prepod

Путь к Файлу: /Менеджмент / Рабочие программы для заочников / Трилицкая / Теория управления ГМУзу.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   prepod
Добавлен:   29.11.2015
Размер:   87.5 КБ
СКАЧАТЬ

Федеральное агентство по образованию

Волгоградский государственный университет

Факультет управления и региональной экономики

Кафедра  менеджмента

 

 

                             «Утверждаю»

         Проректор по учебной работе

          _____________ С.Г. Сидоров

          «____» ___________  2006 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Теория управления»

специальность: «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

ЗО

 

Курс

2

 

Семестры

 

 

Всего аудиторных занятий, час.

 

 

В том числе: лекции, час.

8

 

Практические (семинарские) занятия, час.

4

 

Курсовая работа

 

 

Экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград -2006г.


Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта Федерального агентства по образованию для студентов заочной  формы обучения специальности «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры  менеджмента

«___25__»  октября 2006г.

 

 

Заведующий  кафедрой  менеджмента                                         В. О.  Мосейко

Одобрено методической комиссией

Факультета УРЭ

«_____»  __________________ 2006 г.

 

 

Председатель

учебно-методической комиссии                                        Г.В.Седанов

 

Декан факультета                                                                В.В.Фесенко


Содержание рабочей программы «Теория управления»»

 

Раздел 1. Цели и задачи учебной дисциплины

 

Раздел 2. Содержание учебной дисциплины

 

Раздел 3. Учебно-методические материалы по дисциплине

 

Раздел 4. Контрольные вопросы к зачету (экзамену)

 

Раздел 5. Лист согласований и изменений, внесенных в рабочую программу

 

 

 

 


Раздел 1. Цели и задачи учебной дисциплины.

 

1.1. Цель преподавания дисциплины «Теория управления»

 

ü ознакомить с основными, наиболее значимыми направлениями развития теории управления  на различных этапах формирования науки;

ü проанализировать работы известных учёных и практиков, внесших существенный вклад в становление теории управления  как науки;

ü выявить какой вклад в теорию управления внесли такие науки, как: политическая экономия, философия, история экономической мысли и др.;

ü изучить не только развитие зарубежной мысли по теории и практики управления, но и отечественной, которая является неотъемлемой составной частью мировой.

 

1.2. Задача  дисциплины «Теория управления» состоит в том, чтобы:

 

ü Способствовать пониманию:

1. сущности и социальной значимости профессии «менеджер»;

2. места  и роли курса как в системе социальных и управленческих знаний,    так и в формировании профессиональных качеств менеджера.

ü Развивать способности:

1. формировать цели организации и эффективно использовать человеческие ресурсы для их достижения;

2. разрабатывать стратегические и тактические планы;

3. управлять поведением сотрудников, принимая как типовые, так и творческие нестандартные управленческие решения;

4. управлять по ситуации, используя разные способы управленческого воздействия;

ü Вооружать знаниями,  как теоретических основ управления, так и навыками эффективных технологий менеджмента.

ü Научить проводить диагностику состояния управления в организации:

1. формировать предпринимательский тип организационного поведения;

2. конструктивно взаимодействовать  с консультантами по управлению;

3. управлять организационными инновациями;

4. формировать конструктивную организационную культуру, позволяющую каждому работнику вносить максимальный вклад в достижение целей организации.

 

Студент должен знать:

 

ü место и роль  теории управления в системе научных знаний;

 

ü современное состояние научного знания об управлении.

 

 

Студент должен уметь:

 

ü применять имеющиеся, совокупные знания по истории менеджмента в анализе социально-экономических процессов;

ü применять навыки, знания, опыт  полученные в процессе учебы  для формирования собственных взглядов на проблемы современного управления;

ü принимать управленческие решения, которые обеспечат конкурентоспособность организации.

 

 


Раздел 2.  Содержание учебной дисциплины

 «Теория управления»

 

Номер темы

 

Название темы, наименование вопросов,

изучаемых на лекциях

 

Кол-во часов, отводимых на лекции по теме

Практические (семинарские) занятия

1.

 

Теория управления в системе научного знания

- Управление и его элементы

- Характерные особенности теории и практики  управления

- Объект и субъект управления,  и каковы условия их эффективного взаимодействия

- Необходимость управления в организации

 

1

 

-

2.

 

Эволюция теории и практики управления

- Исторические, экономические и идеологические предпосылки возникновения менеджмента

- Развитие теории  менеджмента в зарубежных и отечественных исследованиях

- Новая управленческая парадигма. Социальный менеджмент – современный этап эволюции менеджмента

 

1

 

-

3.

 

Классификация этапов и школы в истории менеджмента

- Классическая школа управления

-Учение Ф. Тейлора.

-Принципы организации административной деятельности А. Файоля.

- Организационные принципы Гьюлика-Урвика.

- Учение М. Вебера об идеальной бюрократической организации управления

- Позиция Г. Форда в развитии классической школы управления

- Доктрина человеческих отношений.

- Сущность и анализ основных позиций Мэри Паркер Фоллетт.

- Сущность и анализ социальной организации и Хоторнского эксперимента Э. Мейо. 

- Принципы иерархии потребности А. Маслоу.

- Теория «X» и «У» Д. Мак-Грегора; Теория «7».

- Эмпирическая школа управления.

- Сущность основных положений эмпирической школы.

- Концепция П. Друкера о специфике управленческой деятельности.

- Тестирование как эвристический метод оценки организаторской деятельности.

- Сравнительная характеристика тейлоризма, гуманистического вызова и эмпиризма.

- Школа социальных систем.

- Структурно-функциональная концепция Т. Парсонса и Р. Мертона.

- Принципы системного подхода Ч. Барнарда.

– Теоретико-познавательные аспекты принятия решений  Г.  Саймонса.

- Концепция социальной организации А. Этциони.

- Новая школа управления.

- Методологические позиции Л. фон Берталанфи о системном подходе.

- Эконометрический подход к анализу и программированию управленческих процессов (Канторович Л.В., Данциг Д., Тинбергин Я., Клейн Л., Гольдбергер А.)

- Концепция промышленной динамики Дж. Форестера.

- Н.Винер – основатель кибернетики – «науки об оптимальном, целенаправленном управлении сложными динамическими системами»

- Формирование русской модели государственного и хозяйственного управления

- - Принципы и методологические позиции Богданова А.А., Гастева А.К., Ерманского О.А., Керженцева П.Н., Амосова Н.А.

- Совершенствование системы хозяйственного руководства в послевоенный период

- Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы

 

2

 

2

4.

 

Управленческий труд: характеристика, функции, роли

- Управленческий труд и его специфика

- Роли руководителя

- Требования к профессиональной компетенции менеджера

- Функции управления

 

1

 

0,5

5.

 

 Методология исследования управленческой деятельности

- Основные понятия и категории науки управления

- Законы и закономерности управления

- Принципы управления

 

1

 

0,5

6.

- Организация – функция управления

- - Управленческое понимание организации как функции

- - Основные звенья и связи организационной структуры управления (ОСУ)

- - Классификация видов ОСУ

- - Иерархические структуры управления

- - Адаптивные структуры управления

- - Тенденции эволюции ОСУ

 

1

 

 

0,5

7.

- Эффективность управления

- - Критерии и показатели оценки эффективности управления

- - Методы оценки и анализы эффективности управления

- - Факторы повышения эффективности управления

0,5

0,5

8.

- Современное состояние теории управления. Перспективы развития управления

- - Стратегический менеджмент – практика новой управленческой парадигмы

- - Задачи менеджмента в XXI веке

 

0,5

 

 

 

- Итого:

8

4

 


Раздел 3. Учебно-методические материалы по дисциплине

«Теория управления»»

1. Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В. "Теория управления" - М.: Изд-во "Вестник", 1997.

2. Клод Менар "Экономика организаций", М.: ИНФРА-М, 1996.

3. Роберт М.Фалмер "Энциклопедия современного управления" в 5-ти т. - М.:

ВИПКэнерго, 1992.

4. Волькенштейн М.В."Энтропия и информация", М.:Наука, 1986.

5. Винер Н. «Кибернетика»., М., Радио и связь., 1971.

6. Гвишиани Д.М., Новик И.Б., Пегова С.А. "Природа моделей и модели природы" - М.: Мысль. 1986.

7. Карпухин Д.Н., Мильнер Б.3. "Современное управление" в 2-х т.- М.: Издатцентр, 1997.

8. Файоль А. “Учение об управлении”//Проблемы теории и практики управления, 1989 №6.

9. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Пер. с англ. - Киев, 1990.

Ю.Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. -М.: ФиС, 1989.

11 .Яккока Л. Карьера менеджера. Пер.с англ. - М.: Прогресс, 1990.

12.Форд Г. Сегодня и завтра. - М. ''Контроллинг'', 1992.

13. Морита А. Сделано в Японии. Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1993

14.0учи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. Сокр. пер. с англ.- М.:Экономика, 1984.

15.Историографическая литература об Адамецки, Тейлоре, Файоле, Эмерсоне, Форде.

16. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991.

17. Кунц Г., О’Донннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 1981.

18. История менеджмента. Уч.пособие / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997.

19. Бобрышев Д.Н., Семенцов С.П. История управленческой мысли. – М., 1987.

20. Грейсон Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХI века. М.: Экономика, 1991.

21. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология) – М., 1960.

22. Дункан Джек. Основополагающие идеи менеджмента.- М.: ПРИОР, 2001.

23. Гвишиани Д.М. Организация и управление. – Изд. 3-е перераб. – М.: Изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998, 332 с.

24. Кравченко А.И. Социология менеджмента. Уч.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001, 366 с.

25. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Пер. с англ. – М.: 1992.

26. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989.

27. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). Пер. с англ. / Под ред. Л.И.Евенко. – М.: Прогресс, 1986.

28. Эклаунд К.  Эффективная экономика. Шведская модель. Пер. с швед. – М.: Экономика, 1991.

29. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М., 2000.

30. Мерсер Д. ИБМ: управление самой преуспевающей корпорацией мира. М., 1991.


Раздел 4. Контрольные вопросы к зачету

1. В чем состоит необходимость в управлении?

2. Что такое управление,  и какие  его разновидности существуют?

3. Что представляют собой субъект и объект управления, и каковы условия их эффективного взаимодействия?

4. Управление и его элементы.

5. Законы и закономерности управления.

6. Функции управления.

7. Характерные особенности теории и практики управления.

8. Основные этапы развития управления.

9.  Какова роль промышленной революции в становлении управления?

10. Исторические, экономические и идеологические предпосылки возникновения менеджмента.

11. Наиболее распространенные и известные подходы к формированию этапов и школ управления.

12. Современный взгляд на классификацию подходов и школ менеджмента.

13. Сущность концепции Ф.У.Тейлора.

14. Основные принципы концепции Ф.У.Тейлора.

15. 12 принципов производительности труда Г.Эмерсона.

16. Основные положения фордизма.

17. Достоинства и недостатки тейлоризма.

18. Влияние школы научного управления на формирование современного менеджмента.

19. Заслуга А.Файоля в развитии менеджмента.

20. 14 признаков управления, разработанные А.Файолем.

21. Функции управления, сформулированные А.Файолем.

22. Какие положения, принципы классической (административной) школы используются в современном менеджменте?

23. Основные положения, на которых базируется школа человеческих отношений.

24. Сущность и анализ социальной организации и Хоторнского эксперимента Э. Мейо.

25. Сущность основных положений эмпирической школы.

26. Концепция П. Друкера о специфике управленческой деятельности.

27. Принципы системного подхода Ч. Барнарда.

28. Методологические позиции Л. фон Берталанфи о системном подходе.

29. Управленческий труд и его специфика.

30. Что понимается под сущностью и содержанием управленческого труда?

31. Назовите основные характеристики управленческого труда.

32. Основные законы и закономерности управления.

33. Основные принципы управления.

34. Сущность стратегического менеджмента.

35. Место и роль методов в управленческой деятельности.

36. Факторы повышения эффективности управления.

37. Тенденции эволюции организационных структур управления.

38. Критерии и показатели оценки эффективности управления.

39. Современное состояние менеджмента. Задачи менеджмента в XXI веке.

40. Основные направления дальнейшего совершенствования системы управления.

 


Раздел 5.  Лист согласований и изменений, внесенных в

рабочую программу

 

                                                                              Таблица №2.

Дополнения и изменения

 

Номер протокола, дата пересмотра, подпись зав. кафедрой

 

Дата утверждения и подпись декана

 

1.

 

2.

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика