судоходства, рыболовства и т.д. Лесные ресурсы - для удовлетворения потребностей в древесине, для защиты вод и земель, регулирования климата и пр. Животный мир - для осуществления охоты и рыболовства, научно - исследовательских, культурно - воспитательных, эстетических и др. Целей.

 

Второй вопрос.

Земельный кодекс Украины. Формы собственности на землю.

 

                Переход Украины к рыночным условиям предопределил необходимость осуществления земельных преобразований, в основе которых лежит Земельный кодекс Украины, принятый Верховным Советом 13 марта 1992 г.

                Данный кодекс регулирует отношения в области использования и охраны земель. Кодекс признает три формы собственности на землю:

государственную (закон Украины от 30.01.92 г. «О форме собственности на землю»);

коллективную;

частную.

                Распоряжаются землей Советы народных депутатов, которые в пределах своей компетенции передают земли в собственность, представляют в пользование или изымают их.

                Земельный кодекс закрепляет компетенцию всех Советов народных депутатов и высших органов госвласти и управления в сфере регулирования земельных отношений, определяет систему органов, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны земель.

Вот эти органы:

Кабинет министров Украины,

Правительство Республики Крым,

местная госадминистрация,

Госкомитет Украины по земельным ресурсам,

Министерство охраны окружающей природной среды Украины и др.

                В данном Законе занимает правовые предписания по использованию земель различных категорий (с/х назначения, населенных пунктов, водного и лесного фонда и др.)

                Особое внимание уделяется использованию земель гражданами.

 

Формы собственности на землю

 

                Закон Украины от 30.01.92г. «О формах собственности на землю» имеет:

 

государственную,

коллективную,

частную, которые являются равноправными.

                Госсобственность - все земли Украины, за исключением тех|, которые переданы в коллективную или частную собственность.

                Субъектами госсобственности выступает Верховный Совет Украины, Верховный Совет Республики Крым и Местные Советы народных депутатов в пределах соответствующих территорий.

                Земли, являющиеся госсобственностью могут передаваться в коллективную или частную собственность и предоставляться в аренду.

                Субъектами права коллективной собственности на землю являются коллективные с\х предприятия, с\х кооперативы, садоводческие общества, с\х акционерные общества.

                Распоряжаются данными землями общие собрания коллективов собственников. Земли в коллектиную собственность передаются безплатно.

                Каждый член коллективного с\х предприятия, с\х кооператива, с\х акционерного общества в случае выхода из него имеет право получить свою долю земли в натуре, которая определяется в установленном порядке.

                В частную собственность граждане Украины вправе получить земельные участки для конкретных целей:

а) ведение крестьянского (фермерского) хозяйства или личного подсобного хозяйства;

б) строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек;

в) садоводства;

г) дачного или гаражного строительства.

                Приобретение права частной собственности на землю осуществляется в случаях:

получения участка в наследство,

получение доли земли в общем имуществе супругов,

купли-продажи,

дарения и обмена.

                В подавляющем большинстве случаев передача земельных участков в собственность граждан осуществляется местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией безплатно.

                Для ведения фермерского хозяйства земельные участки, размер которых превышает среднюю земельнюю долю, передаются за плату.

                Земельный кодекс Украины подчеркивает, что бывшим собственникам земли (их наследникам) или землепользователям земельные участки не возвращаются. По их желанию им могут быть переданы в собственность или предоставлены в пользование другие земельные участки на общих основаниях. Иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки в собственность не передаются.

 

Плата за землю.

 

                Закон Украины от 3 июля 1992г. «О плате за землю» установил, что использование земли в Украине является платным. Собственники земельных участков и землепользователи ежегодно уплачивают плату за землю в виде земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от качества и месторасположения земельного участка, исходя из кадастровой оценки земли.

                Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщиков и устанавливается в виде платежей за еденицу земельной площади из расчета за год.

                Законом закреплены срение ставки земельного налога, которые могут уточняться Верховным Советом Украины при изменении кадастровой оценки земли.

                Арендатор уплачивает за землю арендную плату, размер которой устанавливается по соглашению сторон в договоре аренды.

                Исчисление суммы земельного налога по установленной форме осуществляется юридическими лицами самостоятельно.

                Начисление же земельного налога гражданам производится государственными инспекциями.

                Кроме земельного налога и арендной платы законом введена нормативная цена. Она призвана обеспечивать экономическое регулирование земельных отношений при передаче земли в собственность, в наследство, при дарении и получении кредита под залог земельного участка.

                Данная цена устанавливается в стократном размере земельного налога за соответствующий земельный участок.

                Контроль за правильность исчесления и взымания земельного налога возложен на госналоговую инспекцию.

                От платы за землю освобождены:

заповедники,

ботанические сады,

благотворительные фонды,

заказники (кроме охотничих),

опытные хозяйства научно - исследовательских учреждений и учебных заведений с\х профиля,

некоторые другие предприятия, учреждения, органы,

инвалиды I и II групп,

участники ВОВ,

пенсионеры, граждане с удостоверениями о том, что они пострадали от Чернобыльской катастрофы.

                Закон предоставляет право Верховному Совету Республики Крым, областным, Киевскому и Севастопольскому городским Советам народных депутатов устанавливать такие льготы по оплате за землю, как:

а) частичное освобождение на определенный срок,

б) отсрочка уплаты,

в) снижение ставки земельного налога.

 

Особенности аренды земли.

 

                Важнейшая особенность аренды земли состоит в том, что в качестве арендодателей Земельный Кодекс Украины в редакции 13.03.92г. Называет Советы народных депутатов (сельские, поселковые, городские, районные) и собственников земли (коллективных субъектов и отдельных граждан). Субъекты, которым участки предоставляются во временное пользование на условиях аренды, называются арендаторами.

                Граждане, имеющие в частной собственности земельные участки в праве  предоставления целевого назначения земли. Максимальный срок аренды - три года. В случае временной нетрудовпособности, призыва на действительную срочную военную службу в Вооруженные Силы Украины, поступления в учебные заведения до 5 лет. Арендаторами могут быть граждане Украины, предприятия, организации, учреждения, общественные объеденения и религиозные организации, совместные предприятия, международные объеденения и органы юридических лиц и граждане, а также предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. Условия и сроки аренды земли определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре. Форма договора утверждена постановлением Совета Министров Украины от 10.04.91г. Заключенный договор вступает в силу с момента его регистрации в Совете народных депутатов, на територии которого размещен арендованный земельный участок. Земельный кодекс закрепляет две разновидности временного землепользователя:

краткосрочные - до 3 лет;

долгосрочные от 3 до 25 лет.

                Конкретный размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон в договоре аренды.

                Арендная плата поступает в бюджет соответствующего Совета народных депутатов, на территории которого находится участок. Арендатор пользуется различными природными ресурсами (общераспространенными полезными ископаемыми, водными объектами и др.).

 

Правовой режим арендно-заповедного фонда Украины.

 

                Природно-правовой фонд составляет участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты, которые имеют природоохранительную, научную, эстетическую и иную ценность.

                Правовые основы организации, охраны, эффективного использования природно-заповедного фонда определяются законом Украины от 16.06.92г. «О природно-заповедном фонде Украины».

                Территории и объекты природно-заповедного фонда могут использоваться для природоохранных, научно-исследовательских, оздоровительных, образовательно-воспитательных и др. нужд окружающей среды. Управление всем этим возложено на Министерство охраны окружающей природной среды Украины. За нарушение законодательства о природно-заповедном фонде наступает дисциплинарная, административная, гражданская или уголовная ответственность.

 

Правовая охрана атмосферного воздуха.

               

                Правовую основу данной охраны составляет закон Украины от 16.09.92г. «Об охране атмосферного воздуха».

                На состояние атмосферного воздуха оказывает влияние два фактора: выбросы в атмосферу загрязняющих веществ и вредные воздействия на нее (звуковые колебание, включаю шумы, различного рода излучения).

                Законодательно закреплен экономический механизм обеспечения охраны атмосферного воздуха. Он включает:

организационно-экономические меры,

порядок определения нормативов платы и взымания платежей за загрязнение атмосферного воздуха,

распределение платежей за загрязнение атмосферного воздуха.

                Контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется местными органами государственной власти, Министерством охраны окружающей среды Украины и его органами на местах, органами местного самоуправления, общественными инспекторами охраны окружающей природной среды.

 

Вопрос третий

Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства.

 

                Важным составным элементом правового обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды является юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства. Основанием такой ответственности являються следуещие правонарушения:

а) нарушение прав граждан на экологически безопастную окружающую среду,

б) нарушение экологической безопастности,

в) невыполнение требований госэкологической экспертизы,

г) превышение лимитов и нарушение иных требований использования природных ресурсов.

                Лица, виновные в нарушении экологических правонарушений, несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

                Дисциплинарная ответственность - несоблюдение трудовой или производственной дисциплину.

                Административная - если деяния виновника характерезуются сравнительно небольшой степенью безопастности и не влекут уголовной ответственности.

                Уголовная ответственность - за совершение правонарушений, являющихся преступлениями.

                Гражданско-правовая - законом закреплена обязанность предприятий, учреждений, организаций граждан возмещать ущерб, причиненный ими вследствие нарушения экологического законодательства, то есть нести гражданско правовую ответственность.

                По существующему законодательству каждый гражданин Украины имеет право на безопастную для его жизни и здоровья окружающую природную среду.

                Гражданин имеет право учавствовать в :

а) проведении общественной экологической экспертизы,

б) разработке и осуществлении мероприятий по охране окружающей среды,

в) рациональному и комплексному использованию природных ресурсов,

г) обсуждении проектов законодательных актов,

д) материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей среды,

е) осуществлении общих и специальных использованиях природных ресурсов,

ж) предъявлять в суд иски к государственным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о возмещении ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие отрицательного воздействия на окружающую среду.      

                Нарушенные экологические права граждан должны быть востановлены, а их защита осуществляется в судебном порядке в соответствии с законом. Помимо прав гражданина Украины «Об охране окружающей природной среды» возлагает на граждан определенные обязанности:

вносить плату за специальное использование природных ресурсов и штрафы за экологические правонарушения,

осуществлять деятельность с соблюдением требований экологической безопастности, других экологических нормативов и лимитов использования природных ресурсов,

не нарушать экологические права, законные интересы других субъектов,

компенсировать ущеб, принисенный загрязнением с иным отрицательным воздействием на окружающую природную среду,

беречь природу, охранять, рационально использовать природные богатства в полном соответствии с требованиями действующего экологического законодательства.

                Важнейшим направлением повышения эффективности использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды является внедрение в природоиспользование экономико-правового механизма. Суть его: гражданин или предприятие должен быть поставлен в такие экономические условия хозяйствования, чтобы экономия на экологии была не только невыгодной ему, но и хозяйски нецелеобразна.

                Составными элементами такого механизма являются:

установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов,

установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, отходов и другие виды вредного воздействия,

предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберигательных технологий и нетрадиционных видов энергии,

осуществление других эффективных мер по охране окружающей природной среды,

определение источников финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды.

                Законом «Об охране окружающей природной среды» предусмотрена плата за специальное природопользование на основании нормативов платы и лимитов использования природных ресурсов. Нормативы определяются с учетом:

распространенности природных ресурсов,

их качества, способность воспроизводства,

доступности, комплектности, производительности, местонахождения, возможности переработки и утилизации отходов и других факторов.

                Плата за загрязнение окружающей природной среды установливается на основе соответствующих лимитов за:

выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения,

сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды, территориальные и внутренние морские воды, а также подземные горизонты, в том числе сбросы через систему коммунальной канализации,

размещение отходов промышленного с\х-го, строительного и иного производства.

Порядок определения платы и взымания платежей за загрязнение окружающей природной среды утвержден постановлением Кабинета министров украины от 13.01.92г. Контроль в области природопользования и охраны окружающей среды осуществляется путем:

проверки,

наблюдения,

обследования,

инвентаризации,

инспектирования и пр.

                Данный контроль производится уполномоченными органами и общественными формированиями.

                Госконтроль возлагается на Советы народных депутатов, органы исполнительной власти, министерство охраны окружающей среды. Общественный контроль осуществляется  общественными инспекторами охраны окружающей природной среды. Общественные инспекторы уполномочены:

проводить проверки,

составлять протоколы о нарушениях законодательства об охране окружающей среды и представлять их органам госконтроля,

оказания органам госконтроля в деятельности по предотвращению экологических правонарущений,

участие в проведении с работниками органов госконтроля рейдов и проверок соблюдения всеми субъектами экологического законодательства, норм экологической безопастности и мспользвания природных ресурсов.

               

 

 

               

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика