prepod

Путь к Файлу: /Менеджмент / Рабочие программы для заочников / Трилицкая / История менеджмента..doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   2
Пользователь:   prepod
Добавлен:   29.11.2015
Размер:   87.0 КБ
СКАЧАТЬ

Федеральное агентство по образованию

Волгоградский государственный университет

Факультет управления и региональной экономики

Кафедра  менеджмента

 

 

                              «Утверждаю»

                       Проректор по учебной работе

                       _____________ С.Г. Сидоров

                       «____» ___________  2006 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «История менеджмента»

специальность: «Менеджмент организаций»,

«Экономика и управление на предприятии»

 

 

 

ДО

 

Курс

3

 

Семестры

 

 

Всего аудиторных занятий, час.

 

 

В том числе: лекции, час.

34

 

Практические (семинарские) занятия, час.

34

 

Курсовая работа

 

 

Экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград -2006г.

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта Федерального агентства по образованию для студентов очной  формы обучения специальности  061100 - «Менеджмент организаций» и 060800 – «Экономика и управление на предприятии»

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры менеджмента

«___25__»  октября 2006г.

 

 

Заведующий  кафедрой  менеджмента                                            В. О.  Мосейко

Одобрено методической комиссией

Факультета УРЭ

«_____»  __________________ 2006 г.

 

 

Председатель

учебно-методической комиссии                                        Г.В.Седанов

 

Декан факультета                                                                В.В.Фесенко


Содержание рабочей программы «История менеджмента»

 

Раздел 1. Цели и задачи учебной дисциплины

 

Раздел 2. Содержание учебной дисциплины

 

Раздел 3. Учебно-методические материалы по дисциплине

 

Раздел 4. Контрольные вопросы к зачету

 

Раздел 5. Лист согласований и изменений, внесенных в рабочую программу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Раздел 1. Цели и задачи учебной дисциплины.

 

1.1. Цель преподавания дисциплины «История  менеджмента»

 

ü ознакомить с основными, наиболее значимыми направлениями развития истории менеджмента на различных этапах формирования науки управления;

ü проанализировать работы известных учёных и практиков, внесших существенный вклад в становление менеджмента как науки;

ü выявить какой вклад в менеджмент внесли такие науки, как: политическая экономия, философия, история экономической мысли и др.;

ü изучить не только развитие зарубежной истории менеджмента, но и отечественной, которая является неотъемлемой составной частью мировой управленческой мысли.

 

1.2. Задачи  дисциплины «История менеджмента»

 

ü проанализировать эволюцию основополагающих идей и научных школ менеджмента;

ü выявить доминантные проблемы и проанализировать подходы и идеи к решению проблем современного промышленного производства;

ü изучить сущность целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в условиях динамично меняющейся среды;

ü проанализировать национально-исторические особенности и их роль в формировании моделей менеджмента;

ü выяснить влияние глобализации, интеграции и диверсификации экономики на направления теории и практики современного менеджмента.

 

Студент должен знать:

 

ü место и роль  истории менеджмента в системе научных знаний;

 

ü современное состояние научного знания об управлении.

 

 

Студент должен уметь:

 

ü применять имеющиеся, совокупные знания по истории менеджмента в анализе социально-экономических процессов;

 

ü применять навыки, знания, опыт  полученные в процессе учебы  для формирования собственных взглядов на проблемы современного управления.


Раздел 2. Содержание учебной дисциплины «История менеджмента»

 

Номер темы

 

Название темы, наименование вопросов,

изучаемых на лекциях

 

Кол-во часов, отводимых на лекции по теме

Практические (семинарские) занятия

1.

 

Природа управления и исторические тенденции его развития, характерные особенности теории и практики управления

- Управление и его элементы

- Характерные особенности теории и практика управления

- Объект и субъект управления,  и каковы условия их эффективного взаимодействия

- Необходимость управления в организации

 

2

 

2

2.

 

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

- Менеджмент – самостоятельный, особый вид управленческой деятельности

- Предпосылки и источники формирования менеджмента

- Сравнительная характеристика старой и новой организации

 

2

 

2

3.

 

Классификация этапов и школы в истории менеджмента

- Классическая школа управления

-Учение Ф. Тейлора.

-Принципы организации административной деятельности А. Файоля.

- Организационные принципы Гьюлика-Урвика.

- Учение М. Вебера об идеальной бюрократической организации управления

- Позиция Г. Форда в развитии классической школы управления

- Доктрина человеческих отношений.

- Сущность и анализ основных позиций Мэри Паркер Фоллетт.

- Сущность и анализ социальной организации и Хоторнского эксперимента Э. Мейо.

- Принципы иерархии потребности  А. Маслоу.

- Теория «X» и «У» Д. Мак-Грегора. Теория «7».

- Эмпирическая школа управления.

- Сущность основных положений эмпирической школы.

- Концепция П. Друкера о специфике управленческой деятельности.

- Тестирование как эвристический метод оценки организаторской деятельности.

- Сравнительная характеристика тейлоризма, гуманистического вызова и эмпиризма.

- Школа социальных систем.

- Структурно-функциональная концепция Т. Парсонса и Р. Мертона.

- Принципы системного подхода Ч.  Барнарда.

– Теоретико-познавательные аспекты принятия решений Г. Саймона.

- Концепция социальной организации  А. Этциони.

- Новая школа управления.

- Методологические позиции Л. фон Берталанфи о системном подходе.

- Эконометрический подход к анализу и программированию управленческих процессов (Канторович Л.В., Данциг Д., Тинбергин Я., Клейн Л., Гольдбергер А.)

- Концепция промышленной динамики Дж. Форестера.

- Н.Винер – основатель кибернетики – «науки об оптимальном, целенаправленном управлении сложными динамическими системами»

- Формирование русской модели государственного и хозяйственного управления

- - Принципы и методологические позиции Богданова А.А., Гастева А.К., Ерманского О.А., Керженцева П.Н., Амосова Н.А.

- Совершенствование системы хозяйственного руководства в послевоенный период

- Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы

 

12

 

12

4.

 

Становление и развитие количественной школы науки управления

- Методологические основы школы науки управления

- Использование в управлении системного анализа и математических методов.

 

4

 

4

5.

 

 Разнообразие моделей менеджмента

- Характеристика американской модели менеджмента

- Особенности японской модели менеджмента

- Особенности западноевропейской модели менеджмента

 

4

 

4

6.

- Развитие системных концепций

- - Этапы развития системного подхода

- - Общая теория систем как междисциплинарная наука

- - Особенности экономических систем и области применения системного анализа в экономике

- - Применение системного анализа в управлении

 

4

 

 

4

7.

- Современное состояние менеджмента. Перспективы менеджмента

- - Основные тенденции современного этапа развития менеджмента

- - Современная новая парадигма (система взглядов) управления

 

4

 

4

 

- Итого:

34

34

 


Раздел 3. Учебно-методические материалы по дисциплине

«История менеджмента»

1. Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В. "Теория управления" - М.: Изд-во "Вестник", 1997.

2. Клод Менар "Экономика организаций", М.: ИНФРА-М, 1996.

3. Роберт М.Фалмер "Энциклопедия современного управления" в5-ти т. -- М.:

ВИПКэнерго, 1992.

4. Волькенштейн М.В."Энтропия и информация", М.:Наука, 1986.

5. Винер Н. «Кибернетика»., М., Радио и связь., 1971.

6. Гвишиани Д.М., Новик И.Б., Пегова С.А. "Природа моделей и модели природы" - М.: Мысль. 1986.

7. Карпухин Д.Н., Мильнер Б.3. "Современное управление" в 2-х т.- М.: Издатцентр, 1997.

8. Файоль А. “Учение об управлении”//Проблемы теории и практики управления, 1989 №6.

9. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Пер. с англ. - Киев, 1990.

Ю.Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. -М.: ФиС, 1989.

11 .Яккока Л. Карьера менеджера. Пер.с англ. - М.: Прогресс, 1990.

12.Форд Г. Сегодня и завтра. - М. ''Контроллинг'', 1992.

13. Морита А. Сделано в Японии. Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1993

14.0учи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. Сокр. пер. с англ.- М.:Экономика, 1984.

15.Историографическая литература об Адамецки, Тейлоре, Файоле, Эмерсоне, Форде.

16. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991.

17. Кунц Г., О’Донннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 1981.

18. История менеджмента. Уч.пособие / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997.

19. Бобрышев Д.Н., Семенцов С.П. История управленческой мысли. – М., 1987.

20. Грейсон Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХI века. М.: Экономика, 1991.

21. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология) – М., 1960.

22. Дункан Джек. Основополагающие идеи менеджмента.- М.: ПРИОР, 2001.

23. Гвишиани Д.М. Организация и управление. – Изд. 3-е перераб. – М.: Изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998, 332 с.

24. Кравченко А.И. Социология менеджмента. Уч.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001, 366 с.

25. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Пер. с англ. – М.: 1992.

26. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989.

27. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). Пер. с англ. / Под ред. Л.И.Евенко. – М.: Прогресс, 1986.

28. Эклаунд К.  Эффективная экономика. Шведская модель. Пер. с швед. – М.: Экономика, 1991.

29. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М., 2000.

30. Мерсер Д. ИБМ: управление самой преуспевающей корпорацией мира. М., 1991.


Раздел 4. Контрольные вопросы к зачету

 

1. В чем состоит необходимость в управлении?

2. Что такое управление,  и какие  его разновидности существуют?

3. Что представляют собой субъект и объект управления, и каковы условия их эффективного взаимодействия?

4. Управление и его элементы.

5. Характерные особенности теории и практики управления.

6. Основные этапы развития менеджмента.

7.  Какова роль промышленной революции в становлении управления?

8. Предпосылки формирования менеджмента.

9. Наиболее распространенные и известные подходы к формированию этапов и школ менеджмента.

10. Современный взгляд на классификацию подходов и школ менеджмента.

11. Сущность концепции Ф.У.Тейлора.

12. Основные принципы концепции Ф.У.Тейлора.

13. 12 принципов производительности труда Г.Эмерсона.

14. Основные положения фордизма.

15. Достоинства и недостатки тейлоризма.

16. Влияние школы научного управления на формирование современного менеджмента.

17. Заслуга А.Файоля в развитии менеджмента.

18. 14 признаков управления, разработанные А.Файолем.

19. Функции управления, сформулированные А.Файолем.

20. Какие положения, принципы классической (административной) школы используются в современном менеджменте?

21. Основные положения, на которых базируется школа человеческих отношений.

22. Сущность и анализ социальной организации и Хоторнского эксперимента Э.Мейо.

23. Сущность основных положений эмпирической школы.

24. Концепция Друкера о специфике управленческой деятельности.

25. Сущность и анализ школы социальных систем.

26. Принципы системного подхода Ч. .Барнарда.

27. Методологические позиции Л. фон Берталанфи о системном подходе.

28. Сущность эконометрического подхода к анализу и программированию управленческих процессов.

29. Формирование русской модели государственного и хозяйственного управления.

30. Разнообразие моделей менеджмента.

31. Характеристика американской модели  менеджмента.

32. Характеристика японской модели  менеджмента.

33. Характеристика западноевропейской модели  менеджмента.

34. Методологические основы количественной школы науки управления.

35. Сущность системного анализа и математических методов.

36. Этапы развития системного подхода.

37. Особенности экономических систем и области применения системного анализа в экономике.

38. Применение системного анализа в управлении.

39. Современное состояние менеджмента.

40. Основные направления дальнейшего совершенствования системы управления.

 


Раздел 5.  Лист согласований и изменений, внесенных в рабочую программу

 

                                                                              Таблица №2.

Дополнения и изменения

 

Номер протокола, дата пересмотра, подпись зав. кафедрой

 

Дата утверждения и подпись декана

 

1.

 

2.

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика