prepod

Путь к Файлу: /ВЕА для заочників / Лекції ВЕА / Лекція 2.3 -14.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   prepod
Добавлен:   29.12.2015
Размер:   558.0 КБ
СКАЧАТЬ

Лекція  2.3. Методи оптимізації заходів бойової підготовки

Введення

1. Методика вибору оптимального плану навчань.

2. Методика оцінки витрат на проведення військових навчань.

Закінчення

 

Введення

    Основными показателями, характеризующими военно-экономическую эффективность обучения личного состава, являются качество обучения (уровень обученности), длительность обучения и затраты на обучение. На величину всех показателей решающее влияние оказывают виды занятий, их содержание, последовательность проведения, привлекаемые технические средства и т.д. Различные планы позволяют получить различный конечный результат, т.е. уровень подготовки личного состава, требуют различного времени на обучение и вызывают необходимость в расходовании различного количества материальных и финансовых ресурсов. Вполне логично допустить, что теоретические занятия в учебном классе могут быть наиболее дешевыми, но если требуется привить обучаемым определенные навыки, то любое число теоретических занятий, несмотря на незначительные затраты на их проведение, не позволит достичь требуемого эффекта обучения. Напротив, обучение только на штатной технике позволит быстрее достичь определенных навыков, но будет очень дорогим, и все же конечный эффект может оказаться недостаточным из-за небольшого объема теоретических знаний

    Следовательно, возникает ряд задач оценки и оптимизации планов обучения, которые позволяют наиболее эффективно или экономно расходовать средства на обучение личного состава, а следовательно, и на боевую подготовку в целом.

    К числу задач оценки военно-экономических показателей планов обучения относятся:

         определение стоимости одного занятия или расходов на обучение в единицу времени,

         оценка результатов обучения после одного занятия, после нескольких занятий (уровень обученности, количество ошибок, длительность выполнения задачи и др.);

         оценка стоимости войскового учения

К числу задач оптимизации планов обучения относятся:

         выбор оптимального плана обучения личного состава по военно-экономическому критерию;

        определение оптимальной границы перехода в обучении с тренажера на штатную технику;

       выбор оптимального по стоимости обучения вида учебно-тренировочного средства.

 

1. Методика вибору оптимального плану навчань

 

1.1. Военно-економічна модель навчання особового складу з використанням учбово-тренувальних засобів

     Отработка учебных задач требует, как правило, использования штатной техники или тренажеров. По мере усложнения задач в связи с оснащением войск современной боевой техникой и сокращением сроков действительной военной службы в обучении воинов все более важное место занимают тренажеры. Сейчас уже не только летчики и танкисты, но и военнослужащие других специальностей проходят сначала подготовку на тренажерах. Это значительно сокращает затраты моторесурсов, горючего и других материальных средств на обучение, способствует сохранению дорогостоящей техники, ускоряет приобретение обучаемыми прочных знаний, умений и навыков.

     Отличительными особенностями тренажеров являются:

     необязательность абсолютно полной имитации всей боевой машины (например, для отработки навыков прицеливания для стрельбы из танка необязательно иметь у тренажера двигатель, гусеницы), в связи с чем изготовление тренажера обходится значительно дешевле штатной техники;

    возможность создания тренажеров с большей долговечностью, чем штатная техника, что повышает число циклов полезной работы и снижает стоимость одного цикла;

   повышенная чувствительность тренажера к качеству выполнения задачи обучаемым, которая достигается установкой на них специальных датчиков и приборов для контроля действий обучаемого;

   способность воспроизвести большое количество ситуаций; встречающихся в практике.

     Все тренажеры можно разделить на три основные группы:

     тренажеры для воспроизведения двигательных действий и считывания информации (кинотренажер механика-водителя, тренажер оператора радиолокационной станции и др.);

     тренажеры для выработки и проверки навыков и умений в подаче команд (например, устройства программированного обучения);

     комплексные тренажеры.

       Определение показателей обученности. При оценке вероятностных показателей уровня обученности следует исходить из следующих положений. Все военнослужащие, приступающие к обучению, имеют определенный начальный уровень подготовки Р0. Этот уровень зависит от образования, полученного военнослужащим до призыва на военную службу, профессии, условий жизни и воспитания. Аналогичным показателем может характеризоваться уровень обученности не только отдельного военнослужащего, но и подразделения, части, соединения. Показатель Р0 можно трактовать как начальную вероятность выполнения задачи.

     Для отдельного обучаемого Р0 — это вероятность того, что он выполнит ту или иную задачу, не приступая к обучению на данном тренажере. Для группы военнослужащих Р0 — это доля военнослужащих, способных выполнить задачу без обучения.

    Обозначим через Лекція  2.3 -14 долю знаний (навыков), которые усваиваются обучаемым (подразделением) за очередное занятие от всего объема знаний (навыков), подлежащих усвоению на данном занятии и всех последующих (рис. 1).

Лекція  2.3 -14

Рис. 1. Рост навыков (знаний) обучаемых:

1— прирост за одно занятие; 2 — текущий уровень после проведения и занятий; 3 — дополнительный объем навыков (знаний), которые можно получить с помощью тренажера (Лекція  2.3 -14 — Р0); 4— полный объем знаний (навыков), которые может дать тренажер; 5 — уровень знаний (навыков) с учетом забывания; 6— минимальный уровень знаний (навыков) после частичного забывания

     С помощью любого учебно-тренировочного средства может быть достигнут лишь вполне определенный максимально возможный уровень обученности. Он называется адекватностью учебно-тренировочного средства (тренажера) штатной технике и обозначается через Лекція  2.3 -14. В простейших случаях можно считать, что адекватность тренажера — это доля операций, которые он воспроизводит по отношению к имитируемой штатной технике. Естественно полагать, что для штатной техники Лекція  2.3 -14 = 1.

      Если обучаемый к началу обучения обладает уровнем знаний (навыков) в объеме Р0, а тренажер имеет адекватность штатной технике Лекція  2.3 -14 (рис. 1), то за первое занятие (n = 1) обучаемый получит дополнительный объем знаний (навыков) в объеме Лекція  2.3 -14 (Лекція  2.3 -140), а общий уровень знаний (навыков) составит P1 = Р0Лекція  2.3 -14 (Лекція  2.3 -140) . Добавив в правую часть равенства  Лекція  2.3 -14-Лекція  2.3 -14 и сделав преобразования, получим

Лекція  2.3 -14                                                           (1)

      Перед началом второго занятия уровень навыков Р1 является уже начальным, а в конце второго занятия

Лекція  2.3 -14

       Подставив в выражение для Р2 значение Р1 из формулы (1) и сделав необходимые преобразования, получим

Лекція  2.3 -14

      Аналогичные выражения можно получить для определения уровня знаний (навыков) после третьего, четвертого и последующих занятий. Обобщая полученные результаты, можно записать для любого n-го занятия

Лекція  2.3 -14                                                                    (2)

       Пример 1. Допустим, что начальный уровень обученности военнослужащих Р0 = 0,2; скорость обучения Лекція  2.3 -14 = 0,1; адекватность тренажера Лекція  2.3 -14 = 0,6. Определить уровень обученности военнослужащих после четырех (восьми) занятий.

       Решение. Используя формулу (2), получим

Лекція  2.3 -14

       Таким образом, при увеличении числа занятий в два раза прирост уровня обученности составил всего 26 %.

       Из выражения (2) можно получить формулу для расчета числа занятий, проведение которых позволит достичь заданного уровня обученности, т.е. чтобы Рп < Рзад. Прологарифмировав выражение (.2) и сделав необходимые преобразования

Лекція  2.3 -14

получим

Лекція  2.3 -14                                                    (3)

      Для нахождения минимального числа занятий необходимо заменить неравенство равенством.

      Пример 2. Определить необходимое число тренировок для достижения уровня обученности        Рзад = 0,5, если Р0 = 0,2; = 0,1; Лекція  2.3 -14 = 0,6.

      Решение. Используя формулу (3), получим

Лекція  2.3 -14

       Для удобства вычислений с помощью таблиц  целесообразно производить преобразование чисел, содержащихся в формуле (3). Например:

Лекція  2.3 -14

      Из формулы (3) вытекает, что при Рзад —> Лекція  2.3 -14   nпотр —> Лекція  2.3 -14. Действительно, если требуется подготовить специалиста идеально и поддерживать это состояние, то нужны постоянные, непрекращающиеся тренировки. Чем выше уровень знаний (навыков), тем медленнее происходит прирост их объема. Каждая новая единица знаний, умений и навыков обходится дороже предыдущей. Формулу (3) можно использовать для определения числа занятий на штатной технике, у которой Лекція  2.3 -14 = 1. Тогда число занятий только на штатной технике может быть определено по формуле

Лекція  2.3 -14                                                      (4)

    В приведенных ранее примерах считались заданными значения начального уровня обученности Р0, скорость восприятия Лекція  2.3 -14  и адекватности тренажера штатной технике Лекція  2.3 -14. Способы их определения различны.

    Величины Р0 и Лекція  2.3 -14 являются индивидуальными, собственными характеристиками обучаемых военнослужащих, подразделений и частей. Они зависят от уровня образования, полученного военнослужащими до призыва в армию, гражданской профессии, организации допризывной подготовки и т.п. Скорость восприятия Лекція  2.3 -14 зависит, кроме того, от эмоциональных характеристик обучаемых, их дисциплинированности, а значение Р0 зависит также от сложности отрабатываемой задачи.

     Для нахождения значений Р0 и Лекція  2.3 -14 обучаемых используются различные методики. Наиболее распространенным способом определения таких характеристик, как Р0 и Лекція  2.3 -14 является применение специальных тестов, позволяющих произвести профессиональный отбор призывников в военкоматах и военнослужащих для подготовки в учебных подразделениях и частях. Существуют также методики замера изменения уровня подготовленности военнослужащих после каждого занятия путем летучек, контрольных работ, тестовых упражнений на тренажере. Кроме того, применяются различные системы перехода от оценок в баллах к вероятностным оценкам,, изменяющимся от 0 до 1. Даже при пятибалльной системе (5, 4, 3, 2,1) и широко практикуемой системе плюсов и минусов (5,5-, 4+ и т.п..) легко перейти к относительным оценкам по шкале, приведенной в табл. 2. При этом плюс и минус приравнивают к 0,3 балла; относительный балл находят, разделив промежуточный балл на 5.

Таблица 2

Балл

Балл

номинальный

промежуточный

относительный

номинальный

промежуточный

относительный

5

5

1,0

3

3

0,6

5-

4,7

0,94

3-

2,7

0,54

4+

4,3

0,86

2+

2,3

0,46

4

4

0,8

2

2

0,4

4-

3,7

0,74

2-

1,7

0,34

3+

3.3

0,66

I

1

0,2

     Для более грубой оценки можно использовать показатели, приведенные в табл. 2. При выставлении оценок комиссией можно сразу получать промежуточный балл путем нахождения среднего арифметического отдельных оценок членов комиссии.  При необходимости можно вводить коэффициенты относительной важности мнений отдельных членов комиссии.

    Для оценки значения адекватности тренажера Лекція  2.3 -14 можно использовать контрольные занятия на тренажере и штатной технике с определением уровня обученности после каждого занятия. При этом следует исходить из того, что при обучении на штатной технике начальным уровнем обученности Р0 в формуле (4) является уровень, достигнутый в результате обучения на тренажере. Более простым способом нахождения Лекція  2.3 -14 является отношение числа операций, выполняемых на тренажере, к числу операций, выполняемых на штатной технике.

1.2. Вибір оптимального плану навчання

    Выбор оптимального плана обучения может быть осуществлен с помощью решения прямой и обратной задач военно-экономического анализа.

    Прямая задача формулируется следующим образом: необходимо выбрать такой план обучения, который позволит добиться максимального уровня обученности личного состава, используя выделенные материальные и денежные средства за время, отведенное для боевой учебы. Обозначим:

   x j — число часов занятий различного вида (например, j = 1 — теоретические занятия, j=2 — занятия на тренажере, j = 3 — занятия на штатной технике);

   Р — уровень обученности личного состава (в баллах или в вероятностных оценках);

  Cj — стоимость одного занятия  j-го вида;

   Лекція  2.3 -14 — общее время, выделенное на обучение (количество месяцев, лет).

    Тогда задача формулируется следующим образом: найти такое соотношение xj* х2*,..., х}* … хn*, т.е. (хj*), при котором Роб достигает максимума, затраты на обучение не превысят выделенных средств Свыд, время на обучение будет не больше заданного Лекція  2.3 -14зад. Иначе говоря, необходимо найти

Лекція  2.3 -14

    где f(xj) — функция изменения уровня обученноcти при различных планах проведения занятия.

Примером такой функции может служить зависимость уровня обученности от объема и последовательности различных видов занятий. Ограничение по времени может задаваться не только в целом по курсу обучения, но и по каждому виду занятий

Лекція  2.3 -14

    Обратная постановка задачи также имеет целью подобрать оптимальный план обучения (хj), при котором будет обеспечен заданный уровень обученности Рзад в отведенное время, а затраты на обучение будут минимальными, т. е найти

Лекція  2.3 -14

где f(xj ) — функция изменения затрат на обучение;

Лекція  2.3 -14

      В экстремальных ситуациях (например, при ведении боевых действий) задача может формулироваться исходя из условия минимизации времени на достижение требуемого уровня обученности при наличии определенного количества материальных ресурсов и обучающих.

     Для решения задачи в любой постановке необходимо иметь данные о затратах на каждое занятие и конкретный вид зависимости уровня обученности от плана проведения занятий. Одним из способов связать план обучения с уровнем обученности является регрессионный анализ. Для проведения такого анализа необходимо иметь статистические данные о достигнутых уровнях обученности при различных вариантах плана обучения (табл.3).

Таблица 3

Вариант

учебного

плана

 

Длительность занятий по видам

 

Достигнутый

уровень

обученности

 

1

2

j

n

1

x11

х12

...

xij

x1n

P1

2

x21

x22

х2j

x2n

P2

i

xi1

xi2

xij

xjn

Рi

     В табл 3 xij означает количество учебных часов занятий i-гo вида в j-м учебном плане, или количество занятий (тренировок), или количество километров и т.д. Значение Рj  может задаваться в виде вероятностных оценок или в баллах. С помощью таблицы можно получить аналитическую зависимость, используя метод регрессионного анализа, которая свяжет уровень подготовки с планом проведения занятий.

   Пример 3. Десять взводов военнослужащих проходили обучение по различным планам, включающим вождение боевых машин пехоты (БМП) (x1), упражнения на кинотренажерах (x2), на механических тренажерах (х3) и получили различные оценки (табл. 4).

Таблица 4

Номер взвода (вариант плана)

Вождение БМП (x1), км

Упражнение на кинотренажере (x2),

Упражнение на механическом тренажере (х3), км

Средняя оценка, балл (у)

1

200

38

19

4,26

2

200

45

15

4,28

3

200

40

17

4,23

4

200

50

20

4,71

5

220

50

20

4,56

б

220

48

20

4,55

7

260

12

8

4,46

8

260

6

б

4,36

9

250

8

5

4,29

10

250

26

18

4,58

     Анализ условных расчетных данных о расходах на обучение показал, что стоимость одного километра при занятиях на БМП, кино- и механических тренажерах составляет соответственно 6,51; 0,8 и 0,24 тыс. грн.. В этих показателях учтены стоимость 1 км пробега БМП и доля, капитальных и текущих затрат в расчете на 1 км, расход электроэнергии, запасных частей, инструмента, материалов и др.

    Найти такой план обучения, при котором средний уровень обученности будет не ниже 4,5 балла, а суммарные затраты минимальны. При этом исходя из наличия и пропускной способности учебно-тренировочных средств даны ограничения по минимальному и максимальному километражу: на БМП 200—250 км, на кинотренажерах 10—50 км, на механических тренажерах 10—20 км. Связь между оценкой (у) и количеством километров считать линейной.

     Решение. Прежде всего необходимо найти количественную зависимость между планом обучения и результатами. Используя данные табл.4 и метод регрессионного анализа, получим уравнение

Лекція  2.3 -14

     Коэффициенты уравнения при хi показывают прирост навыков военнослужащих в баллах на 1 км при проведении каждого вида занятий.

      Для нахождения оптимального плана обучения сформулируем математическую постановку задачи:

        найти такие значения х1, х2 и х3. при которых

Лекція  2.3 -14

        при этом должно быть 1,95 + 0,0088x1 + 0,0116x2 + 0,008х3Лекція  2.3 -14 4,5;

200 < x1 < 250;

10 < х2 < 50;

10 < х3 < 20.

     Данная задача решается методом линейного программирования. Решение задачи дает следующий результат:

Лекція  2.3 -14

    Это значит, что оптимальный план должен предусматривать обучение на кинотренажере — 50 km, на механическом тренажере — 20 км и на БМП — 210 км. При этом стоимость будет минимальной и составит 1412 грн.. (6,51*210 ч-+0,8*50 + 0,24*20Лекція  2.3 -141412).

    Анализ результатов решения показывает, что оптимальные показатели упражнений на кинотренажере и механическом тренажере лежат на правой границе ограничений. Это объясняется относительной дешевизной проведения одного занятия на тренажерах по сравнению с занятием, проведенным на штатной технике. Поэтому следует рассмотреть возможность расширения границ использования тренажеров, чтобы добиться требуемого результата с меньшими затратами материальных ресурсов и сберечь боевую технику.

     В случаях использования системы «тренажеры — штатная техника» и оценке результатов обучения вероятностными показателями возникает задача выбора оптимального объема обучения на каждом типе учебно-боевых средств. Предположим, что первоначальное обучение производится на тренажере I, затем на тренажере ІІ, а окончательное — на штатной технике до заданного уровня.

По достижении некоторого уровня на тренажере I делается переход на тренажер II и уровень повышается до более высокого (рис.4). Затем до заданного уровня военнослужащий обучается

на штатной технике. Моменты перехода с одного средства обучения на другие могут быть различными. Каждый вариант потребует различное количество занятий на каждом типе тренажера и штатной технике.

     Здесь возникает ряд задач выбора оптимального решения.

      1. Выбор моментов перехода с одного вида занятий на другой или с одного тренажера на другой, более сложный. Противоречивость вариантов состоит в том, что один вариант (например, А) потребует большего времени на обучение, зато может оказаться более дешевым, так как обучение на штатной технике при этом ведется в меньшем объеме. Другой вариант (например, Б) предполагает сокращение сроков обучения, но может обойтись дороже за счет более широкого использования штатной техники.

     2. Выбор оптимального набора и характеристик тренажеров. Суть этой задачи —определить, сколько должно быть типов тренажеров и с какими характеристиками по адекватности штатной технике, чтобы достичь заданного уровня обученное™ с минимальными затратами. Задача выбора экономичных тренажеров имеет важное значение, поскольку при создании учебной материально-технической базы необходимо сопоставить затраты на изготовление учебно-тренировочных средств с достигаемым эффектом, добиваясь при этом рационального использования материальных и финансовых ресурсов, выделяемых на боевую подготовку личного состава.

Лекція  2.3 -14

Рис 4. Схема перехода с одного средства обучения на другое:

А, Б — варианты плана обучения, I, II — типы тренажеров; Рзад — заданный конечный уровень обученности; y1, у11 — максимально достижимый уровень обученности на тренажерах I и II соответственно, Роб1(А), Роб1(Б) — уровень обученности на тренажере I по вариантам А и Б соответственно, Роб11(А), Роб11(Б)  — уровень обученности на тренажере II по вариантам А и Б соответственно

 

     3. Обоснование требуемого уровня конечной обученности. Чем лучше обучен военнослужащий, тем он быстрее и с меньшими затратами средств выполнит боевую задачу, зато обучение его обойдется дороже. Наоборот, если уменьшить затраты на обучение, то стоимость выполнения боевой задачи может значительно увеличиться.

     Такого рода задачи можно и нужно решать с помощью военно-экономического анализа, добиваясь требуемого конечного результата в отведенное время при минимуме затрат. Рассмотрим последовательно перечисленные задачи.

     Первую задачу рассмотрим в упрощенной схеме «тренажер—штатная техника», т.е. только с одним переходом, хотя методические предпосылки сохраняются для любого числа переходов.

      Суть задачи: определить такой промежуточный уровень обучения на тренажере Р*, а следовательно, и число занятий на нем, чтобы обеспечить заданный конечный уровень обученности Рзад в отведенное время с минимальными затратами.

      Обозначим количество занятий на тренажере и на штатной технике соответственно птр, пшт, стоимость одного занятия на тренажере и на штатной технике соответственно Стр, Сшт и длительность одного занятия на тренажере и на штатной технике соответственно Лекція  2.3 -14

      Общая стоимость обучения, подлежащая минимизации, составит

Лекція  2.3 -14                                                                         (5)

     а время на обучение, равное

Лекція  2.3 -14

должно быть не более отведенного, количество занятии может быть определено по формулам:

(6)

Лекція  2.3 -14                                                  (7)

     Формулы (6) и (7) являются модификациями формул (3) и .4) для случая последовательного обучения на тренажере и штатной технике. Так, если в формулу (3) вместо Pзад подставить искомое значение Роб1, то она примет вид формулы (6). В свою очередь, в формулу (4) вместо начального уровня Р0 подставляется промежуточный уровень Po61j, достигаемый в результате обучения на тренажере. В результате получается формула (7).

       Задача может быть решена путем последовательного подбора Роб1, при котором затраты CЛекція  2.3 -14 будут минимальными, а продолжительность обучения не превысит установленного предела.

        Пример 4. Определить оптимальное соотношение количества занятий на тренажере и штатной технике, если стоимость одного занятия составляет: на тренажере 8 грн., на штатной технике 16 грн.., требуемый уровень обученности 0,95; начальный уровень 0,2; адекватность тренажера 0,8; степень восприятия за одно занятие 0,05.

    Решение. Зададим Рo6l =0,5 и по формулам (6) и (7) определим потребное число занятий на тренажере и штатной технике

Лекція  2.3 -14

Лекція  2.3 -14

     Поскольку из трех последовательных значении промежуточного уровня обученности минимальная стоимость соответствует Рo6l  = 0,6, следует считать оптимальным следующий план обучения (с округлением до ближайшего целого числа): на тренажере следует провести 22 занятия, на штатной технике — 41. При этом стоимость будет равна 832 грн.

     Решение задачи нахождения оптимальной границы перехода с одного средства на другое можно упростить, если ввести соотношение  Лекція  2.3 -14 = Стр: Сшт. Тогда

Лекція  2.3 -14                                           (8)

     Если взять первую производную функции по Р^ и приравнять ее к нулю, то можно получить выражение для оптимального значения переходного уровня обученности, при котором затраты будут минимальными.

Лекція  2.3 -14                                                                                 (9)

    Пример 5. Исходя из условий, приведенных в примере 4, найти оптимальное значение переходного уровня обученности  Р *o6l .

     Решение. По формуле (9) находим для Лекція  2.3 -14 = 8:16 = 0,5

Лекція  2.3 -14

      Результат соответствует полученному в примере .4 решению.

      Из формулы (9) можно сделать некоторые практические выводы.

       На момент перехода от обучения на тренажере к обучению на штатной технике влияют только адекватность тренажера и соотношение затрат на проведение одного занятия. Следовательно, оптимальный уровень обучения на каждом тренажере может быть заложен в инструкцию по его использованию в виде норматива, что является важным резервом снижения затрат на обучение. При этом норматив носит экономический характер.

       Мероприятия по повышению экономичности тренажеров расширяют возможности их использования. Действительно, если в условиях примера 4 удалось довести стоимость одного часа занятий на тренажере до 6 грн., то

Лекція  2.3 -14

        Следовательно, на тренажере теперь следует обучать до уровня не 0,6, а 0,68. В этом случае стоимость обучения снижается до 767,3 грн.., количество занятий, проводимых на тренажере, увеличивается с 21 до 31, а на штатной технике снижается с 41 до 36. Это сбережение боевой техники имеет не только экономическое, но и военное значение, поскольку позволяет уменьшать расход ресурса военной техники.

       Вторая задача имеет своей целью выбор экономичного тренажера и базируется, по существу, на результатах решения первой задачи. Из соотношения (9) вытекает важное следствие. Поскольку переходный уровень подготовки должен быть не ниже начального, то можно получить предельное отношение затрат на проведение одного занятия на тренажере и на штатной технике. Так как Роб > Р0, то

Лекція  2.3 -14

откуда

Лекція  2.3 -14                                                                 (10)

     Действительно, при  Лекція  2.3 -14= P0, когда адекватность тренажера равна начальному уровню обученности военнослужащего,  Лекція  2.3 -14< 0, т. Е„ тренажер просто не нужен. Так как Лекція  2.3 -14 = Стр : Сшт, то

Лекція  2.3 -14                                                         (11)

т.е. получается предельное значение стоимости одного занятия на тренажере. Если это условие не выполняется, то затраты на обучение становятся неэффективными. Из формулы (11) можно получить выражение для предельной цены изготовления тренажера, что весьма важно при анализе затрат на совершенствование учебно-материальной базы боевой подготовки.

     Выражение (9) позволяет решать задачу выбора из нескольких тренажеров с различными характеристиками такого, обучение на котором позволит достичь заданных результатов в системе «тренажер — штатная техника» при минимальных затратах. Действительно, если предлагается два-три тренажера, имеющих разные адекватности штатной технике и разные затраты на проведение одного занятия, а следовательно, и  Лекція  2.3 -14, то возникает вопрос о степени их предпочтительности.

    Третья задача состоит в обосновании требуемого уровня обученности военнослужащих по минимуму затрат на выполнение огневой задачи и на обучение. Стоимость выполнения задачи С03 определяется как произведение количества циклов полезной работы пв, необходимого для достижения поставленной цели, на стоимость одного цикла Св, т.е. С0 3 = Свпв.

      Количество циклов полезной работы, в том числе расход боеприпасов, зависит от степени обученности личного состава и определяется по формуле

Лекція  2.3 -14

      где   Pтр — требуемая степень выполнения задачи;

                  Р1   — вероятность поражения объекта при одном боевом воздействии;

              Роб — степень обученности личного состава, выраженная вероятностной оценкой.

        Из данного соотношения видно, что, чем выше степень обученности Роб, тем меньше расход средств, а следовательно, ниже стоимость выполнения задачи.

        В свою очередь, затраты на обучение также зависят от затрат на проведение одного занятия и количества занятий. Чем выше требуемая степень обученности, тем выше затраты на обучение. Тогда общие затраты на обучение и выполнение задачи составят

Лекція  2.3 -14                                                    (12)

       На составляющие формулы (12) уровень обученности влияет различным образом. Чем выше достигнутый уровень обученности личного состава, тем большие затраты потребовались на его обучение. В то же время уменьшаются затраты на выполнение огневых задач С03. Следовательно, задаваясь различными значениями уровня обученности и рассчитывая затраты на обучение и выполнение огневых задач, можно определить оптимальный уровень обученностиэ который соответствует минимальному значению суммарных затрат.

2. Методика оцінки витрат на проведення військових навчань.

       Учения являются одним из важнейших средств повышения боевой готовности войск. Учение — это высшая и наиболее эффективная форма полевой, морской и воздушной выучки соединений, частей, подразделений и органов управления, а также тактической и оперативной подготовки командиров (командующих) и офицеров штабов и управлений. В ходе учения решаются следующие основные задачи:

      боевое слаживание соединений, частей и подразделений;

      совершенствование боевой выучки личного состава в условиях, приближенных к реальной боевой обстановке;

      отработка взаимодействия соединений, частей и подразделений, различных видов Вооруженных Сил и родов войск;

      повышение тактической и оперативной подготовки руководящего состава армии и флота;

      совершенствование навыков командиров, штабов и служб в организации и обеспечении боевых действий.

      Учения классифицируются по различным признакам:

      по масштабу — на стратегические (оперативно-стратегические), оперативные (оперативно-тактические) и тактические (тактико-специальные);

     по целевому назначению — на плановые, проверочные (инспекторские), показные, специальные, исследовательские и опытные;

    по составу обучаемых — на командно-штабные учения (КШУ) и учения с участием войск (сил);

    по количеству участвующих сторон — на двусторонние и односторонние.

    Учения могут проводиться с боевой стрельбой, пусками боевых ракет, бомбометанием и т.д.

    Учение с боевой стрельбой — это тактическое учение с реальным ведением огня из штатных огневых средств на определенном этапе его проведения.

          Продолжительность учения зависит от его масштаба и поставленных целей. На каждое учение рассчитывается потребность в материальных и денежных средствах, а также в моторесурсах. Расход ресурсов на проведение учений достаточно велик, поэтому возникает необходимость в экономическом обосновании решений командира на проведение учений. Эти решения должны включать военно-экономическую оценку различных вариантов использования сил и средств и нахождения оптимальных, обеспечивающих выполнение поставленной задачи с минимальными затратами. Навыки планирования учений с учетом экономических показателей, выработанные командирами и начальниками служб на КШУ, позволят рационально использовать средства в мирное время и проявятся в боевой обстановке.

         Исходными данными для определения затрат на проведение учения являются:

         замысел учения на карте и расход ресурса техники при выполнении задачи подразделениями, частями и соединениями;

         перечень задач ( j= 1 — М), отрабатываемых на учении каждым j-м подразделением (j =1l—N), и время, отводимое на выполнение каждой задачи и учение в целом;

         количество привлекаемого личного состава, перечень техники (k = 1 — К) и организационная структура подразделений, частей и соединений, участвующих в отработке i-й задачи;

         стоимостные показатели и технико-экономические характеристики техники, привлекаемой на учение: стоимость боеприпасов, горючего, мишеней, ресурс техники, нормы расхода горючего на один час работы или километр пути, оптовые (прейскурантные) цены военной техники, стоимость расхода единицы ресурса военной техники, стоимость различных видов ремонта техники, стоимость имитационных средств и др.

            Для каждого варианта проведения учения и различных способов выполнения отдельных задач расчет затрат производится в такой последовательности.

1. Расчет расхода ресурса для каждого вида техники rk по всем задачам

Лекція  2.3 -14

(13)

            где    rki — расход ресурса k-ro средства на выполнение i-и задачи; Nki — количество единиц k-й техники, привлекаемой для выполнения i-й задачи.

Величина расхода  ресурса k-го средства на выполнение i-и задачи определяется условиями проведения учений и поставленной задачей. Количество привлекаемых на учение средств Nki определяется замыслом учения. Результаты промежуточных и итоговых расчетов расхода ресурса сводятся в табл. 5. 

                                                                                                              Таблица 5

 

Вид техники, k

 

 

 

 

наименование техники

 

 

 

Расход ресурса по задачам

 

Всего,

rk

 

 

 

 

1

2

i

Nk1

Лекція  2.3 -14k1

rk1

Nk2

Лекція  2.3 -14k2

rk2

Nki

Лекція  2.3 -14ki

rki

1

Танк

N11

Лекція  2.3 -1411

R11

N12

Лекція  2.3 -1412

r21

N1i

Лекція  2.3 -141i

r1i

r1

Пе

К

Тягач

 

Nk1

Лекція  2.3 -14k1

rk1

Nk2

Лекція  2.3 -14k2

rk2

Nki

Лекція  2.3 -14ki

rki

rk

Лекція  2.3 -14

2. Расчет стоимости расхода единицы ресурса. При этом учитывается оптовая цена военной техники ССk, стоимость среднего ремонта техники Сремk и межремонтный ресурс (нормативный расход ресурса между двумя капитальными ремонтами RK. Стоимость расхода единицы ресурса техники определяется по формуле                                                                                       (14)

3. Расчет затрат  по всей технике на выполнение всех задач                                                (15)

Лекція  2.3 -14

4. Расчет стоимости горючего                                                                                                (16)

Лекція  2.3 -14

              где   Лекція  2.3 -14 — расход горючего  k-м видом техники на 1 км пути; ak — цена горючего.

5.         Стоимость боеприпасов                                                                                                    (17)

Сбпр=Лекція  2.3 -14

где     rk — расход k-то вида боеприпасов; ак — стоимость одного  боеприпаса.

6.         Расчет стоимости мишеней и имитационных средств. При этом используется формула, аналогичная (17).

Если необходимо оценить затраты не только на учение в целом, а по отдельным задачам, то расчеты проводятся по п.п. 1—6 для каждой задачи.

При оценке плановых показателей  следует учитывать расходы на создание колонных путей, усиление дорог и мостов и выполнение других работ, необходимых для успешного проведения учений (расчистка площадок, аренда каналов связи и др.)

При оценке фактических расходов на учение следует учитывать возможность повторного использования мишеней, что позволит значительно уменьшить стоимость последующих учений. Если в процессе учений допущены потравы и нанесен ущерб организациям или населению, то расходы на компенсацию также должны быть учтены в фактической стоимости учения.

     При подготовке учения необходимо правильно спланировать потребность в денежных средствах, в случае необходимости дополнительно истребовать денежные средства, изучить возможности снижения затрат на обеспечение учений (изготовление силами личного состава макетов, ящиков и др.). При оплате счетов, связанных с возмещением населению и организациям убытков, необходимо проверить правильность определения суммы фактически причиненного ущерба.

Закінчення

      Имеющаяся в частях, соединениях и довольствующих службах информация и изложенные в предыдущей и настоящей лекции методы позволяют проводить анализ затрат на боевую подготовку, в том числе оценивать затраты на учения, выбирать экономически обоснованный комплекс учебно-тренировочных средств и план обучения, что способствует решению широкого класса задач экономики боевой подготовки.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика