prepod

Путь к Файлу: /ВЕА для заочників / Лекції ВЕА / Лекция 4.2 -14.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   prepod
Добавлен:   29.12.2015
Размер:   280.0 КБ
СКАЧАТЬ

Лекція 4.2. Программа зразка озброєння та її воєнно-економічне обгрунтування

Введення. Недоліки традіційного підходу до планування воєнного будивництва.

1. Поняття програми зразка озброєння та її характеристика.

2. Оцінка витрат на программу ОВТ.

   Закінчення

 

Введення. Недоліки традіційного підходу до планування воєнного будивництва.

В течение многих десятилетий в различных странах мира был накоплен огромный практический опыт планирования военного строительства, были заложены основы современных методов. Так, еше в XIX в. в классическом труде К. Клаузевица «О войне», в появившихся в первой половине XX в. работах А.Свечина, Б.Шапошникова и других специалистов, занимающихся вопросами военного строительства, можно найти элементы подхода к решению этой проблемы, который в современной теории управления получил название системного.

Однако теоретическое обобщение этого опыта вплоть до 60-х годов XX в. отсутствовало. Уровень развития управления как науки в тот период еще не позволял предлагаемые и примененные в них посылки и подходы трансформировать в общие, пригодные для систематического использования на практике методы и процедуры. Успех или неудача в разработке и реализации планов военного строительства в решающей степени определялись интеллектуальными и организаторскими способностями руководителей работ.

В то же время наступивший после второй мировой войны период холодной войны и развернувшаяся гонка вооружений существенно обострили проблему финансового обеспечения военного строительства. Разработка и принятие на вооружение ракетно-ядерного и космического оружия, переход авиации на реактивную технику, широкое внедрение различных радиоэлектронных средств и автоматизированных систем управления войсками и силами требовали огромных затрат. Все ведущие страны мира оказались в сходной ситуации, когда размеры их военных бюджетов достигли предельных уровней, которые государства могли себе позволить в мирное время.

Схожими в этот период оказались и методы военно-экономического обоснования планов военного строительства, которые в литературе получили название «традиционных» или методов «от достигнутого». При традиционном подходе к планированию все основные решения по направлениям военного строительства в большинстве зарубежных стран принимаются не на уровне вооруженных сил в целом, а с точки зрения интересов отдельных видов вооруженных сил. Каждый вид вооруженных сил стремился улучшить какие-либо свои количественные параметры часто без учета направлений развития других видов вооруженных сил, в том числе и тех, с которыми необходимо было взаимодействовать в ходе боевых действий.

Естественно, что при таком подходе оказывается крайне затруднительно принять обоснованное решение по структуре военного бюджета. Особенно отчетливо это проявляется в случае, когда суммарные потребности видов вооруженных сил превосходят возможности государства и отсутствует механизм сопоставления значимости или определения приоритетности в развитии того или иного вида вооруженных сил.

В результате планы военного строительства, сформированные на основе традиционного подхода, имели следующие основные недостатки.

Во-первых, каждому виду вооруженных сил задавались контрольные цифры по объему ассигнований на предстоящий финансовый год, как правило, на основе предшествующих лет. В соответствии с контрольными цифрами назначенных ассигнований каждый виц вооруженных сил планировал развитие в первую очередь своих приоритетных средств без учета военно-технической политики других видов вооруженных сил. В результате вооруженные силы в целом имели несбалансированную структуру и не были полностью готовы в требуемой степени к решению возлагаемых на них задач.

В качестве типичного примера такой ситуации можно привести вооруженные силы США в конце 50-х годов. Развитие сухопутных войск США (Армии США) осуществлялось с учетом того, что применяться они будут в основном в Европе, Азии или на других театрах военных действий, удаленных от территории США. Соответственно разрабатывалась и структура бюджета Армии. В то же время части и подразделения сухопутных войск, находящиеся на территории США, практически не были обеспечены транспортными средствами, ВМС и ВВС, формально ответственные за разработку и закупку таких средств не относили их к числу приоритетных и основные финансовые ресурсы направляли на развитие собственных ударных средств.

Во-вторых, при разработке планов военного строительства отсутствовали даже приблизительные критерии достаточности уровня развития вооруженных сил и их соответствия поставленным задачам. Поиск критериев достаточности не проводился даже для самого дорогостоящего компонента вооруженных сил — стратегических вооружений. В результате каждый .вид вооруженных сил доказывал необходимость развития собственных средств, а министерство обороны было не в состоянии оценить соответствие их заявок общим целям развития вооруженных сил.

В-третьих, наблюдались несогласованность и дублирование исследований и разработок, финансируемых различными видами вооруженных сил. Зачастую создавались практически одинаковые системы оружия, в том числе и дорогостоящие системы ракетного оружия, средств ПВО, транспортных средств и др., что в конечном счете приводило к значительному перерасходу финансовых ресурсов.

В-четвертых, планирование развития вооруженных сил практически не увязывалось с финансовыми ресурсами, выделяемыми государством на эти цели в виде военного бюджета. Военный бюджет не являлся инструментом управления, а фактически представлял собой произвольную систему ограничений, которая сохранялась неизменной на протяжении многих лет и не зависела от реальных военных потребностей государства.

Более того, даже ограничительную роль бюджет выполнял недостаточно, так как он составлялся на год, а исследования и разработки занимали несколько лет. В результате в годовые планы развития видов вооруженных сил включалось большое число работ без учета возможностей их финансирования в последующие годы.

Следствием этих, а также ряда других недостатков явилась несогласованность между различными планами разработки новых систем оружия. Например, из-за ошибок планирования в США с 1953 по 1961 год были прекращены 52 крупные разработки и потеряно около 5 млрд долларов. В результате не только терялись ограниченные финансовые ресурсы, но и замедлялись перспективные разработки, вносился элемент неопределенности в функционирование предприятий промышленности.

Указанные выше недостатки в военном планировании и аналогичные последствия имели место не только в США, но и во всех ведущих странах мира, в том числе и в СССР.

Поэтому с середины 50-х годов в ведущих странах начался поиск более совершенных форм и методов планирования, принципов более эффективного использования ресурсов, выделяемых на военные цели. Старые методы себя исчерпали. Выходом из создавшегося положения стало внедрение в практику военного планирования современных методов. Одним из таких методов стал системный подход, который явился существенным прогрессом в теории и практике научного планирования. И хотя он не смог разрешить всех его сложностей и противоречий, в ряде областей он обеспечил существенное повышение качества принимаемых управленческих решений. На его основе был разработан универсальный метод решения проблем, получивший название «анализ систем» и нашедший широкое применение при решении различных административных, экономических, промышленных и военных проблем. Но наибольшую известность системный подход получил благодаря успехам, достигнутым в области обоснования и формирования военных программ.

На основе системного анализа и программного подхода к формированию бюджетов был разработан и внедрен в практику программно-целевой метод планирования.

Одним из первых опытов практической реализации программно-целевого метода планирования стал план ГОЭЛРО, разработанный еще в 1920 г, специально созданной комиссией под руководством Г.М. Кржижановского. План ГОЭЛРО содержал в себе все элементы, присущие современному пониманию программно-целевого подхода. Однако использованный для его разработки подход не получил дальнейшего теоретического обобщения и практического применения при решении других проблем. Как общий метод, пригодный для планирования развития сложных систем различной природы, он вновь появился в США только в середине 50-х годов.

Программно-целевой подход явился универсальным методом управления развитием сложных систем, однако наибольшее распространение он получил в области военного планирования. Поэтому далее он рассматривается применительно к планированию развития сложных систем военного назначения.

1. Поняття програми зразка озброєння та її характеристика.

1.1. Сущность программно целевого планирования

В основе программно-целевого метода планирования лежат три основных понятия: цель, программа и ресурсы.

Планирование развития любой сложной системы, будь то вооруженные силы в целом, вид вооруженных сил или отдельная система оружия, всегда направлено на достижение определенных целей. При этом под целью понимают либо состояние, в котором сложная система должна оказаться в процессе управляемого развития, либо набор требований, которым в этом случае она должна удовлетворять.

Для достижения цели необходимо провести определенные мероприятия. Упорядоченный комплекс мероприятий, направленных на достижение целей управления, называется программой.

Как правило, существует несколько вариантов программ, обеспечивающих достижение заданных целей. Варианты могут различаться по срокам достижения целей и необходимым объемам ресурсов. Сущность программно-целевого метода планирования заключается в обосновании и выборе по критерию, заданному руководством или принятому разработчиком программы, программы развития, рационально увязывающей цель (цели) развития со временем их достижения и потребными для этого ресурсами.

Существует ряд отличительных признаков, позволяющих достаточно определенно охарактеризовать программно-целевой метод планирования. Применительно к военным системам они состоят в следующем.

Программа всегда ориентирована на достижение некоторой конечной цели. Установление целей является одним из наиболее сложных и ответственных этапов планирования. Цели зависят от внешних и внутренних факторов. Однако в любом случае формулировка цели должна удовлетворять трем основным требованиям:

цель должна быть a priori реалистична;

      цель должна устанавливаться с учетом места данной системы в иерархической структуре системы более высокого уровня;

      цель должна характеризоваться некоторыми количественно-качественными показателями, на основе которых можно выносить суждение о достижении установленных целей.

Первое требование означает, что цель должна быть в принципе достижима, т.е. не существует каких-то принципиальных препятствий (физического, технологического, экономического, этического или иного характера) для достижения целей.

      Второе требование означает, что цели развития сложной системы устанавливаются не сами по себе, а зависят от целей развития системы более высокого уровня, элементом которой является данная система. Например, цели развития вооруженных сил определяются целями социально-экономического развития государства в целом. Соответственно, цели развития различных структурных элементов вооруженных сил зависят от целей развития вооруженных сил в целом и т.д.

Третье требование означает, что при программно-целевом планировании цели должны формулироваться не в обобщенном виде (например, обеспечить оборонную безопасность государства), а носить достаточно конкретный характер, когда можно однозначно судить о том, обеспечивает ли данный вариант программы достижение целей или нет. На практике это означает, в соответствии с целями необходимо ясно сформулировать показатели, которые могли бы быть использованы в качестве меры необходимости и достаточности военных программ с точки зрения достижения целей.

    Программа всегда носит комплексный характер, т.е. охватывает весь комплекс мероприятий, необходимых для достижения целей. Развитие сложной системы, как правило, является многоэтапным процессом и связано с затратами различных ресурсов: материальных, финансовых, людских. Неполный учет этого обстоятельства может привести к тому, что принятая для исполнения программа развития системы окажется нереализуемой либо на ее реализацию потребуется существенно больше ресурсов, чем это предполагалось при первоначальном принятии решения. Поэтому программа должна охватывать все мероприятия, необходимые для достижения целей, а также необходимую последовательность их реализации. Соответственно и затраты на реализацию программы должны определяться с учетом всего комплекса и последовательности мероприятий.

Выбор программы развития должен производиться одновременно с принятием решения об источниках и порядке ее финансирования.

При их раздельном рассмотрении может возникнуть несоответствие между разрабатываемыми планами и выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами. Если затраты, связанные с достижением целей, не могут быть профинансированы в полном объеме, то необходимо пересмотреть пути и сроки достижения этих целей либо изменить цели развития.

В соответствии с указанными особенностями процесс планирования, основанный на программно-целевом подходе, включает в себя шесть этапов.

1. Установление целей развития сложной системы. Этот этап является исходным для начала планирования и одним из наиболее сложных. Трудности обусловлены, во-первых, высоким уровнем неопределенности, особенно характерным для долгосрочных программ, и, во-вторых, отсутствием на начальном этапе планирования данных о потребных затратах.

Второе обстоятельство приводит, в частности, к тому, что процесс планирования часто является итеративным: если по результатам анализа оказывается, что для достижения целей требуется больший объем ресурсов, чем для этого может быть выделено, то возникает необходимость пересмотра целей и нового проведения всего цикла исследований.

2. Определение количественных критериев достижения целей. На практике цели часто формулируются в качественном виде (например, обеспечить оборонную безопасность государства, обеспечить прикрытие группировки войск от ударов с воздуха и т.п.). Для того чтобы можно было судить о достижении сформулированных таким образом целей, желательно иметь количественные критерии. Это не всегда возможно, особенно для сложных проблем. В этом случае часто используются экспертные оценки.

3. Определение альтернативных вариантов достижения целей. Обычно существует несколько путей достижения целей. Для наиболее эффективного использования ресурсов необходимо рассмотреть как можно больше вариантов. Это не всегда возможно по техническим или временным причинам, но в любом случае надо стремиться к тому, чтобы выбранные для анализа варианты как можно шире представляли возможные пути достижения целей.

      4. Выявление полного комплекса мероприятий технического, социального и организационного характера, которые необходимо выполнить в рамках каждого из вариантов для достижения целей.

      5. Оценка всех затрат, необходимых для реализации каждого из вариантов достижения целей. Результатом этого этапа является как оценка полных затрат, так и их распределение во времени (по годам, месяцам и т.д.).

      6. Военно-экономическое обоснование и выбор рационального варианта программы. Конкретный набор методов, применяемых для выбора наилучшего варианта программы, зависит от целей и масштабов программы. Для относительно простых проблем используются традиционные количественные методы исследования операций. Для более сложных проблем применяются экспертные методы.

      Перечисленные этапы программно-целевого планирования являются общими для формирования любых программ. Однако в каждом конкретном случае они имеют свои особенности. Наиболее широкое распространение метод программно-целевого планирования получил в области развития систем оружия.

1.2.Применение программно-целевого подхода к формированию программы создания систем оружия

Одной из первых задач, для решения которой были эффективно применены методы программно-целевого планирования, была задача обоснования программ создания систем оружия.

Под системой оружия понимается комплекс, способный выполнять определенные задачи и включающий в себя образец вооружения или военной техники (например, бомбардировщик или станция дальнего радиолокационного обнаружения) и все то, что необходимо для приведения его в действие (личный состав, вспомогательное оборудование, средства управления и обеспечения).

Комплекс вооружения является более узким понятием, чем система вооружения. Во-первых, в его состав обязательно должен входить какой-нибудь образец вооружения, в то время как система оружия может иметь целью и выполнение небоевых задач (ведение разведки, осуществление перевозок и т.п.). Во-вторых, в отличие от системы оружия комплекс вооружения не включает личный состав и все, что связано с его обеспечением.

Особенности применения программно-целевого подхода к планированию развития систем оружия состоят в следующем.

Цели развития любой системы оружия определяются местом, которое данная система занимает в общей организации вооруженной- борьбы, т.е. они всегда являются подцелями более общей цели. Например, цель создания системы оружия «истребитель-бомбардировщик» определяется целями развития военно-воздушных сил, которые в свою очередь вытекают из целей развития вооруженных сил в целом.

Программа развития системы оружия охватывает все этапы жизненного цикла входящих в систему технических средств: разработку, производство, капитальное строительство специальных объектов и эксплуатацию вооружения. Учитывая значительные сроки разработки и эксплуатации вооружения, можно заключить, на что планирование развития системы оружия осуществляется перспективу до 25—35 лет.

Следует отметить, что при принятии решения должны учитываться затраты, необходимые для функционирования системы оружия (табл. 1). В последнее время все более актуальным становится включение в жизненный цикл системы оружия и этапа снятия системы оружия с вооружения, и его наиболее дорогой составной части — утилизации.

Таблица 1 Распределение полных затрат по этапам жизненного цикла, %

 

Образцы ВВТ

 

Этапы жизненного цикла

Разработка

 

Производство

 

Капитальное строительство

Эксплуатация

 

Зенитные ракетные комплексы Истребители-перехватчики Радиолокационные станции

Средства автоматизации управления

5

4

14

6

 

54

38

46

47

 

4

1

 4

10

 

37

 57

36

 37

При определении затрат на программу развития системы оружия учитываются затраты на жизненный цикл технических средств, входящих в систему оружия, затраты на различные организационные мероприятия (переформирование, передислокация воинских формирований и пр.), а также затраты на все мероприятия, связанные с подготовкой и содержанием военнослужащих и гражданского персонала, участвующего в обеспечении функционирования технических средств.

Кроме того, особенностями применения программно-целевого подхода при планировании развития систем оружия является широкое применение количественных методов анализа в процессе формирования, обоснования и выбора рационального варианта программы «системы оружия», а также анализ и учет факторов неопределенности в процессе разработки программы развития системы оружия на долгосрочную перспективу.

 

1.3. Система «планирование-программирование-разработка бюджета»

Методы программно-целевого планирования доказали свою высокую эффективность и при разработке новых подходов к формированию военных бюджетов. Следует отметить, что реализация принципов программно-целевого подхода к формированию военного бюджета требует синхронизации всех составных частей и видов деятельности в рамках единого процесса планирования в Министерстве обороны. Это предъявляет качественно более высокие требования к организации работы не только органов управления финансами вооруженных сил, но и всех звеньев военного управления.

Для обеспечения такой синхронизации в министерстве обороны США была разработана целостная система подготовки, обоснования, принятия решений и контроля их исполнения, известная в литературе как система «планирование — программирование — разработка бюджета» (ППБ). Впоследствии эта система стала основой для национальных систем разработки и обоснования военных бюджетов во многих ведущих странах мира. Впервые на практике новый подход был реализован в США, где в конце 50-х годов специалистами аналитического центра «РЭНД корпорэйшн» на основе идей системного подхода была предложена новая концепция военно-экономического обоснования планов и программ военного строительства, получившая название «программно-целевой подход».

Система ППБ объединила в рамках единого процесса управления процедуры обоснования целей развития вооруженных сил необходимых финансовых ресурсов и сроков, установила четкие функции руководства и исполнения различных органов управления, их информационного обеспечения. Система ППБ является официально принятым в США механизмом руководства строительством вооруженных сил. С использованием этой системы осуществляется формулирование задач вооруженных сил и установление их потребностей исходя из военно-политических целей и национальных интересов государства (фаза планирования), определение необходимого состава сил и средств и распределения имеющихся ресурсов (фаза программирования), проведение стоимостного анализа и выделение необходимого количества денежных средств (фаза разработки бюджета).

В основе системы ППБ лежат следующие положения.

Во-первых, в организационном плане пересмотрены функции министра обороны и его аппарата. При традиционном подходе роль министра обороны сводилась к распределению между видами вооруженных сил бюджетных ассигнований, утвержденных президентом и конгрессом, и к наблюдению за правильностью их использования. В соответствии с системой ППБ роль министра обороны должна заключаться в формировании некоего ключевого элемента, связывающего цели стратегического планирования и военный бюджет, т. е. в определении облика программы. Министр

при этом должен быть не «судьей», разрешающим споры видов вооруженных сил на основе принципа баланса интересов, а руководителем, следующим четко сформулированным критериям меры необходимости и достаточности реализуемых военных программ. С помощью этих критериев министр должен производить выбор конкретной программы как одной из реальных альтернатив и определять, с какого момента затраты на данную программу начинают превышать тот реальный вклад, который она вносит в решение стратегических задач, что ставит под сомнение ее дальнейшее выполнение.

Таким образом, исходным пунктом в системе ППБ является формулирование национальных военно-политических целей, поиск альтернативных путей достижения этих целей и определение критериев сравнения конкурирующих альтернатив. В качестве такого критерия впервые в практике военного планирования было предложено использовать отношение «стоимость — эффективность». Выбор указанного критерия можно считать принципиальной идеей системы ППБ.

Во-вторых, потребности вооруженных сил и затраты на их удовлетворение рассматриваются совместно. Было установлено, что решения о численности вооруженных сил, составе вооруженных сил и военном бюджете должны приниматься одновременно, поскольку их нельзя обоснованно принять раздельно. Такой подход определяется объективной необходимостью соотнести возможность получения желаемого конечного результата с набором доступных средств его достижения. Так, если государство не может позволить себе затраты, связанные с достижением целей в области национальной безопасности, то оно должно пересмотреть пути и сроки достижения этих целей, а следовательно, и пересмотреть военные программы.

Совместное рассмотрение затрат и результатов есть, по существу, не что иное, как анализ эффективности военной деятельности, с одной стороны, и выработка целей «программирования» — с другой. По замыслу разработчиков системы ППБ оптимальной должна являться такая структура военного бюджета, при которой каждый израсходованный доллар дал бы наибольший вклад в эффективность обороны страны. Таким образом, при реализации системы ППБ совместно рассматриваются и взаимно увязываются такие категории, как потребности вооруженных сил, затраты на их удовлетворение и общая эффективность обороны страны.

Сущность системы ППБ состоит в том, что деятельность руководства министерства обороны по планированию строительства вооруженных сил и распределению имеющихся ресурсов рассматривается в определенной степени как решение экономическом задачи. Такой подход позволяет рассматривать деятельность по планированию строительства вооруженных сил как производственный процесс превращения исходных ресурсов — финансовых, людских, научно-технических и других — в конечную продукцию — вооруженные силы, обладающие определенным уровнем боевых возможностей и оснащенные соответствующим оружием и военной техникой.

В-третьих, разрабатываются новые виды специальных документов, учитывающих рассмотренные концептуальные положения. Важнейшим из них является Пятилетняя программа обороны, содержащая в качестве своей составной части таблицы данных о составе вооруженных сил и затратах на них, позволяет учесть влияние принимаемых управленческих решений на состояние вооруженных сил в перспективе. В этой связи программа не является жесткой, а представляет собой некоторые рамки, меняющиеся со временем. Программа пересматривается ежегодно и не связывает юридическими обязательствами ни президента, ни конгресс. Она служит своего рода ориентиром, основой для последующей разработки более частных планов, а также средством упорядочения внесения изменений в военную программу и их точной регистрации. Каждое такое изменение должно быть утверждено министром или его заместителем. Для министра подобный документ является также средством, с помощью которого он принимает решения по отдельным проектам, связывает эти решения с подготовкой годового военного бюджета.

В рамках Пятилетней программы планирование развития вооруженных сил проводится не по видам вооруженных сил, а по нескольким главным программам, имеющим определенное целевое предназначение. На сегодняшний день в США таких программ одиннадцать. В других странах количество главных программ иное (табл. 2), но всегда планирование осуществляется по главным программам.

Таблица 2

Главные программы развития вооруженных сил в ведущих странах мира

США

Великобритания

Франция

Стратегические силы

Стратегические    ядерные силы

Стратегические силы

Силы общего назначения

 

ВМС общего назначения

 

Силы     оперативной обороны    национальной территории

Разведка и связь

Сухопутные войска на Европейском ТВД

Силы разведки и ох раны границ

Воздушные   и   морские средства     стратегической мобильности

Сухопутные    войска    на других территориях

Силы экстерриториального назначения

Национальная гвардия и резервы вооруженных сил

ВВС общего назначения

 

Прочие силы

 

Исследования   и   разработки

Резервы и вспомогательные формирования НИОКР

Исследования, разработки, испытания

Централизованное снабжение и ремонт

Подготовка   и   обучение личного состава

Обеспечение личного состава

Боевая     подготовка     и обеспечение личного  состава

Производство,   ремонт   и техническое   обслуживание ВВТ

Инфраструктура  и МТО

 

Административно-управленческая деятельность

Стратегические запасы

Административно- управленческая деятельность

Военная   помощь   зарубежным странам

Прочие   обеспечивающие и вспомогательные средства

 

Силы специального назначения

 

Различные расходы, связанные с компенсационными поступлениями

 

Каждая главная программа состоит из нескольких подпрограмм. Например, главная программа «Стратегические силы» состоит из таких подпрограмм, как «Стратегические наступательные силы», «Стратегические оборонительные силы» и т.д. В свою очередь каждая из подпрограмм состоит из отдельных программных элементов, служащих «кирпичиками» для первых. В настоящее время насчитывается около 1000 программных элементов.

Каждый из программных элементов представляет собой либо систему оружия, либо род деятельности, либо организационную структуру, включающую людей и технику. Таким элементом может быть пехотная дивизия, ракетный комплекс, летная подготовка и т.п.

Программные элементы, как правило, формируются вокруг конкретной технической системы и учитывают все планируемые мероприятия, необходимые для ее разработки, испытаний, серийного производства и эксплуатации в войсках, а также предполагаемые в связи с этим расходы. Главное, что должен содержать каждый программный элемент — это сочетание обоснований затрат и выгод (в широком смысле этого слова) от применения системы в войсках. Чаще всего под выгодами понимается то, как данная система обеспечивает достижение целей национальной безопасности,

при этом затраты на реализацию программного элемента рассчитываются не на пятилетний срок, а на весь жизненный цикл программного элемента, причем точное определение затрат — самая сложная часть всего процесса ППБ.

Таким образом, именно Пятилетняя программа позволяет связать планирование строительства вооруженных сил с его финансированием, т.е. замкнуть цикл ППБ, поскольку критерием для группирования программных элементов в подпрограммы, а последних — в главные программы служат боевые задачи как этап достижения более высоких целей — задач национальной безопасности. Каждая задача предполагает определенное представление о существующих и потенциальных угрозах жизненно важным национальным интересам. Подобная ориентация на боевые задачи — одна из отличительных черт системы ППБ.

Необходимо особо подчеркнуть, что программно-целевой подход не отрицает видового или функционального принципа формирования военного бюджета. Все эти три подхода связаны между собой. Но он обеспечивает распределение финансовых ресурсов по видам вооруженных сил в соответствии с их вкладом в достижение совокупности целей. В рамках системы ППБ длительность полного цикла разработки Пятилетней программы в настоящее время составляет около 30 мес и охватывает три взаимосвязанных этапа (фазы):

планирование строительства вооруженных сил;

военное программирование;

разработка военного бюджета.

На этапе планирования, длящемся 18 мес, определяются стратегические задачи, стоящие перед вооруженными силами, система мер по выполнению этих задач, потребность в личном составе, оружии и военной технике, необходимых для выполнения этих задач. В процессе планирования участвуют президент США, министр обороны, комитет начальников штабов, министерства видов вооруженных сил.

Программирование — шестимесячный процесс планирования деятельности по строительству вооруженных сил и его финансовому обеспечению на основе разработки программ, т.е. совокупности мероприятий по обеспечению повседневной деятельности вооруженных сил и их техническому оснащению. Главная цель программирования — поиск оптимальных путей реализации военных планов при минимальных затратах всех видов ресурсов. Практически эта цель реализуется в ежегодном пересмотре Пятилетней программы строительства вооруженных сил — секретного документа, детально рассматривающего вопросы строительства вооруженных сил в разбивке по 11 главным программам. На этом этапе в работе участвуют Совет национальной безопасности, министр обороны, комитет начальников штабов и министерства видов вооруженных сил. Этап программирования — это этап принятия решения о целях правительства США в области строительства вооруженных сил на пятилетний период в увязке с их денежной оценкой, связующее звено планирования и разработки военного бюджета.

Этап собственно разработки военного бюджета длится около б мес и представляет собой процесс определения размеров и структуры финансовых ресурсов, намечаемых для строительства вооруженных сил на ближайшие два финансовых года, составления „ пятилетнего плана финансирования, разбитого по годам. Итог системы ПЦБ — проект военного бюджета США — является составной частью проекта федерального бюджета США, ежегодно представляемого президентом в конгресс.

Впервые система ППБ была введена в практику планирования в министерстве обороны США в 1963 финансовом году и с тех пор, постоянно совершенствуясь, остается основой военного планирования. За эти годы она позволила существенно повысить качество военного планирования, что подтверждается анализом результатов выполнения основных программ, разрабатываемых в министерстве обороны США в этот период (табл. 3).

Эффективность системы ППБ оказала существенное влияние на развитие принципов и методов военного планирования практически во всех ведущих странах мира. С конца 60-х годов сначала во Франции и ФРГ, затем в Великобритании, Швеции и Нидерландах начались работы по совершенствованию систем военного планирования. В настоящее время в подавляющем большинстве зарубежных стран военное планирование базируется на принципах системы ППБ.

 

Таблица 3

 Динамика качества разработки программ развития ВВТ в министерстве обороны США

(в процентах от общего количества разработанных программ за период)

Период (годы) выполнения программ

 

Среднее фактическое превышение

 

Средняя доля программ, в которых недовыполнены оперативно-технические требования

 

стоимости программ

сроков

выполнения

60-е

70-е

80-е

 

44

34

10

 

15

20

1

 

5

0

0

 

 

1.4. Опыт применения программно-целевого подхода в СССР

В СССР в практической работе программные методы планирования стали использоваться с конца 60-х годов, хотя поиск более совершенных методов планирования начался гораздо раньше.

В период 1961—1964 гг. в научно-исследовательских организациях (НИО) различных видов ВС была выполнена серия научно-исследовательских работ (НИР) по обоснованию рациональных систем вооружения отдельных родов войск. На основе этих работ была выполнена НИР, в которой впервые была обоснована система вооружения отдельных видов ВС.

Сделанный в этих работах научный задел позволил провести в 1964 — 1966 гг. в Министерстве обороны комплексные (межвидовые) НИР. Основная задача этих НИР состояла в определении оптимальных соотношений между вооружением различных видов ВС для успешного проведения фронтовых операций в период 1965—1970 гг. при .заданных заранее типах вооружения, а также рациональной системы вооружения ударных средств стратегического назначения, включающая средства авиации, флота и ракетных войск.

Эти работы стали этапными в практике обоснования перспектив развития ВВТ. Фактически в них была заложена методология проведения всех последующих исследований в этой области. Выявленные в ходе исследований взаимосвязи и взаимозависимости между вооружением различных видов ВС и родов войск наглядно продемонстрировали, что всестороннее обоснование перспектив развития ВВТ не может проводиться изолированно в рамках каждого отдельного вида ВС, а требует системного подхода к ВС в целом и иных методов обоснования.

Одновременно стали очевидными и существенные недостатки существующей системы планирования. Во многом они повторяли недостатки, присущие западным странам, но были и специфические.

К основным из них можно отнести:

отсутствие научно обоснованной системы задач, стоящих перед вооруженными силами и, как следствие, отсутствие возможности оценить их соответствие выделяемым государством средств на оборону;

дублирование исследований и разработок;

недостаточные оперативность, широта и эффективность использования достижений научно-технического прогресса в военно-технических разработках;

чрезмерно высокую стоимость создания систем оружия;

неоправданное расширение номенклатуры систем и образцов вооружения при недостаточной стандартизации и унификации;

затягивание сроков создания новых систем оружия.

В этот период стало ясно, что назрела необходимость радикального изменения системы управления строительством ВС.

В 1968—1969 гг. научно-исследовательским организациям Министерства обороны совместно с организациями промышленности было поручено провести исследования по изучению отечественного и зарубежного опыта военного планирования. В эти же годы Центральный институт военно-технической информации, бывший в тот период головной организацией в Министерстве обороны по анализу развития зарубежного вооружения и военной техники, выпустил ряд тематических изданий, посвященных анализу практики военного планирования и обоснования финансовых ресурсов в МО США. Эти материалы предопределили направленность поиска более совершенных методов планирования. Появились работы, в которых анализировались возможности применения программных методов планирования в отечественной практике, обосновывались преимущества нового подхода в этой области.  Результатом этих исследований стало принятое Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 июня 1969 года № 433-157 «О дальнейшем улучшении планирования вооружения и военной техники».

Постановлением предусматривался переход от планирования по отдельным видам боевой техники к разработке комплексных планов решения основных задач Вооруженных Сил, включающих разработку, серийное производство и эксплуатацию вооружения и военной техники в войсках при оптимальной увязке потребностей Вооруженных Сил с объемами выделенных средств. Для этого в Министерстве обороны был создан аппарат начальника вооружения, отвечающий за разработку программ вооружения, определена структура основного планирующего документа — Программы вооружения, установлен порядок ее обоснования, разработки и утверждения. С этого времени планирование развития вооружения и военной техники в нашей стране стало осуществляться на основе программных методов. К решению возникших при этом теоретических и практических проблем привлекались крупнейшие научные коллективы.

    Специфика программно-целевого планирования развития Вооруженных Сил в СССР заключался в том, что такой подход распространяется только на развитие ВВТ. В те годы это было в определенной степени оправдано, так как затраты на развитие ВВТ составляли свыше 70 % от общих военных расходов СССР. Однако ситуация коренным образом изменилась. К середине 90-х годов затраты на НИОКР, закупку вооружения и военной техники и капитальное строительство уменьшились примерно до 30 % от общих военных расходов, что существенно снизило долю военных расходов, планируемую на основе программно-целевого подхода. Поэтому встал вопрос о распространении программно-целевого подхода на все сферы военной деятельности. Аналогичную проблему предстоит решать  для всех силовых структур в Украине.

 

2. Оцінка витрат на программу ОВТ

Сущность методологии программно-целевого планирования развития ВВТ состоит в обеспечении согласования боевых задач с выделяемыми для их решения ресурсами. Главное в программно-целевом планировании — распределение ресурсов в соответствии с вкладом каждого вида ВС, рода войск и систем (образцов) вооружения в обеспечение национальной безопасности.

При разработке программ развития Вооруженных Сил учитывают:

основные положения Военной доктрины государства, определяющей приоритеты обеспечения национальной безопасности, внутренние и внешние угрозы;

     Основы (концепцию) государственной политики государства по военному строительству;

боевые задачи видов Вооруженных Сил и родов войск;

ограничения по возможности реализации программ (экономический потенциал, бюджетные ограничения);

состояние технологии производства, конструкторской проработки и др.

В современном понимании Военная доктрина — это система официально принятых в государстве взглядов и установок на военное строительство и применение ВС, других войск, воинских формирований и органов (военной силы) в интересах обороны страны и обеспечения безопасности государства.

Военная доктрина имеет четыре составляющие — политическую, военную, финансово-экономическую и военно-техническую.

Политическая составляющая декларирует приоритет невоенных способов решения межгосударственных противоречий. Военная составляющая определяет задачи ВС, других войск и формирований, военно-техническая — общие направления военно-технической политики и способы ее реализации, военно-экономическая — основные принципы экономического обеспечения военного строительства.

В соответствии с военно-доктринальными установками государства формулируются задачи ВС, к числу которых можно отнести, например, стратегическое сдерживание, локализацию конфликта на континентальных театрах военных действий (КТВД), локализацию конфликта на морских ТВД (МТВД), отражение агрессии в локальной или региональной войне, миротворческие операции. Конкретное содержание задач определяется специально издаваемыми документами. Участниками выполнения боевых задач и реализации программ развития ВВТ могут выступать виды ВС, рода войск (например, РВСН, ВВС, ВМФ, Сухопутные войска, другие силы).

Применительно к ВС реализация программно-целевого подхода к финансовому планированию и разработке оборонного бюджета может быть осуществлена с использованием специальных схем, в которых в единую систему увязаны задачи ВС, организационные структуры и статьи расходов оборонного бюджета.

Для решения задач планирования развития ВВТ может использоваться схема, представленная табл.4.

      Как видно из табл.4, каждый элемент структуры Вооруженных Сил в общем случае может участвовать или не участвовать в решении той или иной задачи (на схеме показаны плюсы и минусы). Решение об их участии принимается по стоимостному критерию. После решения задачи военно-экономического анализа формируются программы двух видов — программа боевой задачи и программа вида Вооруженных Сил. Программа боевой задачи (по столбцу => ) представляет собой совокупность мероприятий всех видов Вооруженных Сил, участвующих в выполнении данной задачи. Программа вида Вооруженных Сил — это совокупность мероприятий вида Вооруженных Сил в интересах решения всех задач (по строке =>).

Элементами программ вида Вооруженных Сил выступают программы вооружений, к числу которых могут относиться ударные стратегические средства, оборонительные стратегические средства, космические средства, средства борьбы на КТВД, средства борьбы на МТВД и др.

В свою очередь в программах вооружения выделяются классы ВВТ, например, ракетные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами, другая ракетная техника (в т.ч. средства противовоздушной обороны, зенитные ракетные комплексы, крылатые ракеты и др.), космические системы и комплексы, авиационная техника, подводные и надводные корабли, автобронетанковая техника, артиллерия, стрелковое оружие и другие средства ближнего боя, автоматизированные системы и средства управления, связи, разведки.

 

 

Виды Вооруженных

Сил

Лекция 4.2 -14

Участие видов Вооруженных Сил в решении боевых задач

в составе стратегических

ядерных сил

 

в операциях

на КТВД

 

в операциях на

МТВД

 

в миротворческих операциях

РВСН

ВВС

ВМФ

СВ

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

+

Лекция 4.2 -14

 

 

 

 

Табл.4. Участие видов Вооруженных Сил в решении боевых задач

Элементом каждой программы классов ВВТ являются программы образцов вооружения. Образец вооружения — это совокупность технических систем и сооружений, предназначенных для выполнения определенных боевых задач. Программа образца вооружения — совокупность мероприятий, конкретизированных по целям, срокам и располагаемым ресурсам, направленным на создание образца вооружения в требуемом количестве, эксплуатацию в течение периода от поставки первого образца в войска до снятия последнего образца с войсковой эксплуатации, а также утилизацию всех военно-технических систем образца вооружения (рис. 1).

Лекция 4.2 -14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис1 Модель программы образца вооружения: N(t) — количество образцов ВВТ в войсках

Программы образцов вооружения включают в себя фундаментально-поисковые исследования, НИР, ОКР (в т.ч. подготовку экспериментально-испытательной базы, испытания и оценки), серийное производство (в т.ч. подготовку к производству, закупку серийных образцов, развертывание), капитальное строительство (в т.ч. проектно-изыскательские работы), эксплуатацию (в т.ч. ремонт, модернизацию) и ликвидацию (утилизацию), т.е. весь жизненный цикл.

Жизненный цикл образца вооружения — отрезок времени от начала НИР в обоснование ТТХ до снятия его с вооружения и утилизации.

В основе методики оценки потребности в ассигнованиях лежат следующие исходные данные планы замены образцов как совокупность программ образцов:

фактические затраты или прогнозные оценки по опытно-конструкторским работам и их распределение по годам;

стоимость серийного производства отдельных элементов или образца в целом (для перспективных образцов — прогноз);

стоимость строительства объектов, необходимых для создания и обеспечения эксплуатации образцов вооружения;

удельные показатели затрат на эксплуатацию всех существующих и подлежащих включению в программу вида Вооруженных Сил образцов вооружения.

План замены обычно представляет собой таблицу, в которой указывается количество единиц танков, самолетов и другой техники, находящейся на вооружении в войсках на конец года (табл .5).

Таблица 5

Образцы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

А

600

600

450

300

150

-

-

-

-

A-I

_

150

300

450

600

600

600

450

300

А-II

_

-

-

-

-

-

150

300

Сумма

600

600

600

600

600.

600

600

600

600

600

На основании плана замены и единичных стоимостных показателей образцов вооружения составляются программы опытно-конструкторских работ, серийного производства (поставок), капитального строительства и эксплуатации. Все программы содержат стоимостную оценку. Поскольку основное назначение программы состоит в подготовке данных для сравнительного военно-экономического анализа, определения объема потребных ассигнований и выбора наилучшего варианта программы, точность оценок может быть значительно ниже, чем при текущем планировании. При перспективном планировании возникают неопределенности различного характера, которые следует учитывать при оценке боевой эффективности и экономических показателей. С течением времени изменяются возможные направления угрозы для страны, вероятные противники, которые определяют возможный театр военных действий, требования к тактико-техническим характеристикам необходимого для выполнения боевых задач вооружения, условия базирования войсковых формирований и др. Из-за неопределенности исходной информации о будущем состоянии противника и достижимых уровнях тактико-технических характеристик вооружения используются укрупненные стоимостные показатели.

     Рассмотрим основные способы формирования программы по отдельным видам работ. Если для каждого образца проведена оценка стоимости разработки, в том числе опытно-конструкторских работ, известна продолжительность их проведения, то при наличии данных о начале постановки образцов на вооружение, а следовательно, и времени окончания их разработки становится возможным сформировать программу опытно-конструкторских работ.

Пример 1. Пусть для двух образцов вооружения (табл. 5} приведены стоимость ОКР образцов Сокр и продолжительность ОКР токр (табл. 6).

Таблица 6

Образец

Сокр,  тыс. грн

токр,   годы

А-1

А-Н

510

600

2000-2002

2005-2008

Для случая равномерного распределения затрат по годам в рассматриваемом периоде 2001—2010 гг. программа ОКР будет иметь представленный в табл. 7.

Для образца A-I в программе учтены затраты ОКР только в сумме 340 тыс. руб., а не 510 (см. табл. 6), так как затраты 2000 г. выходят за рамки периода разработки программы. В результате получаются данные о распределении затрат на ОКР по всему периоду программирования для всех образцов, включаемых в данную альтернативную программу, и суммарные затраты.

      В данном примере рассмотрена смена поколений только двух образцов A-I и A-II. Аналогично можно оценить затраты на все образцы, входящие в вариант программы вида Вооруженных Сил.

Результаты оценки затрат на ОКР по всем образцам вооружения и их элементам позволяют решать задачу оценки реализуемости программ промышленностью, занимающейся разработкой вооружения. В случае нехватки у того или иного министерства научно-производственного потенциала работы передаются другому министерству или делается оценка потребности в дополнительных материальных, финансовых и людских ресурсах.

Таблица 7

 

Образец

Затраты на ОКР по годам, тыс. грн.

Сумма

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

A-I

А-II

170

 

170

 

-

-

 

-

150

-

150

-

150

-

150

-

-

-

-

340

600

Всего

170

170

-

-

150

150

150

150

-

-

940

Для составления программы серийных поставок ВВТ необходимы данные о стоимости изготовления элементов вооружения. Пусть в простейшем случае (длительность производственного цикла считается малой величиной) стоимость производства образца неизменна по годам и составляет: для образца A-I — 400 тыс. грн., для А-П — 420 тыс. грн. Тогда программа серийных поставок для плана замены, приведенного в табл. 5, будет иметь вид, представленный в табл. 8.

Таблица 8

Образец

 

Затраты на серийные поставки по годам, млн.грн.

Сумма

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

A-I

А-П

-

-

-

-

60

-

60

-

60

-

60

-

-

-

-

-

-

63

-

63

240 126

 

Всего

-

-

60

60

60

60

-

-

63

63

366

Программа строительства формируется аналогично программе серийных поставок, т.е. путем умножения единичного показателя затрат на количество изготовляемых (вводимых в эксплуатацию) в данном году единиц вооружения.

Для оценки затрат на эксплуатацию необходимо иметь данные о единичной стоимости эксплуатации образцов вооружения. Поскольку в плане замены количество указывается по состоянию на конец года, то при оценке суммарных затрат необходимо принимать в расчет среднее количество изделий данного образца.

Пусть затраты на эксплуатацию образцов ВВТ составят (в год на единицу): А — 5,0 тыс. грн., А-1 — 5,5 тыс. грн., А-П — 6,0 тыс. грн. Тогда программа затрат на эксплуатацию образцов будет иметь вид, представленный в табл. 9.

Таблица 9

Образец

 

Затраты на эксплуатацию по годам, млн. грн.

Сумма

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

А

А-1

A-II

3,0

-

-

3,0

-

-

2,62 0,41

-

1,88

1,24

-

1,12

2,06

-

0,38 2,89

-

-

3,3

-

-

3,3

-

-

2,89 0,45

-

2,06

1,35

12,0 18,15

1,8

Всего

3,0

3,0

3,03

3,12

3,18

3,27

3,3

3,3

3,34

3,41

31,95

Суммарные затраты на осуществление данного варианта программы сведем в табл. 10.

Таблица  10

Виды

 

Суммарные затраты по годам, млн грн.

Сумма

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ОКР

0,17

0,17

-

-

0,15

0,15

0,15

0,15

-

-

0,94

Серийные поставки

-

_

60

60

60

60

-

-

63

63

36

Эксплуатация

3,0

3,0

3,03

3,12

3,18

3,27

3,3

3,3

3,34

3,41

31,95

Всего

3,17

3,17

63,03

63,12

63,33

63,42

3,45

3,45

66,34

66,41

398,89

Поскольку по каждому образцу вооружения известна система кооперации предприятий-разработчиков и заводов — изготовителей серийной продукции (для перспективных образцов она может прогнозироваться), то становится возможным определить объемы работ для обеспечения боевых задач всех видов ВС. Это позволяет обоснованно спланировать развитие производственной базы на далекую перспективу и обеспечить ритмичную работу предприятий.

Результаты расчетов суммарных затрат позволяют определить объем потребных ассигнований для каждого вида ВС, оптимально распределить ресурсы между видами в интересах наилучшего решения конечных целей и задач ВС в целом и, таким образом, наиболее эффективно использовать средства, выделяемые на оборону страны.

2.1.Военно-экономический анализ вариантов программ развития ВВТ

Военно-экономический анализ программ проводится по двум направлениям: военному и экономическому.

Анализ военной составляющей предполагает проверку программ (планов замены) с точки зрения выполнения боевых задач образцов и систем оружия по всем периодам (годам). Изменение параметров программы (набор образцов вооружения, тактико-технические характеристики, объем программы образцов и др.) приводит не только к изменению стоимости программы вооружения, но и к различным значениям показателей боевого эффекта и боевого потенциала программы вооружения. Таким образом, варьируя параметрами программы Вооруженных Сил, можно получать различные варианты (альтернативы) программ, а следовательно, различные варианты распределения затрат по годам осуществления программы и различные показатели достигаемого эффекта, также изменяющиеся по годам.

     Дальнейший анализ вариантов должен состоять, во-первых, в сравнении достигнутых показателей боевого эффекта с требуемым и, во-вторых, в сравнении вариантов между собой по их суммарной стоимости.

Показатель обобщенного боевого эффекта совокупности образцов вооружения, входящих в программу вида Вооруженных Сил в каждом году можно определять как меру его (эффекта) соответствия требуемому уровню. В этом случае независимо от конкретного характера вида Вооруженных Сил и его боевых задач показатель уровня боевого эффекта можно задавать и рассчитывать для каждого варианта программы числом, изменяющимся от нуля до единицы. Следовательно, если виду Вооруженных Сил задается на каждый год требуемый уровень боевого эффекта и для каждого варианта программы рассчитывается достигаемый уровень боевого эффекта, то необходимо, чтобы он во все моменты был не меньше требуемого. Так отбираются допустимые варианты.

Конкретное значение показателя боевого эффекта (потенциала) может быть определено по формулам теории боевой эффективности. Оно зависит главным образом от количества образцов различных типов, находящихся на вооружении в войсках, и их тактико-технических характеристик.

После отбора допустимых вариантов проводится сравнение вариантов программ по величине суммарных затрат. Из числа допустимых выбирается вариант, имеющий минимальное значение показателя суммарных затрат. Для лица, принимающего решение, из числа допустимых могут быть отобраны также варианты, близкие к наиболее экономичному. По косвенным характеристикам эти варианты могут оказаться более предпочтительными, чем самый экономичный. К таким характеристикам можно отнести: возможности дальнейшего совершенствования предлагаемой программы вооружения, сложившуюся систему кооперации заводов — производителей серийной продукции, степень индустриализации работ по строительству объектов под монтаж вооружения и др.

Анализ экономической составляющей включает:

оценку возможностей реализации программ по суммарным затратам;

      то же, но по отдельным доставляющим (по ОКР, серийным поставкам, капитальному строительству, критическим технологиям и др.);

      анализ структуры затрат по образцам и системам оружия, выявление, наиболее дорогостоящих ж сравнение их вклада в решение боевых задач;

      анализ структуры расходов по видам затрат;

      выявление наиболее ресурсоемких программ (например, голография, волоконно-оптические системы передачи данных, гироскопы и др.) и критических технологий (лазерные, компьютерные, информационные и др.).

     Выбранный вариант программы позволяет формировать потребности ВС, в том числе определять состав учебно-тренировочной базы войск, формировать требования к системе подготовки кадров всех специальностей по категориям (офицеры, сержанты).

2.2. Оценка реализуемости программ

Все анализируемые варианты программ развития вооружения и военной техники, и особенно допустимые, должны оцениваться с точки зрения возможности воплощения их в жизнь. Наиболее тщательному анализу должны подвергаться варианты программ, рекомендуемые как рациональные.

Основными направлениями оценки реализуемости программ являются:

оценка возможностей науки и техники по созданию образцов ВВТ с необходимыми тактико-техническими характеристиками. Решение этой задачи носит инженерный характер и проводится на основе научно-технического прогнозирования;

оценка соответствия суммарной потребности в ассигнованиях на программы развития ВВТ лимитам, которые выделяются видам ВС на решение боевых задач. Если видами ВС разрабатываются такие программы, которые не укладываются в установленные лимиты, то часть боевых задач может быть передана другому виду ВС;

оценка возможностей реализации программы имеющимися ресурсами промышленности.

Достижение цели программы может осуществляться различными путями. Каждый путь, каждый вариант программы требуют для реализации большого количества весьма разнородных ресурсов. Номенклатура предметов военного назначения исчисляется миллионами, число деталей некоторых образцов вооружения составляет сотни тысяч штук. Следовательно, потребность в материальных ресурсах, необходимых для реализации программ вооружения, чрезвычайно велика.

Однако одних .материальных ресурсов для создания и эксплуатации ВВТ недостаточно. Необходимы соответственные производственные площади, кадры высокой квалификации и самый современный уровень технологии производства. При отсутствии любого из этих условий станет невозможным реализовать программу, а следовательно, обеспечить необходимый уровень боеспособности ВС. Поэтому можно считать, что ресурсы являются своеобразным фильтром, через который . пропускается анализируемая программа.

Однако перспективное планирование не обладает пассивным характером. Оно не ставит себя в полную; зависимость от наличия ресурсов. Объективные потребности в выполнении возрастающих задач являются стимулирующим фактором для изыскания новых материалов, создания новых технологий и постановки ряда других сложных научно-производственных задач, решение которых продиктовано интересами обеспечения обороноспособности страны.

Рассмотрим простейшую задачу оценки возможности реализации программы вооружения с учетом имеющихся ресурсов промышленных министерств. Предположим, что по каждому варианту программы известны не только стоимость ее реализации и распределение затрат по годам (см.. например, табл. 5), но и объем работ в стоимостном выражении, который необходимо выполнить отдельным ведомствам, принимающим участие в реализации программы работ. Известны также производственные возможности промышленных предприятий и проектных организаций. Тогда сравнение объемов работ, которые необходимо выполнить в каждом году планируемого периода, с возможностями их выполнения позволяет оценить степень реализуемости программы. Здесь могут возникнуть различные ситуаций. Если недостаточны производственные мощности, то следует либо передать часть работ другому ведомству, либо создать дополнительные производственные мощности. Если суммарные возможности ведомств достаточны, но характер потребности в ресурсах неравномерен (в некоторые годы образуется избыточный ресурс, в некоторые — ощущается их недостаток), то следует пересмотреть параметры программы, т.е. изменить или темпы производства, или СР9КИ начала разработки новых образцов и запуска их в серийное производство.

Изменение параметров программы может привести к необходимости повторной оценки конечной боевой эффективности, которая будет реально получена с учетом фактических возможностей промышленности. Окончательное решение о принятии того или иного варианта программы вооружения должно приниматься с учетом дополнительных капитальных вложений, которые необходимы для развития промышленности. Следовательно, задача «определение целей и задач — формирование способов их достижения (вариантов программ) - оценка ресурсов» должна решаться итерационно как прямая и обратная задачи военно-экономического анализа.

2.3. Учет неопределенности при планировании развития ВВТ

При планировании развития военной техники возникает ряд неопределенностей, к числу которых можно отнести:

изменения военно-политической обстановки в мире, вызывающие необходимость внесения соответствующих уточнений в содержание боевых задач Вооруженных Сил;

изменчивость природно-климатических условий возможных театров военных действий;

      неопределенность в оценке действительного уровня науки, техники и экономики;

изменчивость (вследствие физического и морального износа) тактико-технических характеристик образцов ВВТ, разрабатываемых в соответствии с программами совершенствования комплексов вооружения.

Все неопределенности можно разделить на две группы. К первой группе следует отнести недостаточно определенные знания о значениях тех факторов, на изменение которых воздействовать практически невозможно (природно-климатические условия возможных театров военных действий, оценка вероятного противника, его стратегии и др.). Ко второй группе относятся недостаточные знания о значениях тех факторов, на изменение которых можно оказать воздействие в той или иной степени (технический уровень производства, состояние экономики и др.).

На формирование перечня боевых задач на 10—15-летнюю перспективу главным образом влияет неопределенность в установлении очага угрозы для нашей страны. Если в течение многих лет основным очагом напряженности в мире и угрозы были страны блока НАТО, то в последние годы с возникновением многополярного мира появились другие силы.

Прогнозировать изменение возможных театров военных действий весьма сложно, хотя и необходимо, так как оно в решающей мере определяет перечень образцов вооружения, подлежащих разработке и созданию, их тактико-технические характеристики, количество, а следовательно, и объем потребных ассигнований. Отсюда возникает необходимость в перспективном планировании, которое позволяло бы гибко реагировать на изменение обстановки, просматривать большое количество возможных вариантов программ.

Одно из требований, предъявляемых к программам, состоит в том, что наилучшие из них должны обладать способностью адаптации к изменяющимся условиям. Однако при этом следует учитывать, что создание таких программ может потребовать значительных экономических усилий. Использование прогнозных оценок позволяет подготовить набор возможных вариантов, позволяющих принять обоснованное решение по наиболее рациональному использованию ресурсов, выделяемых на оборону страны.

Закінчення

Задача повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на обеспечение военной безопасности, является ключевой в обучении военных кадров. Изложенные в настоящем учебном курсе материалы должны способствовать ее решению. Военно-экономический анализ направлен на то, чтобы все военные специалисты, а не только экономисты, были способны проанализировать фактическое состояние дел, оценить эффективность планируемых и проводимых мероприятий в войсковой и производственной сферах деятельности, подготовить обоснованные рекомендации, способствующие целесообразному использованию всех видов ресурсов и в конечном счете повышению боевой готовности  всех силовых структур  Украины.

 

 

 

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика